Культура питания в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 27.10.2023

Статья просмотрена: 1413 раз

Библиографическое описание:

Гращенко, А. В. Культура питания в дошкольной образовательной организации / А. В. Гращенко, Н. А. Долгушина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8699/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает привитие основ культуры поведения за столом детей дошкольного возраста, подчеркивается необходимость формирования культуры питания с дошкольного детства как значимого этапа в развитии человека.

Ключевые слова : культура питания, дошкольный возраст, формирование этикета, этикет, дежурство.

Культура питания в детском саду — это целая наука, необходимая ребёнку в современной жизни. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач — формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада — обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Но как сделать так, что бы дети полностью погрузились в атмосферу эстетики принятия пищи? Полноценно, с интересом и пользой проживали режимные моменты, связанные с подготовкой и непосредственно, процессом? Как организовать дежурство так, что бы оно превратилось в увлекательный процесс?

Для решения данных вопросов была организована совместная работа с семьями воспитанников. В течение двух лет мы вместе полноценно проживали данный проект в рамках творческой группы детского сада по культуре питания.

Эти два года мы работали в разных направлениях, но сегодня хотим рассказать о работе с родителями — нашими первыми помощниками и соратниками.

Свою работы мы начали с подборки интересных материалов для консультирования родителей в данном вопросе и детской художественной литературы, плакатов, открыток и репродукций картин для рассматривания в детском саду и дома (например: как накрывали стол крестьяне и зажиточные люди, как обедали в поле и как — у царя на приёме), старых советских открыток с изображением блюд и сервировки стола. Нашлись старые книги по детскому питанию с интереснейшими иллюстрациями и книги с доступной детям информацией, как какая посуда изготавливалась и многое другое.

Далее мы разработали и оформили фото — меню, по которому дети самостоятельно могут рассказать родителям и ребятам, какие блюда сегодня будут подавать. Такие фото-меню мы разместили в групповой и в раздевалке для родителей рядом с обычным меню.

Также родители участвовали в оформлении визиток для сервировки стола, при помощи которых ребята резервируют себе место за столом, как в ресторане.

Меню и визитки Меню и визитки

Рис. 1. Меню и визитки

Золотые руки наших мам сшили для нашей группы несколько комплектов формы для дежурных в народном стиле. Чтобы показать всю красоту нашей формы, мы устроили для родителей модный показ.

Важным моментом в правильной организации питания является сервировка. Сервировка стола должна вызывать у детей не только желание принять пищу, но и желание быть аккуратными, а также поднимать настроение, способствовать эстетическому развитию. В группе мы снимали видеоролики по правилам сервировки стола и обучению правилам столового этикета для домашнего просмотра. Были созданы технологические карты по складыванию бумажных салфеток и салфеток из ткани. Самые любимые у детей стали «Розочка» и «Кармашек», в который ребята вкладывали ложку, вилку и столовый нож.

Рис. 2. Сервировка, кармашки, посадка детей с салфетками из ткани

Наши ребята часто рассказывали, как они применяют новые навыки дома, в гостях и кафе, и мы предложили родителям оформить фотоальбом «Маленькие гурманы» (фотографии демонстрируют, как дети принимают пищу дома, в гостях, в кафе, пробуют национальную кухню, как готовят). Это один из самых любимых альбомов у ребят. Он постоянно находится в группе и в течение года пополняется новыми фотографиями.

Организованный уголок по культуре питания был одним из самых любимых. Его наполняли все вместе и педагоги и дети и родители: посуда из различных материалов, большое количество дидактических игр, созданных руками воспитателей, муляжи овощей и фруктов, настольный театр, энциклопедии, фотоальбомы, книжки-самоделки и т. д. Педагоги сделали большую подборку произведений художественной литературы по теме «Культура питания». В перечень вошли: Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Тайное становится явным», «Хитрый способ», А. Усачёв «Умная собачка Соня. Горчица», Е. А. Алябьева «Как посуда чуть не перессорилась» (дидактическая сказка), Т. Домарёнок «Старинный чайный сервиз», В. Симоновский «Сказка о мальчике Саше, который не любил мыть посуду», М. Зощенко «Лёля и Минька. Золотые слова», С. Махотин «Пирожки с капустой или Книга о вкусной и весёлой пище», С. Сахарова «Академия домашних волшебников …» главы о накрывании стола и готовке, Н. Ильин «Рассказы о вещах» остановка — буфет, К. И. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар», «Очень-очень вкусный пирог», В. Пальчинскайте «Хлеб», С. Буслов собрание стихов про посуду и многие другие.

Культурно-досуговые мероприятия совместно с родителями — наша любимая форма взаимодействия. Мы посещали музеи. Организовывали познавательные досуговые мероприятия, например: учились культуре питания и поведения на природе — ехали на электричке, играли в игры. Шашлык из соленого теста жарили прямо в группе на импровизированном мангале, сидели у вечернего светодиодного костра, накрывали на стал и учились убирать за собой мусор.

Рис. 3. Мангал и шашлыки

Квест-игра «Федорино горе» стал любимым у всей группы. В конце учебного года дети смогли продемонстрировать полученные знания и навыки. Все вместе учили неряху Федору вести себя за столом, ухаживать за посудой, а в конце причесали, накрасили и нарядили саму Федору.

Накрасили Федору

Рис. 4. Накрасили Федору

Особенно детям запомнился мастер-класс от родителей по изготовлению блокадного хлеба. Дети сами замешивали тесто по рецепту, найденному в интернете и для сравнения замесили стандартный белый хлеб того же времени. Дети отметили, что блокадный хлеб грубый, суровый, плотный, а белый пшеничный хлебушек мягкий, нежный, упругий, вкусно пахнет.

В этом учебном году мы реализуем новую для нас форму работы с родителями — кулинарные поединки на сайте детского сада. По условиям разработанного положения мы путешествуем по разным странам и готовим национальную еду. Семьи вызывают друг друга на кулинарный поединок и дают задание — приготовить блюдо конкретной страны. Принять вызов может любая семья.

Вывод: систематическая, планомерная, целенаправленная деятельность воспитателей, родителей и детей помогает добиться положительных результатов в работе по данному направлению, повышается родительская компетентность и заинтересованность в вопросах культуры питания детей, а творческий подход превращает данный процесс в полноценное, интересное проживание данного режимного момента всеми участниками образовательного процесса.

Литература:

  1. Галаева Г. Климова Ю. Разговор о правильном питании// Обруч.-2002.- № 5.- с. 17 Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях// Дошкольное воспитание.- 2000.- № 1.- с. 88–92
  2. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. «Правильное питание дошкольников».
  3. Коняева Л. «Будь здоров, малыш» (Дошкольное воспитание № 11, 2004 г.)
  4. Колесникова С. А. Требования к организации питания дошкольников // Дошкольная педагогика.-2002. — № 5.- с.4
  5. Кожевникова Н. Г. Питание детей в детском саду.-1981.- с.7–12
  6. Румянцева, Т. А. Правильное питание — залог здоровья дошкольника. // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 29–31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13573/ (дата обращения: 10.09.2020)

Ключевые слова

дошкольный возраст, этикет, культура питания, формирование этикета, дежурство

Похожие статьи

Воспитание культуры общения у младших школьников

В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Похожие статьи

Воспитание культуры общения у младших школьников

В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Задать вопрос