Развитие мелкой моторики рук дошкольников в рамках деятельности музыкального руководителя
Авторы: Ларина Ольга Владимировна, Строканова Елена Александровна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 21.09.2023
Статья просмотрена: 20 раз
Библиографическое описание:
Ларина, О. В. Развитие мелкой моторики рук дошкольников в рамках деятельности музыкального руководителя / О. В. Ларина, Е. А. Строканова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8601/ (дата обращения: 19.12.2024).
…Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
И. Н. Сеченов.
С первых минут появления ребенка на свет мы видим, что он начинает все вокруг хватать своими руками, не осознавая этого. Подрастая, он начинает координировать свои движения, поддерживать бутылочку, держать игрушку, складывает кубики. Взрослые постоянно ему помогают ему.
Для чего это делают родители и педагоги?
Все мы знаем, что один из аспектов развития дошкольника — это развитие мелкой моторики и развитие координации движения рук.
Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей индивидуальной готовности к школьному обучению, развития не только памяти и внимания, но и также развития восприятия, воображения, ориентации в пространстве.
Как же нам добиться таких успехов в развитии ребенка?
Первое, что необходимо соблюдать — это системность и планомерность.
Работая в детском саду, я как музыкальный руководитель заинтересована в развитии мелкой моторики детей. На своем опыте я убедилась, что дети с развитой координацией рук выполняют хорошо не только задания игры на ложках, бубне, металлофоне и других музыкальных инструментах, но и при выполнении танцевальных упражнений у них прослеживается более четкое выполнение движений, координация с темпом музыки, также и в пении они держат лучше ритм.
Начиная с ясельной группы, я ввожу в занятия пальчиковые игры. В игровой форме вместе с игрушкой эти игры проходят весело и непринужденно. Детям нравится, когда Зайка или Мишка вместе с детьми играет с ними в пальчиковые игры. Конечно же, большая помощь здесь идет и от воспитателя. Продолжительность пальчикового тренинга в раннем возрасте 3 минуты.
По мере того как дети подрастают, пальчиковые упражнения и игры тоже усложняются. Таким образом, занимаясь с детьми в системе, я вижу хороший результат. Обучая детей игре на музыкальных, деревянных ложках, я на каждом занятии выполняю игры и упражнения для развития мелкой моторики. Развитие моторики на музыкальных занятиях происходит во время речедвигательных упражнений, игре на музыкальных инструментах, во время подвижных игр.
Вместе с дошкольниками мы инсценируем какие-либо рифмованные истории, сказки при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Воспитанники 5 лет могут дополнить игры разнообразным реквизитом — домиками, мелкими предметами, модулями, кубиками, и т. д.
Пальчиковый тренинг включает упражнения:
статические (удержание приданной пальцам определенной позы),
динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую),
расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.
Интерес детей к занятиям и эффективность занятий, мне помогает повышать использование во время упражнений с пальчиками — чтения детям стишков, сказок, рассказов, потешек, прибауток.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
В среднем и старшем дошкольном возрасте продолжительность пальчиковой гимнастики — 10–15 минут в день. Часть упражнений выполняем с детьми за столом. При умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, пальчиковые упражнения могут способствовать развитию у воспитанников элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
Пальчиковые игры и упражнения разнообразны по своему содержанию:
Игра-манипуляция — это игра на развитие воображения ребенка, в каждом пальчике ребенок видит образ. Такие игры как: «Ладушки», «Сорока — белобока», «Мы делили апельсин», «Пальчики пошли гулять» и т. д. С помощью ладошки и пальчика показываем ребенку, что можно представить тот или иной образ из потешки.
Сюжетные пальчиковые упражнения: «Кошка и мышка», «Грабли», «Распустился цветок», «Улитка» позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Здесь у детей развивается не только воображение, но и пластика руки, соотношение слов и движения.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой — это выполнение движений руками и проговаривание слов: «Кулак — ребро — ладонь», «Ухо — нос» и т. д. Эти упражнения очень хорошо развивают координацию детей.
Детям очень нравятся упражнения в сочетании с массажем кистей пальцев рук — здесь используются традиционные для массажа движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Например: «Гуси щиплют травку», «Согреем руки» и т. д. Для выполнения упражнения можно использовать различные подсобные материалы: грецкий орех, карандаш, массажный мячик.
К выпуску из детского сада кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, ребенок, играя на ложках выполняет движения четко и ритмично, а кисти рук выполняют движения более пластично.
Но не только на музыкальных занятиях проводят пальчиковые игры, они также очень часто выполняются группе в начале занятия, и в свободное время дети очень любят играть в них.
Также у нас детском саду, воспитатели проводят занятия с крупой и бусинами, вырезают ножницами, делая аппликации — все это благоприятно сказывается на развитии мелкой моторики.
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». С этими замечательными словами нашего великого соотечественника Василия Александровича Сухомлинского нельзя не согласиться. И как же здорово, что у нас в руках это мощное средство — музыка, которая помогает нам, педагогам во всестороннем развитии и духовном обогащении наших воспитанников. Моя работа по развитию мелкой моторики у детей органично вписывается в педагогический процесс детского сада, на практике показывает свое эффективное и положительное воздействие на формирование здоровой и творческой личности и благодаря музыке доставляет огромное удовольствие всем его участникам.
Развивая пальцы рук, мы развиваем речь и мышление ребенка, интеллектуальные способности, готовим к школе.
Литература:
- Елена Косинова, «Олма-пресс» «Гимнастика для пальчиков».
- Миноженко М. В. «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».