Проект «Парк профессий: из прошлого в будущее»
Авторы: Зубкова Наталья Владимировна, Чернова Алевтина Борисовна, Саутнер Светлана Вильгельмовна, Хижина Елена Борисовна, Калантарова Ирина Анатольевна, Новопольцева Вероника Григорьевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 03.08.2023
Статья просмотрена: 376 раз
Библиографическое описание:
Проект «Парк профессий: из прошлого в будущее» / Н. В. Зубкова, А. Б. Чернова, С. В. Саутнер [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 49-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8533/ (дата обращения: 08.11.2024).
Руководители проекта:
Осипова Юлия Александровна, Зубкова Наталья Владимировна, Доброседова Наталья Александровна (МОУ СОШ № 16, г.о. Подольск Московской обл.); Прокопенко Ольга Валерьевна, Саутнер Светлана Вильгельмовна, Иванова Ольга Валерьевна, Коньшина Мария Сергеевна (МОУ СОШ № 31 г.о. Подольск Московской обл.); Новопольцева Вероника Григорьевна, Вагнер Светлана Валерьевна (МБДОУ д/с № 244, г. Ульяновск); Алифанова Наталья Александровна, Чернова Алевтина Борисовна (МОУ СОШ № 25 г.о. Подольск Московской обл.); Петухова Ксения Анатольевна, Калантарова Ирина Анатольевна (МКДОУ г. Новосибирска Детский сад № 383 «Дружба»); Хижина Елена Борисовна, Аксенова Юлия Викторовна, Валькова Юлия Викторовна (МБДОУ детский сад № 176, г. Ульяновск).
Методический паспорт проекта
Адресация проекта: проект предназначен педагогам ДОУ, учителям начальных классов, родителям.
Цель проекта: поддержка познавательной активности детей и опережающей профориентации посредством создания цифровой интеллектуальной игры «Парк профессий: из прошлого в будущее»
Задачи проекта:
- Используя открытый вид сетевого взаимодействия активизировать работу педагогов, родителей, социальных партнеров, узких специалистов из разных регионов с целью обмена опытом по опережающей профориентации детей;
- Формировать интерактивную развивающую среду для активизации познавательной деятельности детей при знакомстве с выбранной профессией;
- Совершенствовать знания педагогов о новых методах и приемах работы с детьми в условиях цифровой трансформации образования, использовать их в поддержке интересов детей в части опережающей профориентации;
Благополучатели проекта: дети, родители воспитанников, педагоги, социальные партнеры ДОУ
Типовые особенности проекта: Сетевой практико-ориентированный долгосрочный проект. Реализуется с 2023 года.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Формирование, конкретизация, обогащение, представлений детей о различных профессиях;
- Развитие познавательной активности, коммуникации, творческих способностей детей;
- Формирование положительного отношения к труду;
- Создание банка конспектов проектов, сценариев, видеофильмов про эволюцию профессий;
- Помощь в самоопределении с будущей профессией посредством экскурсий на предприятия, в музеи, встреч с интересными людьми;
- Организация педагогов из разных регионов в проведении фестиваля «Ярмарка профессий»;
- Создание виртуального блока игр «Парк профессий: из прошлого в будущее».
Материально-техническое обеспечение:
- Мультимедийное оборудование;
- Оборудование для конструктивной, экспериментально-исследовательской деятельности для моделирования профессионально-ориентированной среды.
Введение
В рамках участия в Юбилейном X Федеральном научно-общественном конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования -2023» объединились шесть дошкольных учреждений из разных регионов в совместной работе по направлению «Ребенок в высокотехнологичном обществе».
Важным аспектом в данном проекте выступает сетевое взаимодействие педагогов. Между участниками сетевого взаимодействия состоялся диалог, где все могли делиться своими идеями, новыми формами работы с детьми. Сетевое взаимодействие выступает как средство повышения качества образования дошкольника. Происходит взаимообмен, налаживание связей между школой и дошкольными учреждениями, между детскими учреждениями разных регионов, привлечение узких специалистов к работе над общей задачей — ранней профориентацией ребенка.
Актуальность темы:
Почему мы вновь возвращаемся к теме профориентации? Считаем, что она проработана недостаточно, как в детском саду, так и в школе.
Уже в детском саду, педагог может и должен изучать с детьми каждую профессию более детально, чтобы ребята понимали суть каждой профессии согласно своим возрастным особенностям. Далее, уже в школе, педагоги школы продолжат эту работу для того, чтобы ребенок 14–15 лет смог справиться с задачей выбора профессии. Проблематика выбора профессии у детей стоит очень остро.
Антонова Марина Владимировна — ректор, кандидат экономических наук, профессор кафедры педагогики дошкольного и начального образования пишет: «В современном мире профессиональная самореализация, может предполагать не одну профессиональную историю, а быть сотканной из нескольких сценарных ходов, которые реализуются на протяжении всего жизненного пути. В связи с этим soft skills приобретают большую актуальность, чем профессиональные компетенции — hard skills. Soft skills — это прежде всего социальные навыки, связанные с четырьмя основными активностями «система 4 К»: коммуникация, коллаборация (работа в команде), критическое мышление (анализ и обработка информации) и креативное мышление. Эксперты утверждают, что в недалеком будущем они будут базовым условием в любой профессиональной сфере. ФГОС ВО последнего поколения содержат требования по формированию универсальных компетенций».
Почему мы решили, что, уже начиная с детского сада нужно заниматься опережающей профориентацией?
Педагогическое наблюдение выявило ряд проблем:
— у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;
— не сформированы знания о конкретных действиях профессий;
— нечетко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии;
— не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии;
— не могут назвать, люди каких профессий работают в городе. Для чего и для кого они работают.
Считаем, что систематическая работа по опережающей профориентации, начиная с детского сада, воспитывает нужные для современного мира социальные качества и дает ребенку толчок для его самореализации и самопознания; развивает качества разностороннего человека, который будет легко адаптироваться и не бояться принимать решения, уметь перестраиваться и гибко подходить к изменениям и внедрению новых технологий.
Мы задались целью, используя известные формы работы с детьми по опережающей профориентации добавить практико-ориентированную работу, где дети, получая знания о профессии, смогут поделиться своими знаниями с другими ребятами через участие в совместных конкурсах, проектах, фестивалях. У детей появится возможность самим показать и представить свою профессию и узнать от других ребят что-то новое.
В век новых технологий появляются новые специальности, а некоторые профессии остаются в прошлом. Все происходит стремительно. Необходимо дать детям не только информацию о различных профессиях, но и показать, как эти специальности могут меняться с течением времени при внедрении в профессию новых технологий. При таком подходе дети будут получать знания из разных областей, развивать критическое мышление, умение социализироваться, развивать креативность, адаптироваться к любой ситуации. Мы должны раскрыть для ребенка профессию, подтолкнуть детей к собственным открытиям и самопознанию.
В 70–80-е годы XX века практически все мальчики мечтали полететь в космос, а все девочки — лечить людей. Но времена меняются, а с ними и мечты детей. Кем же хотят стать современные дети? Согласно проведенным соцопросам, большинство детей мечтают в будущем быть бизнесменами или звездами. Далее в рейтинге отмечены такие профессии, как врач, спортсмен, ученый. И есть небольшой процент детей, которые хотели бы стать президентом или бухгалтером.
А как же такие профессии как строитель, машинист, летчик, учитель, агроном, ботаник? Почему у наших дошкольников эти профессии не так популярны. А может быть потому, что они не много о них знают? Так подумала команда педагогов из разных дошкольных учреждений, и так появился проект «Парк профессий».
В данном проекте педагоги не ставили своей задачей охватить как можно больше специальностей, каждое учреждение ограничилось одной профессией.
Выбор той или иной профессии в каждом образовательном учреждении сложился по-своему.
Педагоги из детского сада № 244 г. Ульяновск выбрали профессию «Авиастроитель». Профессия выбрана не случайно, город Ульяновск является авиационной столицей России. Гордостью региона является один из крупнейших авиазаводов страны ПАО «Авиастар СП». Родители, бабушки, дедушки воспитанников, работая на авиазаводе, являются «живым» профориентационным примером для ребят.
МБДОУ детский сад № 176 города Ульяновска приступил к разработке и реализации проекта, построенного на междисциплинарной основе — физической культуре, цифровых технологиях и ценностных ориентирах России. В «Атласе новых профессий — 3.0» нет профессии «Инструктор по физической культуре». Наиболее приближенная к нему профессия — «Специалист по образу будущего для ребенка». Специалист по формированию возможного образа будущей жизни ребенка и траектории его развития. Чтобы побеждать завтра, следует начинать тренироваться по-новому сегодня! Человек будущего создается в настоящем! Педагоги вместе с ребятами, изучая профессию «Инструктор по физической культуре» прогнозируют, что для человека будущего необходимы не просто инструкторы по физической культуре, а инструкторы — «Цифратлеты».
МОУ СОШ № 16 (дошкольное отделение) г. Подольск выбрали профессию — воспитатель. Кто как не сами воспитатели расскажут детям о своей профессии доступно и интересно. В высокотехнологичном обществе воспитатель должен постоянно совершенствоваться, заниматься самообразованием, изучать новейшие технологии и оборудование. Педагог никогда не перестает учиться, а ведь это главное качество для любой профессии в новой реальности.
Мало рассказать детям о каждой профессии. Для того чтобы это нашло отклик в их сердцах, необходимо найти тот ключик, который откроет в воображении ребенка всю красоту и значимость этой профессии для его окружения. Поэтому дошкольное отделение МОУ СОШ № 25 (дошкольное отделение 1 «Рябинка») выбрало часть проекта, связанную с профессией «Строитель». Ведь город Подольск, где находится детский сад, издревле славился добычей и строительством из белого камня. Так, в черте города находилась одна из старейших каменоломен. Ломка мрамора производилась здесь с 1736 года и велась многими предпринимателями. В 1781 года городу был присвоен герб: «два золотые, употребляемые каменотесами инструмента, в голубом поле; в знак того, что жители сим промыслом набогащаются». Когда педагоги рассказали об этом дошкольникам, они очень заинтересовались, а как же строили раньше, когда еще не было строительной техники и современных материалов. Для ответов на многочисленные вопросы воспитатели повели детей на экскурсию в Подольский краеведческий музей. А после экскурсии ребята построили дом из бревен, какие были у наших предков. Далее пришло понимание, что в одиночку построить что-то серьезное и большое практически невозможно, разве что небольшой домик или песочный замок. Поэтому они познакомились с такими профессиями как архитектор и проектировщик; бульдозерист и экскаваторщик; бетонщик и каменщик; кровельщик и многими другими. И возникла идея построить здание из настоящих кирпичиков. Спасибо нашим производителям, такие конструкторы существуют. Закипела работа. Сначала что-то пошло не так. Как ни старались ребята, здание разваливалось. Почему? Педагоги не спешили давать детям готовых ответов, пришлось ребятам обращаться к родителям, которые помогли найти подсказки. Цемент или строительная смесь, вот чего нам не хватало. Работа продолжилась. Родители тоже подключились, и в результате совместных усилий был создан прекрасный Кремль из красного кирпича. Как же современным детям обойтись без роботов? поэтому ребята сконструировали себе роботизированных помощников. Но на этом неутомимая фантазия дошкольников не успокоилась, появилась задумка напечатать дом на 3D принтере или нарисовать 3D ручками. А что будет дальше, сложно даже предположить. Но главный результат нашего проекта, это осознание детьми, что профессия «Строитель» — самая мирная и самая созидательная профессия нашего общества. А ещё она относится к числу самых нужных и важных профессий родного города Подольска.
МОУ СОШ № 31(дошкольное отделение) г. Подольска выбрали профессию «Агроном», так как уже в одном из проектов начали изучать тему выращивания растений по новым технологиям. С течением времени детский интерес не исчез, а напротив, появилось очень много вопросов, на которые хочется найти ответы. Воспитанники детского сада вырастили рассаду в умной теплице, чтобы посадить цветы на площади своего микрорайона, помогая комплексному озеленению города. Также вырастили клубнику на вертикальной стене. Видя интерес детей к выращиванию и изучению растений, было решено поставить теплицу и Аптекарский огород на территории детского сада. У ребят растут в теплице огурцы, помидоры, перец и они видят плоды своего труда. Дети приобретают навыки ухода за растениями, обучаясь важной профессии, которая пригодится любому человеку. Можно предположить, что профессия «Агроном» перестанет существовать, потому что уже сейчас с помощью дронов на полях отслеживают полив и витаминизацию каждого растения. Но дроны тоже нужно уметь запускать и считывать информацию. И этому наши дети учатся в кружке «Робототехника». С помощью пиктограммного программирования ребята разрабатывают новые модели сельскохозяйственной техники. В кружке «Мир науки» ребята изучают состав грунта и определяют кислотность почвы с помощью цифровой программы «Наураша в стране Наурандии». Педагоги или ребята могут изучить растения и создать свои тесты для других детей в цифровой программе «Школа профессора Дроздова». Воспитатели ведут планомерную работу по преемственности со школой. Учащиеся школы со своим преподавателем готовят для ребят детского сада «Умную зеленую стену» и школьники научат воспитанников детского сада включать режимы контроля света, полива и технологии стабилизации растений. Таким образом, мы объединяем педагогов и детей в совместной работе по изучению новых технологий в профессии «Агроном», которая теперь звучит как ультрасовременная и нужная специальность.
Коллеги из Новосибирского детского сада остановили свой выбор на профессии «Ботаник». Разделы современной ботаники очень обширны и сейчас почти невостребованная профессия ранее выходит на первый план. Миру нужны специалисты, которые смогут защитить природу с помощью научных знаний. В детском саду дети изучают строение растений, проводят викторины, игры, квесты, чтобы ребята с помощью игры могли лучше понять и познакомиться с профессией «Ботаник»
При выстраивании системы работы по формированию предпосылок личностного и профессионального самоопределения, мы учитывали возможности детей дошкольного возраста. Ведь только к старшему дошкольному возрасту зарождаются предпосылки к самоопределению, которые еще разрозненны. Отсюда, система основ профессионального самоопределения в данной программе построена на эмоционально-познавательном восприятии окружающего. Она проходит через весь воспитательно-образовательный процесс, а используемые технологии обеспечивают ее успешную реализацию.
Новизна проекта заключается в том, что в основу положен принцип системности. Проект интегрирует различные образовательные линии: патриотическую, культурологическую, экологическую — в единое образовательное содержание. Каждая организация работала над своим блоком, а затем все они будут собраны в единое целое в форме образовательной виртуальной игры.
Этап |
Мероприятия |
Задачи |
Ресурсы |
Ответственные |
Подготовительный |
- Создание единого информационного пространства с педагогами из разных регионов, родителями (законными представителями) воспитанников, социальными партнерами; — Определение темы и цели проекта; — Анкетирование родителей, интервьюирование педагогов, опрос воспитанников; — Определение совместных мероприятий; — Изучение методической литературы; — Анализ материалов СМИ, интернет — источников; — Встречи с компетентными специалистами; — Построение алгоритма деятельности; — Составление плана реализации проекта; — Выявление ресурсов в организации |
- Определить уровень знаний педагогов методов и приемов ранней профориентации; — Выявить интересы и склонности воспитанников; — Определить потребность родителей (законных представителей); — Создать группу взаимодействия педагогов ДОУ; —Организовать обратную связь на сайте ДОО; — Осуществить сотрудничество, налаживание связей с производством, узкими специалистами; — Подготовить и совершенствовать материально-техническое обеспечение |
- Анкеты; —Картотека нормативно-правовой и методической литературы и интернет ресурсов по теме; — Группы VK; — Сайт ДОУ |
- Инициативная творческая группа сетевого взаимодействия каждой организации; — Старший воспитатель; — Воспитатели |
Практический |
- Рабочие встречи в онлайн формате и посредством мессенджеров; — Подготовка интервью для представления жюри конкурса «8 Жемчужин»; — Посещение музеев, выставок, предприятий; — Представление собранного материала в форме виртуальных экскурсий, видеофильмов; — Встреча с представителями различных профессий; — Проведение викторин, квестов, сюжетно — ролевых игр, дидактических игр и т. п.; — Взаимообмен знаниями по теме проекта; — Создание банка конспектов, игр, конспектов, видеофильмов; —Фестиваль «Ярмарка профессий» в гибридном формате |
- Подготовить и совершенствовать материально-техническое обеспечение; — Обогатить группы специальным оборудованием и материалами |
-Интерактивное оборудование; — Материалы и оборудование для организации игр и проведения фестиваля |
- Инициативная творческая группа каждой организации сетевого взаимодействия; — Старший воспитатель; — Воспитатели |
Заключительный |
- Диссеминация опыта реализации проекта не конференциях, семинарах и прочих мероприятиях; — Трансляция педагогического опыта в печатных изданиях и сети Интернет; — Создание виртуального блока игр «Парк профессий: из прошлого в будущее» |
- Повысить интерес у педагогических работников; — Познакомить педагогическую общественность с новыми формами работы по опережающей профориентации детей; — Повысить интерес всех участников образовательного процесса к совместной деятельности |
- Сайты учреждений; — Социальные сети; —Педагогические издания |
-Ответственные лица от каждой ОО |
Аналитический |
- Подготовка отчета о проделанной работе; — Оценка эффективности проделанной работы; — Изучение отзывов социума |
- Проанализировать проведенную деятельность; — Подготовить план возможной корректировки; — Уточнить удовлетворенность всех участников образовательных отношений |
- Анкеты; — Сайты ОО; — Социальные сети |
- Инициативная творческая группа каждой организации сетевого взаимодействия; — Старший воспитатель; — Воспитатели |
Работа строится по блокам. Каждый блок представляет определенную систему. В рамках каждого блока работа строится от ознакомительной части к практической. Приглашаются представители данной профессии, родители воспитанников, которые представляют свою профессию и рассказывают о ней. Дети знакомятся с профессией с помощью проведения дидактических игр, квестов, викторин. Затем дети совершают экскурсии на место работы представителя профессии. В результате у ребенка складывается четкое представление о данной профессии. Конечно, ценным и важным аспектом сетевого взаимодействия педагогов является то, что изучив профессию ребенок сможет сам представить ее в фестивале «Ярмарка профессий» в гибридном формате. К проведению мероприятий каждого образовательного учреждении могут присоединиться другие участники сетевого взаимодействия через:
— прямое подключение;
— совместная онлайн — игра, викторина;
— передачи информации с помощью видеофильмов, презентаций и т. п.
План мероприятий МОУ СОШ № 16 г.Подольск (профессия «Воспитатель»)
- Взаимопосещение — поход в рядом находящиеся детские сады и онлайн посещения ОО, участников проекта;
- Экскурсия в педагогический колледж;
- Познавательно-игровая программа в библиотеке «Образ воспитателя в художественной литературе»;
- Семейная гостиная «Моя мама-воспитатель» знакомство с семейными династиями;
- День самоуправления;
- Сюжетно-ролевая игра «Я — воспитатель»;
- Семейно-игровой досуг «Один день в детском саду»
МОУ СОШ № 31 г.Подольск (профессия «Агроном»)
- Экскурсия-квест «Маленький принц» в школе № 29 им. П. И. Забродина;
- Посещение ботанического сада МГУ;
- Экскурсия в Агрохолдинг «Московский»;
- Интервью с агрономом ООО «Красная звезда»: «Животноводческое хозяйство, селекция, семеноводство»;
- Квест-викторина «Мир науки в наших руках»;
- Квест «Юные агрономы»;
- Создание и программирование сельскохозяйственной техники будущего;
- Экспериментальная деятельность «Изучи почву с помощью компьютерных технологий»;
- Робототехнический мастер-класс «Создание сельскохозяйственных машин будущего с помощью пиктограммного программирования»;
- Наставничество школьников. Встреча-обучение «Работа с умной зеленой стеной»;
- Онлайн — встреча с МОУ-СОШ № 16 «Расскажи о своей профессии»;
- Создание мультфильма «Мое Подмосковье — труженик Подольск» совместно с семьями воспитанников.
МОУ СОШ № 25, г. Подольск (профессия «Строитель»)
- Интерактивные игры «Строительные профессии», «Эволюция жилища»;
- Экскурсии в МУК «Подольский краеведческий музей», Подольский строительный колледж, мастерские МОУ СОШ № 25;
- Виртуальные экскурсии «На строительной площадке», «Как напечатать дом?»;
- Конструктивная деятельность «Деревянная изба», «Постройки из кирпичиков», «Технолаб — роботизированная строительная техника», «Роботы — помощники строителей»;
- «Рисуем дом» (использование 3D ручек);
- «Растим дом» (выращивание конструкции из кристаллов)
МОУ СОШ № 244 г.Ульяновск (профессия — «Авиаконструктор»)
- Посещение Ульяновского музея истории гражданской авиации;
- Экскурсии выходного дня к городским памятникам легендарных авиаконструкторов и самолетов;
- Виртуальная экскурсия на завод «Авиастар СП»;
- Крылатые машины;
- Своя игра «Удивительный мир авиации»;
- Интеллектуальная игра «Что, где, когда?»;
- Интерактивная викторина «Крылатые машины»;
- Встреча с родителями воспитанников, работающих в сфере авиастроения;
- Знакомство с семейными династиями;
- Проектная деятельность «Авиастроители. Лента времени из прошлого в будущее»;
- Изготовление лепбуков «Юный конструктор»;
- Праздник «День авиастроителей»;
- Выставки рисунков, детских работ «Небо начинается на земле!»;
- Выставки рисунков, детских работ «Небо начинается на земле!»;
- Создание мультфильма «Всем заводам — завод!»
МБДОУ детский сад № 176 (профессия — «Инструктор по физической культуре»)
1. Посещение музея спорта: легкая атлетика в Ульяновской области;
2. Встреча с Олимпийским чемпионом по легкой атлетике Владимиром Крыловым;
3. Проект «Окрыленные Крыловым»;
4. Проект «Веселая разминка»;
5. «Завтрак Больших друзей детского сада»;
6. «Лого-Трек»;
7. «Лого-Йога»
МКДОУ г. Новосибирск, детский сад № 383 «Дружба» (профессия — Ботаник)
1. Квест- игра «Маленькие ботаники»;
2. Фотовыставка «Прекрасное в пределах досягаемого»;
3. Экскурсия в ботанический сад г. Новосибирска;
4. Игра-путешествие с пчелкой BEE-BOT «Лекарственные растения»
Итогом нашей работы станет создание виртуальной игры «Парк профессий: из прошлого в будущее», где дети на примере выбранных учреждениями профессий будут проходить онлайн — знакомство с профессией. Надеемся, наша виртуальная игра привлечет детей и направит их к самопознанию, к заинтересованному изучению профессий и, может быть, в будущем ребенку будет легче выбрать ту специальность, в которой он действительно сможет работать, получать удовольствие от своей работы и быть более продуктивным.
Оценка эффективности реализации проекта:
— Создано единое информационное пространство с педагогами из разных регионов;
— Создан банк конспектов, методических разработок; игр, видеофильмов;
— Открыт ежегодный Фестиваль «Ярмарка профессий» (гибридный формат).
Перспективы реализации проекта:
В данном проекте мы достигли создания единого образовательного пространства для обеспечения опережающей профориентации. Сетевое взаимодействие образовательных организация продолжится и перспективой нашего проекта является работа по расширению банка профессий, доступности блока интерактивных игр «Парк профессий: Из прошлого в будущее»
Считаем, что работа по ранней профориентации является важной составляющей в развитии личностного потенциала ребенка, а сетевое взаимодействие предоставляет больше возможностей для реализации современных технологий в образовании.
Литература:
- Антонова М. В. Выбор будущей профессии: новые идеи и форматы // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 2А. С. 659–665. DOI: 10.34670/AR.2022.31.44.045;
- Атлас новых профессий 3.0./ Под ред. Д.Варламовой, Д.Судакова.-М.: Альпина, ПРО,2021.-472с.УДК 37.048.45 ББК 74.200.52 ISBN 978–5-907274–10–5 А92;
- Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Цифровые технологии в области физической культуры и спорта» 49.00.00 Физическая культура и спорт Утв».20» января 2021 года Министерством спорта российской Федерации, Санкт-Петербург, 2021.
|