Инновационный проект по созданию модели духовно-нравственного воспитания через реализацию сетевого проекта «Юные кадеты»
Автор: Скосырская Ольга Валериевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 30.07.2023
Статья просмотрена: 24 раза
Библиографическое описание:
Скосырская, О. В. Инновационный проект по созданию модели духовно-нравственного воспитания через реализацию сетевого проекта «Юные кадеты» / О. В. Скосырская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8527/ (дата обращения: 16.11.2024).
«Все начинается с детства» — эта крылатая фраза как нельзя лучше раскрывает суть нравственно-патриотического воспитания. Еще В. А. Сухомлинский утверждал, что детство — это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия [1, с. 145].
С целью воспитания у дошкольников патриотических чувств и гражданской принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности через преемственность детского сада и школы, ДОУ реализует сетевой образовательный проект «Юные кадеты» с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность проекта направлена на привлечение детей дошкольного возраста с ОВЗ, учащихся кадетского класса МБОУ КСОШ им. Героя РФ В. И. Шарпатова, родителей, педагогов, социальных партнёров для решения одной главной цели — создание организационно-педагогических условий для формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста с ОВЗ, начала гражданственности через установление преемственных взаимосвязей между уровнями образования: дошкольное — начальное — дополнительное образование, ранняя профориентация дошкольников.
Интеграция образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников кадетской группы в образовательную программу включена не только в непосредственно-образовательную деятельность, а в разные виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Реализация сетевого проекта строится по 4 направлениям.
Гражданско-патриотическое направление включает:
— тематические беседы об истории кадетского движения в России;
— экскурсии в кадетскую школу;
— участие в мероприятиях, посвященных Государственным датам РФ;
— участие в благотворительных акциях «Посылка солдату», «Письмо солдату», «Сердце цвета хаки»;
— проведение смотра-конкурса строя и песни совместно с учащимися кадетской школы;
— планируется реализация проекта по созданию и транслированию мультфильмов к памятным датам и праздникам.
Культурно-патриотическое направление включает систематизацию знаний по истории малой родины и края.
Это могут быть:
— экскурсии в городскую библиотеку, музей с целью расширения и углубления знаний воспитанников об истории родного города, о ямальских писателях, поэтах и художниках;
— встречи с интересными людьми города;
— участие в городских патриотических конкурсах и мероприятиях, таких как Городской конкурс строя и песни, конкурсы рисунков и чтецов, приуроченных к праздникам День России, День Победы, День Защитника Отечества.
Экологическое, нравственно-трудовое направление включает:
— экскурсии на природу с целью расширения знаний о растительного и животного мира Ямала;
— участие в экологической акции «Посади дерево»;
— беседы и игры с педагогом-психологом для сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся, а также воспитания нравственного поведения.
В рамках спортивно-оздоровительного направления проводятся различные спортивные мероприятия как с детьми, так и с родителями. Также юные кадеты являются регулярными участниками и победителями городских спортивных конкурсов. В будущем учебном году для юных кадетов планируется реализация проекта «Туристята» совместно с педагогами по детскому туризму Городского дворца творчества.
Таким образом, проект не только позволяет повысить интерес детей к кадетскому движению, к людям, защищающим Родину, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической, духовно-нравственной позиции дошкольника, которая является основой личности взрослого человека — гражданина своей страны. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста возможно в полном объеме в том случае, если обеспечивается взаимосвязь всех компонентов, актуализация жизненного опыта и активация детей на всех этапах работы, взаимодействие в системе «педагог — ребенок — родитель».
Особое внимание в работе со старшими дошкольниками с ОНР уделяется развитию всех структурных компонентов речи, в том числе и связной. Поэтому любое мероприятие, проводимое в рамках патриотического воспитания дошкольников, включает в себя словесное творчество воспитанников. Отличительной чертой нашего проекта является создание благоприятной атмосферы, взаимоподдержки, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали заботу своих сверстников и развивались вместе с ними. Расширение сферы общения детей с ОВЗ и помощь в адаптации в обществе.
Взаимодействие с родителями
С целью развития кадетского движения в детском саду, при выстраивании работы с семьями воспитанников, используются следующие формы взаимодействия: родительские собрания, консультации, форумы, информационные стенды. На данный момент практика определила наиболее оптимальными следующие:
— родительские конференции;
— социальные акции «Письмо солдату», «Посылка солдату», «Сердце цвета хаки»;
— творческие мастерские, мастер-классы;
— интерактивные площадки;
— квест-игры;
— творческие конкурсы;
— всероссийские проекты: «Бессмертный полк», «Окна Победы».
Совместное участие родителей и детей в социальных акциях позволяют сформировать ценностное отношение к окружающему миру, сблизить родителей с детьми, а детям — получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить их любовь и свою значимость. На родительских конференциях по гражданско-патриотическому воспитанию родители представляют свой опыт семейного воспитания, делятся семейными традициями.
Такие формы работы как творческие мастерские, мастер-классы позволяют вовлечь родителей к обогащению развивающей среды для дошкольников и в ходе практической деятельности передать опыт изготовления дидактических игр и пособий для ознакомления детей с родным городом, его достопримечательностями, историей развития кадетства. В мастерской развивается креативность родителей, умение видеть в обыденных, практически не нужных вещах, интересные, занимательные объекты для обыгрывания с детьми.
Сетевое взаимодействие
В рамках реализации сетевого проекта «Юные кадеты» детский сад успешно взаимодействует с социальными партнерами.
Проведение патриотических мероприятий и конкурсов происходит совместно с кадетами и педагогами кадетской школы.
Городской дворец творчества является площадкой для проведения патриотических городских творческих конкурсов, а также партнёром по реализации проекта «Туристята».
С детской библиотекой и городским музеем ведётся взаимодействие с целью развития первичного читательского и эстетического интереса к литературным и художественным произведениям, а также виртуальных экскурсий по родному городу и краю.
Юные кадеты, их родители и педагоги являются активными участниками профилактических акций ОГИБДД с привлечением инспектора по пропаганде БДД.
Дошкольный возраст является сенситивным для развития основ нравственного сознания, чувств и поведения. На этом возрастном этапе дети осваивают содержание ряда этических норм и правил, открывают их социальное значение, приобретают практический опыт нравственного поведения; активно развиваются социально-нравственные чувств и эмоции детей, формируется гуманное отношение к сверстнику, закладываются основы нравственной позиции [2, с. 748–750].
Профессиональную компетенцию в воспитании и развитии у воспитанников патриотических и духовно-нравственных чувств, любви к своей родине педагоги повышают путём участия в конкурсах методических разработок и дидактических пособий, презентаций своего опыта работы на мастер-классах и городских методических объединениях.
Предполагается, что реализуемый проект обеспечит наличие внешних эффектов, а именно, успешная социализация и мотивация детей с ОВЗ, развитие и укрепление преемственности школы и детского сада, повышение престижа МБДОУ и авторитета у родителей.
Литература:
- Акопян, М. А. Система гражданско-патриотического воспитания в рамках проекта «Россия — Родина моя» [Текст] / М. А. Акопян. — Саратов: Аск-о, 2006. — 206 с.
- Коваль А. Н., Малыгина А. Н., Жесткова Е. А. Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 8–4. — С. 748–750; URL: https://applied-research.ru/article/view?id=7234 (дата обращения: 26.07.2023).