Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через мероприятия, проводимые в рамках взаимодействия социального партнерства (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 30.08.2023

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Пащенко, Е. В. Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через мероприятия, проводимые в рамках взаимодействия социального партнерства (из опыта работы) / Е. В. Пащенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8571/ (дата обращения: 07.11.2024).



Социализация — это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, процесс активного воспроизведения человеком социального опыта, преобразования реально существующих отношений и качества личности.

Основополагающие принципы социализации детей — это принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей, принцип включенности детей и подростков в реальные социально значимые отношения.

В методических рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально — психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей прописано: «Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми — инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешение проблем, затрагивающих их интересы

Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути. В методических рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей прописано: «Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми -инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешение проблем, затрагивающих их интересы

Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути.

В муниципальном автономном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Ивнянского района ведется обучение по адаптированным общеобразовательным общеразвивающим программам работает 8 педагогов, реализуется 7 программ, 6 программ художественной направленности и 1 программа социально-гуманитарной, обучается 12 детей, в возрасте от 11 до 17 лет.

Обучающиеся в процессе освоения данных программ приобретают не только определённые умения и навыки, но и ценностные ориентации, нормативы, обеспечивающие их полноценное участие в общепринятых формах социального взаимодействия. На каждом этапе обучения ребенок может продемонстрировать свои успехи, результаты.

Для более успешной работы по реализации направлений воспитания, которые предусмотрены реализуемыми программами МАУ ДО «Дом детского творчества», организовано активное сотрудничество с социальными партнёрами: Ивнянское благочиние, Управление социальной защиты населения, муниципальное казённое учреждение «Управление культуры» и подведомственные им муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ивнянский историко — краеведческий музей» и муниципальное казённое учреждение культуры «Центральная библиотека Ивнянского района».

В рамках социального партнёрства был проведены следующие конкурсы и мероприятия.

«Белгородская сокровищница»

Обучающиеся (в том числе дети — инвалиды и дети с ОВЗ) образовательных организаций района принимали участие в муниципальном конкурсе чтецов «Белгородская сокровищница», на конкурс было заявлено 32 участника, награждение конкурсантов было организовано в библиотеке, на мероприятии, посвященном Дню православной книги, в мероприятии принял участии иерея Сергия Медведева Ивнянского благочиния, где выступил с очень интересной и познавательной историей о появлении книги, св. Кирилле и Мефодии и принял участие во вручении грамот и сувениров

«Я — Автор»

Данный конкурс проходил совместно с соцзащитой, управлением культуры. По итогам конкурса была оформлена муниципальная выставка творческих работ. На данном мероприятии работниками учреждения культуры проведены мастер --класс, интересные мероприятия, в награждении победителей и призеров приняли участие представители соцзащиты.

C:\Users\Дом пионеров\Desktop\Катя 2 (21.09.2022)\фото през\IMG-20230825-WA0057.jpg

«Мы вместе!»

7 апреля 2023 года в КДЦ «Металлург» г. Орла дети Кочетовской школы, (руководитель Захарова Н. И.), Дома детского творчества (Реутова Н. А.) приняли участие в V Всероссийском фестивале — конкурсе для людей с ограниченными возможностями здоровья «Мы вместе!» с Международным участием.

Как сообщили организаторы фестиваля в 2023 году поступило более 1 600 заявок из 47 регионов России, а также Беларуси и Казахстана

Учащиеся Дома детского творчества, участники фестиваля «Мы вместе!» поделились своими талантами в номинациях «Художественное чтение», «Декоративно — прикладное творчество». Приняли участие в гала — концерте. На мероприятии дети были награждены Дипломами 1,2,3 степени и Кубками Лауреатов 1 степени

«Особые таланты — 2023»

Также дети приняли участие во всероссийском конкурсе искусств инклюзивного многожанрового характера «Особые таланты — 2023», общее количество участников всероссийского конкурса составило 11 115 человек, из Ивнянского района на конкурс было представлено 6 работ, из них 2 ребенка стали призерами, 1- награжден специальным дипломом за передачу образов и высокие художественные достижения и 1 награжден дипломом за изящный творческий замысел.

Творчество без границ

Активно дети принимали участия в муниципальной выставке-конкурсе «Творчество без границ», на выставку было предоставлено более 50 работ, по итогам Конкурса в соцсетях была представлена онлайн — выставка работ, где все желающие, родители, сами дети могли увидеть свои работы.

https://vk.com/video-202010813_456239093

«Ночь в музее»

Учащиеся Дома детского творчества Ивнянского района, победители и призеры муниципального этапа Всероссийского фестиваля народной культуры «Наследники традиций» и муниципального этапа Большого Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества приняли участие в мероприятии «Ночь в музее»

На выставке художественного творчества «Классный мастер» представлены работы учащихся школ района. И среди них — работы призеров и победителей конкурса и фестиваля.

Рисунки и поделки, изготовлены детьми под руководством педагогов-наставников. На мероприятии ребята получили заслуженные грамоты от Управления образования, приняли участие в «Классном мастер-классе» по кофеграфии, получили на память «Классный музейный орден», а их наставники — благодарности за сотрудничество с Ивнянским музеем.

C:\Users\Дом пионеров\Desktop\Катя 2 (21.09.2022)\фото през\-5425083087362050417_121.jpg

Взаимодействие Дома детского творчества с социальными партнерами помогает ребенку интегрироваться в общество, повышает уровень образованности, нацеливает ребят на развитие личности, социально адаптированной к изменяющимся условиям, самоопределению на осознанный выбор профессии. Социальное партнерство, учит творить добро, перерабатывать социальный опыт, изменять действительность самостоятельно и в сотрудничестве с другими людьми, развивает творческие способностей ребенка и помогает стать достойным гражданином своей страны.

Похожие статьи

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения)

Организация социального партнерства дошкольной организации с учреждениями социума на основе Проекта «Детский мюзикл» при реализации федерального государственного образовательного стандарта

Похожие статьи

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения)

Организация социального партнерства дошкольной организации с учреждениями социума на основе Проекта «Детский мюзикл» при реализации федерального государственного образовательного стандарта

Задать вопрос