Использование технологии продуктивного чтения на примере урока литературного чтения по теме «Ю. Яковлев. «Мама»
Автор: Карпова Наталья Петровна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 13.08.2023
Статья просмотрена: 53 раза
Библиографическое описание:
Карпова, Н. П. Использование технологии продуктивного чтения на примере урока литературного чтения по теме «Ю. Яковлев. «Мама» / Н. П. Карпова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 55-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8542/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается применение технологии продуктивного чтения на примере конкретного урока литературного чтения. Дана краткая характеристика технологии продуктивного чтения, пример её применения на уроке и результат регулярного использования.
Ключевые слова: продуктивное чтение, читательские навыки.
Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Технология является инструментом для достижения метапредметного результата и включает в себя три этапа работы с текстом:
1) Работа с текстом до чтения( Цель — развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации);
2) Работа с текстом во время чтения (Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста);
3) Работа с текстом после чтения ( Цель — корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом).
Технология продуктивного чтения помогает учителю в решении задач ФГОС, поскольку способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.
Технологическая карта урока
Класс |
4 |
Предмет |
Литературное чтение |
Тема |
Ю. Яковлев. «Мама». |
Тип урока |
ОНЗ (урок открытия новых знаний) |
Цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с произведением Ю. Яковлев. «Мама», формирования читательской грамотности. |
Задачи |
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с новым произведением, формирования умения определять главную мысль произведения и умения работать с текстом. Развивающие : продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умение работать с литературой. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к матери. |
Планируемый результат |
Предметные: —формировать умения учащихся соотносить впечатления от прочитанного произведения со своим жизненным опытом на основе понимания главной мысли произведения Ю. Яковлева «Мама» Формировать УУД: — Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. — Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. — Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. — Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах. |
Информационные источники |
Учебник литературного чтения Э Кац; презентация к уроку. |
Оборудование |
компьютер, проектор, толковый словарь, задание в конвертах, карточки для кластера. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
1.Орг. момент. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. |
- Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи! |
Слушают, настраиваются на работу. |
Личностные: выработка учебной мотивации |
2. Целеполагание и мотивация Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока (приём «Смысловая догадка») |
- Ребята, послушайте притчу и догадайтесь, о чём она? (видео) — Кто же этот ангел? — Догадайтесь , кому будет посвящено произведение, с которым мы познакомимся на уроке? — Откройте учебник на с. 56 — В нижней трети страницы прочтите фамилию автора и название литературного произведения. — Верно. Сегодня на уроке мы будем работать с новым произведением Ю. Яковлева «Мама». (открыть тему урока на доске) |
мама Произведение будет посвящено маме. Ю. Яковлев. «Мама». |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. |
3. Постановка задач урока Цель: составить план своей деятельности |
- Исходя из темы урока, какие задачи мы поставим перед собой? |
(дети составляют план своей деятельности) Познакомиться с новым произведением и его автором Выполнить анализ произведения (разделить на смысловые части, ответить на вопросы, найти главную мысль текста и обсудить, чему учит нас это произведение). Учиться читать текст выразительно, передавая мысли и чувства автора. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4. Работа по теме урока: знакомство с новым произведением и автором Цель: организовать и направить к восприятию и осмыслению нового материала. |
- Ребята, кто автор произведения? — Вы знаете, ребята, Юрий Яковлев неслучайно написал это произведение, с которым мы познакомимся. Всё дело в том, что он, как и вы, учился в школе. Как и многие ребята, после школы пошёл в армию. И тут началась война. Война разлучила его и его маму. Он воевал, а в это время его мама находилась в блокадном Ленинграде, где и погибла. Но свою любовь к ней он пронес в своем сердце через всю свою жизнь и отразил в произведении «Мама». 1) прослушивание чтения произведения Ю. Яковлева «Мама». — Кто хотел бы узнать, о чём думал автор, вспоминая о своей маме, поднимите руки. — Тогда слушайте текст очень внимательно , карандашом отмечайте непонятные слова (читает учитель) 2) стадия осмысления: обмен впечатлениями, настроением. —Итак, о чём же думал автор, вспоминая о своей маме? Ответьте коротко, одним предложением. —Какие слова вам были непонятны? —Какие два слова встречались чаще всего? Что они означают? (слайд) — Каким настроением проникнуто это произведение? — К какому литературному жанру относится это произведение? — Кому понравился этот рассказ, поднимите руки. — К кому обращается автор? — Как, по-вашему, надо читать текст о маме? — Обратите внимание, каждый раз после слова «мама» встречается многоточие. Для чего это сделал автор? |
Юрий Яковлев Поднимают руки. Знакомятся с произведением. (Он думал о том, какая хорошая у него была мама и как жаль, что её больше нет) Мама и Родина Настроением светлой грусти. Это рассказ Поднимают руки. К читателям, к ребятам. Мягко, выразительно, делая паузы в нужном месте, с любовью. Чтобы мы сделали паузу и представили себе, что он хочет сказать о маме. |
Личностные: применять и использовать личный опыт для анализа нравственной и эмоциональной направленности произведения Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) Учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Извлечение из текста необходимой информации Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи |
5. Работа с текстом (осмысление и анализ) Цель: организовать осмысление и анализ нового произведения. |
3) Повторное чтение и деление текста на части. — Продолжим работу с рассказом. Читать будем по-цепочке, по одному предложению. Подумайте, на сколько частей можно разделить этот текст. — Молодцы. На сколько же смысловых частей можно разделить этот текст? (на пять) Ребята, на доске — план текста, который рассыпался. В парах восстановите план в нужной последовательности.(Обсудите, какое название подходит к каждой части?) — Проверьте себя по образцу (слайд). Кто скажет, верно ли восстановили план текста? |
Чтение «по цепочке». На пять частей Располагают части плана на доске в нужной последовательности. Самопроверка |
Регулятивные УУД Учиться высказывать своё предположение (версию) Учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД Извлечение из текста необходимой информации Коммуникативные УУД Донести своё мнение до других. |
6. Физминутка Цель: снятие общего и локального утомления, смена вида деятельнос. |
Дежурные проводят разминку (комплекс ОРУ) и игровая физминутка. По дорожке, по дорожке, Скачем мы на левой ножке И по этой же дорожке Скачем мы на правой ножке, До лужайки добежим. Стоп. Немного отдохнём И домой пешком пойдём! |
Выполняют комплекс ОРУ. |
Регулятивные: принимают инструкцию учителя и следуют ей; Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие с окружающими |
7. Работа с текстом (осмысление и анализ). Самостоятельная работа в группах Цель: организовать осмысление и анализ нового произведения |
4) Анализ текста. Работа в группах. (У каждой группы свои рабочие листы с вопросами и заданиями по тексту) — Итак, вы разделили текст на 5 частей. А сейчас вам предстоит поработать в группах и дружно, сообща справиться с заданиями в конвертах. Приступаем. — Выступление групп с отчётом о проделанной работе. — Отлично! Молодцы! — Какова же главная мысль этого рассказа? Найдите ответ в тексте. — Чему учит нас это произведение? — Не забывайте говорить мамам добрые слова, помогать мамам в делах. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки. |
С/р в группах — Выступление групп с отчётом о проделанной работе у доски Мамы нет, но любовь к ней живёт в моём сердце… Учит любить свою маму и свою Родину. |
Познавательные УУД Самоосмысление Личностные УУД применять и использовать личный опыт для оценки значимости матери в жизни каждого человека Сотрудничать с товарищами по группе |
8. Итог урока. Рефлексия. ( Коллективное составление кластера) Цель : дать оценку успешности выполнения поставленных задач. Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. |
- Все задачи, поставленные в начале урока мы выполнили? (Да, все) Мы хорошо поработали? (Да) Молодцы! — Ребята, посмотрите на эти фото. Чьи мамы смотрят на вас с этих фотографий? — Вы очень похожи на своих мам. Видите, ребята, мамы нашли своё продолжение в вас. — Сейчас напишите на своём лучике одно или два качества, характерные для своей мамы. Прикрепите свой лучик к солнышку на доске при помощи магнитов. — Посмотрите, какие замечательные ваши мамы! (добрые, любимые, заботливые, отважные, деловые, любящие…) — Ребята, сегодня на уроке вы были настоящими исследователями, вы самостоятельно добывали знания. За работу на уроке я с удовольствием ставлю следующие отметки: (за безошибочное выразительное чтение целыми словами, с необходимыми паузами на знаках препинания, правильные ответы в ходе анализа текста…, в ходе составления плана, за правильные выводы и умозаключения в ходе урока) ….. — Ребята, покажите светофорчиком, довольны ли вы своей работой на уроке. |
Да, все. Это наши мамы. Кластер на доске
|
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Познавательные: развитие способности излагать сложные чувства и представления в нескольких словах, требующий вдумчивой рефлексии. Регулятивные: самоконтроль, самокоррекция. |
8. Домашняя работа. Цель : сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. |
Д/з по выбору: 1) с.56–57, выразительное чтение. 2) Сочинение о своей маме (8–9 предложений) А закончить урок мне бы хотелось такими строчками (подготовленный ученик) На свете Добрых слов Живёт немало, Но всех добрее И нежней одно – Из двух слогов Простое слово «ма-ма», И нету слов, Роднее, чем оно! (И. Мазнин) Спасибо за работу. Урок окончен. |
Регулятивные: принимать предложенный учителем план. |
Регулярное использование в работе технологии продуктивного чтения привело к тому, что у детей сформировался устойчивый интерес к чтению. Обучающиеся ведут читательский дневник, где отражают свои наблюдения о прочитанном, стали частыми гостями в школьной библиотеке. И, как результат, улучшились читательские навыки.
Литература:
- Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе [Текст] / Н. А. Алексеев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 332 с.
- Деятельностная модель урока в условиях ФГОС: проектирование и анализ: методические рекомендации / под общ. ред. Т. Ф. Есенковой, В. В. Зару-биной. — Ульяновск: УИПК ПРО, 2012. — 208 с.
- Кац Э. Э. Литературное чтение: 4 класс: учебник: в 3 частях, часть 2. — М, Астрель, 2014г.
- Долгополова Р. Г. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2021/08/19/priyomy-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah
- Иванова М. Ю. Требования к современному уроку в условиях ФГОС: методическая разработка [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования.- Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/03/11/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyakh-vvedeniya
- Притча «Разговор ребёнка с Богом» https://www.youtube.com/watch?v=T8mcO7–9F68
- Функциональная грамотность как планируемый результат ФГОС НОО https://do.ulspu.ru/course/view.php?id=1973
Ключевые слова
продуктивное чтение, читательские навыкиПохожие статьи
Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии
В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.
Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации
В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...
Проблемы литературного чтения поколения Z
В работе рассматриваются проблемы литературного чтения подростков в контексте теории поколений. В качестве объекта исследования выступают читательская компетентность студентов КГБ ПОУ «Хорского агропромышленного техникума» для реализации технологий и...
Использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими педагогами: из опыта работы
В статье автор представляет на практике использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими учителями.
Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике
В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.
Применение на уроках русского языка и литературы приемов стратегии продвижения техники чтения
В статье рассматривается проблема отсутствия интереса учащихся к осознанному чтению. Автор дает обоснование о необходимости стимулировать читательскую активность учащихся школы посредством методики применения технологии скрайбинга, различных стратеги...
Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре
В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...
Применение технологии критического мышления на уроках математики
В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.
Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики
В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...
Похожие статьи
Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии
В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.
Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации
В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...
Проблемы литературного чтения поколения Z
В работе рассматриваются проблемы литературного чтения подростков в контексте теории поколений. В качестве объекта исследования выступают читательская компетентность студентов КГБ ПОУ «Хорского агропромышленного техникума» для реализации технологий и...
Использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими педагогами: из опыта работы
В статье автор представляет на практике использование технологии критического мышления в процессе изучения истории будущими учителями.
Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике
В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.
Применение на уроках русского языка и литературы приемов стратегии продвижения техники чтения
В статье рассматривается проблема отсутствия интереса учащихся к осознанному чтению. Автор дает обоснование о необходимости стимулировать читательскую активность учащихся школы посредством методики применения технологии скрайбинга, различных стратеги...
Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре
В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...
Применение технологии критического мышления на уроках математики
В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.
Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики
В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...