Работа с научно-популярными статьями как способ формирования и развития функциональной грамотности учащихся на уроках химии | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 06.11.2023

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Севостьянова, Л. Н. Работа с научно-популярными статьями как способ формирования и развития функциональной грамотности учащихся на уроках химии / Л. Н. Севостьянова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 105-110. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8747/ (дата обращения: 16.11.2024).



Функционально грамотный ученик в современном мире является индикатором качества образования. Стандартных академических знаний в жизни недостаточно, акцент современных требований смещается на самостоятельное получение и применение полученной информации для решения конкретных учебных и жизненных задач. Функциональная грамотность является значимой основой формирования универсальных учебных действий.

Одна из эффективных форм работы формирования и развития функциональной грамотности на уроках химии — работа с текстами учебников или научно-популярными статьями из различных источников. Такую работу можно использовать на уроках, в качестве домашнего задания, во внеурочной деятельности, во время дистанционного обучения.

При выборе текста и составлении заданий необходимо ориентироваться на модель составления заданий по естественнонаучной грамотности. Следовательно, контекст информации должен быть связан с одним из направлений: проблемами здоровьесбережения, использованием природных ресурсов, проблемами охраны окружающей среды, опасностями и рисками, связи науки и техники. Ситуация, изложенная в научно-популярном тексте может рассматриваться на одном из трех уровней: личностном (интересен для каждого человека), местном (затрагивается проблема определенного региона) или глобальном (ситуация, описанная в тексте статьи затрагивает интересы каждого жителя планеты).

В заданиях используются два типа научного знания: содержательное (взаимосвязь естественнонаучных дисциплин) и процедурное (как происходят открытия, описание экспериментов и их результатов).

Для выполнения заданий учащиеся должны применять следующие умения (компетенции):

— Научно объяснять явления, т. е. научно обосновывать прогнозы, использовать объяснительные модели, объяснять принципы действия технических устройств или технологий

— Применять естественнонаучные методы исследования, т. е. распознавать и выдвигать цель исследования, оценивать достоверность результатов

— Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов, т. е. преобразовывать один вид информации в другой, визуально емко представлять информацию, анализировать, распознавать допущения и аргументы в тексте.

Содержание текста статьи должно отражать содержание образовательных программ или возможного опыта учащихся. Задания могут быть сформулированы в соответствии с категориями диагностируемых учебных целей: знание — понимание — применение — анализ — синтез — оценка.

Приведем пример текста, основой которого послужила адаптация статьи П. А. Кошель из журнала «Химия» 2007 г № 9. Работа проводится среди учащихся 9-х классов при изучении модуля «Химия и сельское хозяйство». Учащиеся показывают средние результаты. Низкий уровень овладения метапредметными умениями у части учащихся подтверждает необходимость систематической специальной работы по их формированию. Оценивание уровня освоения метапредметных умений учащихся посредством предложенных заданий может представлять всем участникам образовательного процесса необходимую информацию.

Круговорот фосфора в природе

История «путешествий» фосфора на Земле, или, как говорят ученые-геохимики, его миграция, очень интересна и поучительна. Атомы фосфора, как и всех других элементов, постоянно участвуют в великом природном круговороте веществ. Занимаясь сельским хозяйством, развивая военную промышленность, цветную металлургию человек активно вмешивается в круговорот фосфора в природе. Какие необходимо принять меры, чтобы это не отразилось на здоровье и жизнедеятельности последующих поколений?

Предлагаемый текст:

Фосфор — относительно редкий элемент. По данным академика А. Е. Ферсмана, его весовой кларк (процентное содержание элемента в земле) равен всего 0,12 %. К тому же фосфор — элемент, редко накапливающийся в больших количествах, и потому его относят к числу рассеянных.

В свободном виде в природе по причине своей очень сильной окисляемости он не встречается, но входит в состав многих минералов (их насчитывается до 120) и множества органических веществ. Большинство минералов, содержащих фосфор, являются редкими. Наиболее важные минералы (природные фосфаты) — апатит, вивианит, а также осадочная горная порода фосфорит.

Несмотря на свою малую распространенность и разбросанность, фосфор, однако, имеет исключительно важное значение в жизни растительных и животных организмов. Он входит в состав большинства растительных и животных белков и протоплазмы. Фосфор — биогенный элемент. Академик Ферсман называл фосфор элементом жизни и мысли.

Источником всех фосфорных соединений в природе следует признать апатит — фосфат кальция, содержащий переменное количество фтора и хлора. В зависимости от преобладания в апатите фтора или хлора образуются минералы фторапатит Са 5 F(РO 4 ) 3 или хлорапатит Са 5 Сl(PO 4 ) 3 . Они содержат от 5 до 36 % P 2 O 5 .

Значительные запасы апатитов имеются в Норвегии и Бразилии. Подлинно мировое месторождение апатитов находится у нас, на Кольском полуострове, в Хибинах, где оно было открыто в 1925 г.

Под влиянием жизнедеятельности микроорганизмов, почвенных кислот, а также кислот, выделяемых корнями растений, апатиты постепенно подвергаются выветриванию и вовлекаются в биохимический круговорот, который в отличие от круговорота азота, углерода, кислорода и серы ограничивается лишь био-, гидро- и литосферой и не захватывает атмосферы.

Растениями фосфор поглощается только из растворенных фосфатов в виде анионов фосфорной кислоты. Скапливается он главным образом в продуктовых частях — семенах, плодах. Наиболее богаты фосфором бобовые растения, а бедны им овощи. Из растений фосфор вместе с пищей попадает в организм животных и человека.

Ежесуточная потребность взрослого человека в фосфоре от 1 до 1,2 г. Дети больше нуждаются в фосфоре, чем взрослые.

Без фосфорной кислоты невозможны нормальные химические реакции в клетках. Она также принимает участие в жировом обмене, синтезе и распаде гликогена и крахмала, входит в состав скелетной ткани, но особенно много её в тканях нервных клеток и мозга.

При недостатке фосфора у животных появляется заболевание костей. Недостаточность содержания соединений фосфора тормозит развитие и задерживает созревание семян, вызывает снижение урожая и ухудшение его качества.

Лучшим объяснением круговорота фосфора могут служить следующие слова знаменитого русского геолога и минералога, профессора Я. В. Самойлова, которому принадлежит большая заслуга в деле изучения фосфоритов: «Фосфор наших фосфоритовых месторождений — биохимического происхождения. Из апатита — минерала, в котором первоначально заключен почти целиком весь фосфор литосферы, элемент этот переходит в тело растений, из растений — в тело животных, которые являются истинными концентраторами фосфора. Пройдя через ряд животных тел, фосфор, наконец, выпадает из биохимического цикла и вновь возвращается в мир минеральный. При определенных физико-географических условиях в море происходят массовая гибель животных организмов и скопление их тел на дне морском, а скопления эти приводят к образованию фосфоритовых месторождений в осадочных отложениях. Наши фосфориты — биолиты, и если бы можно было шаг за шагом повернуть весь ход испытанных нашими фосфоритами перемещений в обратную сторону, то образцы, заполняющие наши музеи, зашевелились бы»...

Таков круговорот и значение фосфора в природе. Крайне ядовитое и реакционноспособное вещество (в одной из его аллотропных форм — белом или желтом фосфоре) в своих соединениях является существенно необходимым элементом растительной и животной жизни.

В процесс круговорота фосфора, как и в природный круговорот других элементов энергично вмешивается человек. Фосфор нужен человеку для многих целей: большое количество его поглощает спичечная отрасль промышленности. Лучшие сорта нержавеющей стали получаются благодаря процессу фосфатирования — покрытия тонким слоем фосфатов, стойких против атмосферной коррозии. Соединения фосфора идут на изготовление многих лекарственных веществ.

Главный же потребитель фосфатов — сельское хозяйство. Со времени химика Ю. Либиха земледельцы, поняв значение фосфора для повышения урожая культурных растений, начали отыскивать природные фосфаты (апатиты, фосфориты), превращать их механическим или чаще всего химическим путем в удобрения и вносить в почву.

http://compendium.su/chemistry/9klas/9klas.files/image071.jpg

Выполните задания:

  1. Опишите нахождение фосфора в природе, его соединения. Почему фосфор не встречается в природе в свободном виде?
  2. Академик Ферсман назвал фосфор элементом жизни и мысли. Так ли это? Сформулируйте свою позицию по этому вопросу.
  3. Предложите эксперимент, который позволил бы пронаблюдать все этапы круговорота фосфора в природе.
  4. Если предположить равную стоимость фосфорных удобрений фосфористой муки Ca 3 (PO 4 ) 2 и суперфосфата Ca(H 2 PO 4 ) 2 , то какое из них выгоднее использовать в сельском хозяйстве и почему?
  5. Занимаясь сельским хозяйством человек активно вмешивается в круговорот фосфора. Что случится, если не восполнять запасы соединений фосфора в почве? Разработайте план мероприятий и изложите свое мнение понимания данной проблемы.
  6. Определение А. Е. Ферсмана: «Фосфор — элемент жизни…» находит повсеместное подтверждение. Фосфор — элемент не только биологической жизни, но и повседневной. Изучив схему применения фосфора и его соединений, обоснуйте данной утверждение.

Оценивание выполнения работ

Задание 1

Планируемый результат:

— Характеризовать распространенность химического элемента фосфора в природе.

Формируемые УУД — умения, характеризующие достижение результата:

— Ориентироваться в содержании текста, умение вычленять необходимую информацию.

— Адекватно и осознанно использовать письменную речь

Формируемые УДД

Критерии оценивания

Баллы

Познавательные

  1. Указал, в состав каких неорганических и органических соединений входит фосфор.

1–2

  1. Описал взаимосвязь активности химического элемента и его распространенности.

1–2

Максимальный суммарный балл

4

Коммуникативные

1.Оформил ответ в понятной и логичной форме.

1–2

Максимальный суммарный балл

2

Максимальный суммарный балл всего задания

6

Задание 2

Планируемый результат:

— Охарактеризовать уникальную способность воды, как универсального растворителя.

— Характеризовать значение фосфора в природе как основы жизни.

Формируемые УУД — умения, характеризующие достижение результата:

— Находить и использовать необходимую информацию в тексте для объяснения явлений.

— Адекватно и осознанно использовать письменную речь.

Формируемые УДД

Критерии оценивания

Баллы

Познавательные

  1. Указал роль фосфора для растений, животных и человека.

1–2

  1. Указал процессы, идущие в организме при участии соединений фосфора.

1–2

Максимальный суммарный балл

4

Коммуникативные

1. Оформил ответ в понятной и логичной форме.

1–2

Максимальный суммарный балл

2

Максимальный суммарный балл всего задания

6

Задание 3

Планируемый результат:

— Характеризовать круговорот фосфора в природе.

Формируемые УУД — умения, характеризующие достижение результата:

— Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

— Структурировать знания.

— Выделять необходимую информацию.

— Адекватно и осознанно использовать письменную речь

Формируемые УДД

Критерии оценивания

Баллы

Познавательные

1. Представил все стадии круговорота воды в природе.

1–3

Максимальный суммарный балл

3

Коммуникативные

1. Оформил ответ в понятной и логичной форме.

1–2

Максимальный суммарный балл

2

Максимальный суммарный балл всего задания

5

Задание 4.

Планируемый результат:

— Проводить расчеты по формулам химических соединений.

— Проводить расчеты с использованием понятия «массовая доля».

Формируемые УУД — умения, характеризующие достижение результата:

— Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

— Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.

— Адекватно и осознанно использовать письменную речь

Формируемые УДД

Критерии оценивания

Баллы

Познавательные

  1. Правильно рассчитал молярные массы предложенных соединений.

1–2

  1. Выполнил расчеты с использованием понятия «массовая доля химического элемента».

1–2

  1. Сравнил результаты и сделал вывод по вопросу задачи.

1–2

Максимальный суммарный балл

6

Регулятивные

Решил задачу в соответствии с выбранным алгоритмом.

2

Коммуникативные

1.Оформил ответ в понятной и логичной форме.

1–2

Максимальный суммарный балл

2

Максимальный суммарный балл всего задания

8

Задание 5.

Планируемый результат:

— Характеризовать и оценивать ситуацию антропогенного воздействия на круговорот фосфора в природе.

Формируемые УУД — умения, характеризующие достижение результата:

— Строить логические рассуждения.

— Выделять необходимую информацию.

— Адекватно и осознанно использовать письменную речь

Формируемые УДД

Критерии оценивания

Баллы

Познавательные

  1. Обосновал значимость и применения фосфорных удобрений.

1–2

  1. Описал причины использования удобрений.

1–2

Максимальный суммарный балл

4

Регулятивные

Составил план действий по восполнению фосфора в почве.

1–2

Коммуникативные

1.Оформил ответ в понятной и логичной форме.

1–2

Максимальный суммарный балл всего задания

8

Задание 6.

Планируемый результат:

— Характеризовать значимость соединений фосфора в народном хозяйстве.

Формируемые УУД — умения, характеризующие достижение результата:

— Связывать информацию, обнаруженную в тексте со знаниями из других источников.

— Строить логические рассуждения.

— Адекватно и осознанно использовать письменную речь

Формируемые УДД

Критерии оценивания

Баллы

Познавательные

  1. Описал большинство сфер применения фосфорных соединений.

1–2

  1. Обосновал значимость фосфорных соединений.

1–2

Максимальный суммарный балл

4

Коммуникативные

1.Оформил ответ в понятной и логичной форме.

1–2

Максимальный суммарный балл

2

Максимальный суммарный балл всего задания

6

Максимальный суммарный балл всей работы — 39 баллов (пятибалльная система оценивания

«5» выполнено 75–100 % работы — 30–39 баллов

«4» выполнено 60–75 % работы — 23–30 баллов

«3» выполнено 50–60 % работы — 19–23 баллов

Литература:

  1. Асанова Л. И. Метапредметные результаты обучения химии: средства достижения и диагностика. — Электр.ресурс, вебинар, режим доступа: https://www.vgf.ru/pedagogu/Webinars.aspx
  2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. — М.: Дрофа, 2008.
  3. Валединская О. Р. Знакомьтесь: азот и его круговорот. –Электр.журнал — Химия. «Первое сентября»-2002- № 43, режим доступа: http://him.1september.ru/article.php?ID=200204302
  4. Габриелян О.С, И. Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.- М.: Дрофа, 2008.
  5. Габриелян. О. С. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» — М.: Дрофа, 2011.
  6. Габриелян, О. С. и др. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы. М.: Дрофа, 2007
  7. «Химия 9» Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 9 класс», Дрофа, Физикон.
  8. Кошель П. А. Круговорот фосфора в природе. –Электр.журнал — Химия. «Первое сентября»-2007- № 9, режим доступа: https://him.1sept.ru/article.php?ID=200700901
  9. Шаталов М. А., Кузнецов Н. Е. Достижение метапредметных результатов обучения. — М.: Вентана-Граф, 2012.

Похожие статьи

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Математические задачи как средство формирования исследовательской компетенции у учащихся в классах физико-математического профиля

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи на уроках русского языка и литературы в 5–6 классах

Система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Работа с контурными картами на уроках географии как инструмент развития пространственной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний

Применение самостоятельной работы на уроках информатики, физики и математики как средство развития интеллектуальных способностей школьника

Похожие статьи

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Математические задачи как средство формирования исследовательской компетенции у учащихся в классах физико-математического профиля

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи на уроках русского языка и литературы в 5–6 классах

Система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Работа с контурными картами на уроках географии как инструмент развития пространственной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний

Применение самостоятельной работы на уроках информатики, физики и математики как средство развития интеллектуальных способностей школьника

Задать вопрос