Использование технологии продуктивного чтения на примере урока литературного чтения по теме «Ю. Яковлев. «Мама» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.08.2023

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Карпова, Н. П. Использование технологии продуктивного чтения на примере урока литературного чтения по теме «Ю. Яковлев. «Мама» / Н. П. Карпова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 55-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8542/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается применение технологии продуктивного чтения на примере конкретного урока литературного чтения. Дана краткая характеристика технологии продуктивного чтения, пример её применения на уроке и результат регулярного использования.

Ключевые слова: продуктивное чтение, читательские навыки.

Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Технология является инструментом для достижения метапредметного результата и включает в себя три этапа работы с текстом:

1) Работа с текстом до чтения( Цель — развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации);

2) Работа с текстом во время чтения (Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста);

3) Работа с текстом после чтения ( Цель — корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом).

Технология продуктивного чтения помогает учителю в решении задач ФГОС, поскольку способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

Технологическая карта урока

Класс

4

Предмет

Литературное чтение

Тема

Ю. Яковлев. «Мама».

Тип урока

ОНЗ (урок открытия новых знаний)

Цель

Создать условия для ознакомления учащихся с произведением Ю. Яковлев. «Мама», формирования читательской грамотности.

Задачи

Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с новым произведением, формирования умения определять главную мысль произведения и умения работать с текстом.

Развивающие : продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умение работать с литературой.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к матери.

Планируемый результат

Предметные:

—формировать умения учащихся соотносить впечатления от прочитанного произведения со своим жизненным опытом на основе понимания главной мысли произведения Ю. Яковлева «Мама»

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

Информационные источники

Учебник литературного чтения Э Кац; презентация к уроку.

Оборудование

компьютер, проектор, толковый словарь, задание в конвертах, карточки для кластера.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1.Орг. момент.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

Слушают, настраиваются на работу.

Личностные:

выработка учебной мотивации

2. Целеполагание и мотивация

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала;

суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока (приём «Смысловая догадка»)

- Ребята, послушайте притчу и догадайтесь, о чём она? (видео)

Кто же этот ангел?

Догадайтесь , кому будет посвящено произведение, с которым мы познакомимся на уроке?

— Откройте учебник на с. 56

— В нижней трети страницы прочтите фамилию автора и название литературного произведения.

— Верно. Сегодня на уроке мы будем работать с новым произведением Ю. Яковлева «Мама».

(открыть тему урока на доске)

мама

Произведение будет посвящено маме.

Ю. Яковлев. «Мама».

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

3. Постановка задач урока

Цель: составить план своей деятельности

- Исходя из темы урока, какие задачи мы поставим перед собой?

(дети составляют план своей деятельности)

Познакомиться с новым произведением и его автором

Выполнить анализ произведения (разделить на смысловые части, ответить на вопросы, найти главную мысль текста и обсудить, чему учит нас это произведение).

Учиться читать текст выразительно, передавая мысли и чувства автора.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

4. Работа по теме урока: знакомство с новым произведением и автором

Цель: организовать и направить к восприятию и осмыслению нового материала.

- Ребята, кто автор произведения?

— Вы знаете, ребята, Юрий Яковлев неслучайно написал это произведение, с которым мы познакомимся. Всё дело в том, что он, как и вы, учился в школе. Как и многие ребята, после школы пошёл в армию. И тут началась война. Война разлучила его и его маму. Он воевал, а в это время его мама находилась в блокадном Ленинграде, где и погибла. Но свою любовь к ней он пронес в своем сердце через всю свою жизнь и отразил в произведении «Мама».

1) прослушивание чтения произведения

Ю. Яковлева «Мама».

— Кто хотел бы узнать, о чём думал автор, вспоминая о своей маме, поднимите руки.

— Тогда слушайте текст очень внимательно , карандашом отмечайте непонятные слова (читает учитель)

2) стадия осмысления: обмен впечатлениями, настроением.

—Итак, о чём же думал автор, вспоминая о своей маме? Ответьте коротко, одним предложением.

—Какие слова вам были непонятны?

—Какие два слова встречались чаще всего? Что они означают? (слайд)

— Каким настроением проникнуто это произведение?

— К какому литературному жанру относится это произведение?

— Кому понравился этот рассказ, поднимите руки.

— К кому обращается автор?

— Как, по-вашему, надо читать текст о маме?

— Обратите внимание, каждый раз после слова «мама» встречается многоточие. Для чего это сделал автор?

Юрий Яковлев

Поднимают руки.

Знакомятся с произведением.

(Он думал о том, какая хорошая у него была мама и как жаль, что её больше нет)

Мама и Родина

Настроением светлой грусти.

Это рассказ

Поднимают руки.

К читателям, к ребятам.

Мягко, выразительно, делая паузы в нужном месте, с любовью.

Чтобы мы сделали паузу и представили себе, что он хочет сказать о маме.

Личностные: применять и использовать личный опыт для анализа нравственной и эмоциональной направленности произведения

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение (версию) Учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Извлечение из текста необходимой информации

Коммуникативные:

оформлять свою мысль в устной речи

5. Работа с текстом (осмысление и анализ)

Цель: организовать осмысление и анализ нового произведения.

3) Повторное чтение и деление текста на части.

— Продолжим работу с рассказом. Читать будем по-цепочке, по одному предложению. Подумайте, на сколько частей можно разделить этот текст.

— Молодцы. На сколько же смысловых частей можно разделить этот текст? (на пять)

Ребята, на доске — план текста, который рассыпался. В парах восстановите план в нужной последовательности.(Обсудите, какое название подходит к каждой части?)

— Проверьте себя по образцу (слайд). Кто скажет, верно ли восстановили план текста?

Чтение «по цепочке».

На пять частей

Располагают части плана на доске в нужной последовательности.

Самопроверка

Регулятивные УУД Учиться высказывать своё предположение (версию) Учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД Извлечение из текста необходимой информации

Коммуникативные УУД Донести своё мнение до других.

6. Физминутка

Цель: снятие общего и локального утомления, смена вида деятельнос.

Дежурные проводят разминку (комплекс ОРУ) и игровая физминутка.

По дорожке, по дорожке,

Скачем мы на левой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на правой ножке,

До лужайки добежим.

Стоп. Немного отдохнём

И домой пешком пойдём!

Выполняют комплекс ОРУ.

Регулятивные:

принимают инструкцию учителя и следуют ей;

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие с окружающими

7. Работа с текстом (осмысление и анализ).

Самостоятельная работа в группах

Цель: организовать осмысление и анализ нового произведения

4) Анализ текста. Работа в группах. (У каждой группы свои рабочие листы с вопросами и заданиями по тексту)

— Итак, вы разделили текст на 5 частей. А сейчас вам предстоит поработать в группах и дружно, сообща справиться с заданиями в конвертах. Приступаем.

Выступление групп с отчётом о проделанной работе.

— Отлично! Молодцы!

Какова же главная мысль этого рассказа? Найдите ответ в тексте.

Чему учит нас это произведение?

— Не забывайте говорить мамам добрые слова, помогать мамам в делах. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки.

С/р в группах

Выступление групп с отчётом о проделанной работе у доски

Мамы нет, но любовь к ней живёт в моём сердце…

Учит любить свою маму и свою Родину.

Познавательные УУД Самоосмысление

Личностные УУД применять и использовать личный опыт для оценки значимости матери в жизни каждого человека

Сотрудничать с товарищами по группе

8. Итог урока. Рефлексия. ( Коллективное составление кластера)

Цель : дать оценку успешности выполнения поставленных задач.

Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

- Все задачи, поставленные в начале урока мы выполнили? (Да, все) Мы хорошо поработали? (Да) Молодцы!

— Ребята, посмотрите на эти фото. Чьи мамы смотрят на вас с этих фотографий?

— Вы очень похожи на своих мам. Видите, ребята, мамы нашли своё продолжение в вас.

— Сейчас напишите на своём лучике одно или два качества, характерные для своей мамы. Прикрепите свой лучик к солнышку на доске при помощи магнитов.

— Посмотрите, какие замечательные ваши мамы! (добрые, любимые, заботливые, отважные, деловые, любящие…)

— Ребята, сегодня на уроке вы были настоящими исследователями, вы самостоятельно добывали знания. За работу на уроке я с удовольствием ставлю следующие отметки: (за безошибочное выразительное чтение целыми словами, с необходимыми паузами на знаках препинания, правильные ответы в ходе анализа текста…, в ходе составления плана, за правильные выводы и умозаключения в ходе урока) …..

— Ребята, покажите светофорчиком, довольны ли вы своей работой на уроке.

Да, все.

Это наши мамы.

Кластер на доске

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Познавательные: развитие способности излагать сложные чувства и представления в нескольких словах, требующий вдумчивой рефлексии.

Регулятивные: самоконтроль, самокоррекция.

8. Домашняя работа.

Цель : сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Д/з по выбору:

1) с.56–57, выразительное чтение.

2) Сочинение о своей маме (8–9 предложений)

А закончить урок мне бы хотелось такими строчками (подготовленный ученик)

На свете

Добрых слов

Живёт немало,

Но всех добрее

И нежней одно –

Из двух слогов

Простое слово «ма-ма»,

И нету слов,

Роднее, чем оно!

(И. Мазнин)

Спасибо за работу. Урок окончен.

Регулятивные: принимать предложенный учителем план.


Регулярное использование в работе технологии продуктивного чтения привело к тому, что у детей сформировался устойчивый интерес к чтению. Обучающиеся ведут читательский дневник, где отражают свои наблюдения о прочитанном, стали частыми гостями в школьной библиотеке. И, как результат, улучшились читательские навыки.

Литература:

  1. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе [Текст] / Н. А. Алексеев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 332 с.
  2. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС: проектирование и анализ: методические рекомендации / под общ. ред. Т. Ф. Есенковой, В. В. Зару-биной. — Ульяновск: УИПК ПРО, 2012. — 208 с.
  3. Кац Э. Э. Литературное чтение: 4 класс: учебник: в 3 частях, часть 2. — М, Астрель, 2014г.
  4. Долгополова Р. Г. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2021/08/19/priyomy-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah
  5. Иванова М. Ю. Требования к современному уроку в условиях ФГОС: методическая разработка [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования.- Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/03/11/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyakh-vvedeniya
  6. Притча «Разговор ребёнка с Богом» https://www.youtube.com/watch?v=T8mcO7–9F68
  7. Функциональная грамотность как планируемый результат ФГОС НОО https://do.ulspu.ru/course/view.php?id=1973

Ключевые слова

продуктивное чтение, читательские навыки

Похожие статьи

Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии

В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.

Практическое применение технологии продуктивного чтения в ДОУ (на примере рассказа Б. Житкова «На льдине»)

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Проблемы литературного чтения поколения Z

В работе рассматриваются проблемы литературного чтения подростков в контексте теории поколений. В качестве объекта исследования выступают читательская компетентность студентов КГБ ПОУ «Хорского агропромышленного техникума» для реализации технологий и...

Использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими педагогами: из опыта работы

В статье автор представляет на практике использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими учителями.

Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике

В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.

Применение на уроках русского языка и литературы приемов стратегии продвижения техники чтения

В статье рассматривается проблема отсутствия интереса учащихся к осознанному чтению. Автор дает обоснование о необходимости стимулировать читательскую активность учащихся школы посредством методики применения технологии скрайбинга, различных стратеги...

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Применение технологии критического мышления на уроках математики

В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики

В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...

Похожие статьи

Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии

В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.

Практическое применение технологии продуктивного чтения в ДОУ (на примере рассказа Б. Житкова «На льдине»)

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Проблемы литературного чтения поколения Z

В работе рассматриваются проблемы литературного чтения подростков в контексте теории поколений. В качестве объекта исследования выступают читательская компетентность студентов КГБ ПОУ «Хорского агропромышленного техникума» для реализации технологий и...

Использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими педагогами: из опыта работы

В статье автор представляет на практике использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими учителями.

Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике

В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.

Применение на уроках русского языка и литературы приемов стратегии продвижения техники чтения

В статье рассматривается проблема отсутствия интереса учащихся к осознанному чтению. Автор дает обоснование о необходимости стимулировать читательскую активность учащихся школы посредством методики применения технологии скрайбинга, различных стратеги...

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Применение технологии критического мышления на уроках математики

В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики

В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...

Задать вопрос