Образ современного учителя и его влияние на мотивацию младших школьников к учебной деятельности
Автор: Пахомова Ксения Анатольевна
Научный руководитель: Шитикова Елена Вячеславовна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 13.11.2023
Статья просмотрена: 144 раза
Библиографическое описание:
Пахомова, К. А. Образ современного учителя и его влияние на мотивацию младших школьников к учебной деятельности / К. А. Пахомова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8768/ (дата обращения: 18.12.2024).
Большое количество детей при поступлении в школу сталкивается с отсутствием учебного мотива, что значительно снижает результаты учебной деятельности.
Проблема мотивации учения — одна из важнейших проблем процесса обучения в школе. Мотивационная сфера ребенка динамична, что представляет большие возможности для развития мотивов, необходимых для эффективного обучения в школе, но необходимо помнить, что мотивационная сфера так же неустойчива, поэтому важно учитывать условия, способствующие подкреплению учебных мотивов. Важно выяснить, как отношение учащихся к учителю способно повлиять на мотивацию учебной деятельности.
Мотивацию учебной деятельности изучали такие авторы как В. Г. Асеев, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, А. К. Маркова, М. В. Матюхина и др. Проблемой отношения учащихся к учителю в младшем школьном возрасте интересовались Г. А. Кочергина, В. А. Крутецкий, А. Г. Оводова, И. П. Подласый, Е. Ю. Смотрицкий и др. Тем не менее, образ учителя как условие становления учебной мотивации младших школьников недостаточно разработан в современной психолого-педагогической литературе.
Цель: изучить образ учителя как условие становления учебной мотивации младших школьников.
Гипотеза: образ учителя оказывает влияние на мотивы учебной деятельности младших школьников: положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся в учебном процессе, будут способствовать формированию учебного мотива.
На формирование учебных мотивов оказывает влияние много факторов, которые должен учитывать учитель при организации учебной деятельности младших школьников, например: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя.
«Учитель является организатором всего учебного процесса, именно от него зависит, как дети будут включены в учебную деятельность, как будут взаимодействовать друг с другом и с самим учителем, и как будут усваивать учебный материал» [2, с. 73]. «Цель, которую должен ставить перед собой каждый учитель начальных классов, это сформировать у ребенка желание учиться, сплотить учеников между собой, показать ценность каждого ребенка, проявить его интересы и развить индивидуальные качества ученика» [12, с. 34]. Ребенок должен ощущать поддержку учителя в ходе всего учебного процесса, чувствовать, что он интересен учителю. Учитель должен радоваться каждому даже самому маленькому успеху ученика и тогда обучение в школе для учеников будет в радость и конечно будет приносить положительные результаты [3].
«Каждый ребенок должен иметь свое мнение, и если оно будет ошибочным, задача учителя построить учебный процесс так, чтобы ученик сам понял свою ошибку и сам пришел к правильному решению задачи» [4, с. 98]. Отношения между детьми строятся в основном через учителя, это характерно для 1–2 классов, когда ученики еще не знают друг друга. Отсюда можно сказать, что «учитель является центральной фигурой для учащихся 1- 2 классов» [1, с. 257]. «Только любимый детьми и отвечающий им взаимностью учитель способен быть организатором детского коллектива и учебного процесса» [7, с. 92].
Учителя, как организаторы учебного процесса должны обладать рядом профессиональных качеств, помогающих им управлять процессом обучения, они являются для младших школьников образцом для подражания. Поэтому они должны быть активны, дисциплинированны, аккуратны, трудолюбивы и собраны, а самое главное учить детей ставить перед собой цели и искать пути их достижения, а также дружелюбию и помощи другому [11]. «В современном обществе к списку необходимых качеств важно отнести выдержку и самообладание. Высококвалифицированный педагог должен уметь достойно и как можно менее эмоционально реагировать на трудности, возникающие в профессиональной сфере» [5, с. 32].
И. П. Подласый говорит о том, что «учитель обязан внимательно относиться к детям, быть приветливым и ласковым, не отталкивать от себя детей своим строгим обращением, а привлекать их добродушием, манерами и словами» [8, с. 366]. «Очень важно, чтобы учитель объективно и справедливо оценивал не только знания и умения учеников, но и поступки. От этого во многом зависит отношение самих детей к учителю» [8, с. 366].
Через педагога, младший школьник осуществляет оценку учебного заведения, его устройство, познает порядок школы и коллектив учащихся, с которыми ему предстоит вместе погрузиться в мир знаний. В этой связи, взаимоотношения с педагогом играют важную роль для развития личности младшего школьника, его адаптации к новой среде и активизации его познавательной заинтересованности.
Исходя из всего этого, педагог должен принимать ребенка таким, какой он есть и уважительно относиться к каждому из детей. Е. Ю. Смотрицкий утверждал, что «педагог должен стать соучастником в жизни ребенка, интересоваться его жизнью и из этого должно строиться не только общение вне урока, но и сами уроки, где закладываются самые необходимые ценности и знания, формирующие личность ребенка» [9, с. 13]. Именно с такой позиции педагог может понять мир ребенка, его потребности, разобраться в стремлениях каждого, чтобы подобрать правильный педагогический инструмент, чтобы направлять потом им ребенка.
По мнению А. Л. Венгера, «отношение ребёнка к учению зависит от характера самого процесса обучения, от стиля общения между педагогом и учащимся, от способов преподнесения учебного материала и организации учебно-познавательной деятельности школьников, от системы оценивания результатов учения» [6, с. 117]. Урок должен быть не просто формой организации деятельности в школе, а должен способствовать индивидуальному развитию каждого ребенка и коллектива детей в целом [9]. Расположить школьника к учебному процессу может только учитель, который сам включен в этот процесс.
Создание благоприятной атмосферы помогает избежать отрицательного отношения к учению. Поддержка взрослого и одобрение способствуют успеху деятельности ребенка, а успех создает положительные переживания.
Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности слишком часто становится для учащихся основной целью, учебная деятельность и полученный результат уходят на второй план, что приводит к угасанию познавательного мотива. Важно, чтобы к оценке добавлялся качественный анализ учебной деятельности, выделялись положительные моменты в освоении учебного материала и выявлялись причины недостатков.
Стиль деятельности учителя также оказывает огромное влияние на формирование мотивов учения. Различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует формированию внутренней мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».
Итак, ведущую роль в организации учебного процесса занимает учитель. От его отношения к детям, от наличия у него сформированных профессиональных качеств будет зависеть успешность образовательного процесса.
Для реализации поставленной цели было обследовано 72 ученика вторых классов с помощью методик: М. Р. Гинзбург «Определение мотивов учения», Техника Куна «Учитель, какой он?» и проективной методики «Школа зверей» Панченко С. М.
Методика техника Куна «Учитель, какой он?» направлена на выявление качественных характеристик образа учителя. Ученикам необходимо было дать как можно больше ответов на вопрос «учитель, какой он?».
Проективная методика «Школа зверей» Панченко С. М. направлена на выявление отношения к школе, и наличие трудностей у учащихся в учебной деятельности, в общении со сверстниками и с учителем. С помощью методики можно выяснить причины трудностей и способы их коррекции.
Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно.
Особое внимание в интерпретации рисунков обращалось на взаимодействие между учителем и учениками и на отношение ребенка к учителю.
Методика М. Р. Гинзбург «Определение мотивов учения» направлена на изучение сформированности мотивов учения и определение ведущего мотива. Форма проведения методики — индивидуальная.
Анализ и интерпретация результатов исследования
Проведём анализ результатов изучения образа учителя у младших школьников. Представим полученные эмпирические данные. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что для большинства учеников учитель является положительным героем, отношение к учителю адекватное, воспринимается как обычный человек, дети не чувствуют опасности и агрессии от учителя (67 %). У большинства с учителем выстраиваются доброжелательные отношения, и лишь несколькими учениками из трех классов учитель воспринимается агрессивно (22 %). Те дети, которые не изобразили учителя на своих рисунках, не желают контактировать с учителем, не воспринимают его как субъект учебной деятельности (11 %). 26 % учеников изобразили учителя большего размера по отношению с учениками либо расположили выше на листе, такие дети воспринимают учителя главным в учебном процессе.
У большинства детей сформировалось адекватное отношение к учителю (59 %) на рисунке учитель такого же размера, как и ученики и находится с ними на одной линии. 18 % учеников не изобразили себя на рисунке, это говорит о том, что дети не желают быть участниками учебной деятельности и стараются ее избежать. У 23 % учащихся на рисунках представлена учебная деятельность, это говорит о том, что школа привлекает детей учебной стороной, дети нацелены на получение знаний. У 7 % испытуемых на рисунке представлена игровая деятельность, такие дети ходят в школу, чтобы поиграть и встретиться со своими друзьями, школа привлекает внеучебными сторонами. 65 % учащихся имеют благоприятные взаимоотношения с учителем, умеют налаживать с ним контакт, на рисунке отсутствуют преграды между учителем и учениками. У 29 % учащихся существуют трудности в налаживании контакта с учителем, возможно, существуют какие-либо трудности во взаимопонимании между учителем и детьми. 20 % учащихся изобразили себя больше по размеру, чем учителя, либо расположили учеников выше на листе, это говорит о том, что дети не считают учителя главным, не уважают его, не считают старшим. На рисунке отсутствуют учитель и ученики у 7 % учащихся, можно предположить, что у этих детей не сформирована позиция школьника.
Таким образом, для большинства учащихся взаимодействие с учителем не вызывает трудностей, отношение к учителю адекватное, прослеживается доброжелательное отношение к ученикам со стороны учителей.
В ходе исследования нами были выделены эмоциональные оценки характеристик образа учителя (табл. 1).
Таблица 1
Распределение младших школьников с разными перцептивнымихарактеристиками образа учителя
Перцептивные характеристики образа учителя |
Эмоциональная оценка перцептивных характеристик |
Количество учащихся (в %) |
Внешность |
положительная |
27 |
отрицательная |
0 |
|
Взаимодействие в учебной деятельности |
положительная |
81 |
отрицательная |
12 |
|
Взаимодействие внеучебной деятельности |
положительная |
99 |
отрицательная |
1 |
При анализе мы акцентировали внимание на 3 первых наиболее значимых ответах, данные по методике «Учитель, какой он?» техника Куна.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что практически все учащиеся, а именно 99 % испытуемых, выделили в образе учителя положительные качества, характеризующие учителя во взаимодействии с учениками внеучебной деятельности. Можно сказать, что дети в первую очередь выделили такие качества как: добрый, ласковый, хороший, вежливый, заботливый, веселый и др. Для детей важно положительное восприятие образа учителя, тогда дети чувствуют себя безопасно при взаимодействии с ним.
Положительные качества, отражающие взаимодействие учителя с учащимися в учебной деятельности, выделил 81 % испытуемых. Ученики отметили такие качества как: умный, ответственный, внимательный, трудолюбивый, справедливый и др. Так же несколькими учениками были выделены и отрицательные качества в образе учителя (12 %). По их мнению, учитель строгий и «в меру злой». Это свидетельствует о том, что у этих учеников есть трудности во взаимодействии с ним, так как учитель, возможно, проявляет жесткость во взаимодействии с детьми.
27 % учащихся выделили положительные характеристики, отражающие внешность учителя, сюда входили такие качества как: красивый, нарядный, молодой, спортивный и др.
Далее рассмотрим результаты психологической диагностики мотивов учебной деятельности младших школьников, которая проведена на основе методики М. Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения». Для этого обратимся к рисунку 1.
Рис. 1. Распределение младших школьников по мотивам учебной деятельности
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что большинству второклассников (74 %) присущ учебный мотив. Это свидетельствует о том, что для таких учеников важен сам процесс обучения с целью получения знаний, овладения учебными навыками, сюда же можно отнести интерес к самостоятельному получению знаний, приемам добывания информации и самообразование. Социальный мотив (10 %) направлен на взаимодействие с людьми. Позиционный мотив (8 %) связан с тем, что ребенок ощущает себя взрослым, и уже большим. Внешний мотив (4 %) связан с чувством долга, потому что ребенок обязан ходить в школу, или потому что заставляют родители. Деятельность ученика с ведущим мотивом — оценка (3 %) направлена на получение хорошей оценки, учебная деятельность не интересует как процесс получения знаний, знания приобретаются в ходе заучивания материала, который быстро потом забывается. Результат учебной деятельности сводится лишь к получению положительных оценок.
Мотив игровой выявлен у 1 % всех респондентов, такие дети ходят в школу для того, чтобы хорошо провести время со сверстниками, весело поиграть с друзьями, часто такие дети склонны нарушать правила поведения на уроке и привлекать к себе всеобщее внимание.
Характеристики образа учителя мы отнесли к зависимым переменным, а виды мотивов к независимым. Из полученных данных видно, что на формирование учебного мотива наибольшее влияние оказывает взаимодействие в учебной деятельности с педагогом (р≤0,05, β=0,899). Это связано с тем, что положительные характеристики учителя, проявляющиеся в процессе учебной деятельности, включают учеников в учебный процесс, формируя потребность в учебной деятельности.
На формирование внешнего мотива учебной деятельности оказывает прямо пропорциональное влияние взаимодействие внеучебной деятельности с учителем (р≤0,05, β=0,898). Внешний мотив характеризуется принудительным влиянием на ребенка.
На формирование игрового мотива прямо пропорциональное влияние оказывает внешность учителя и взаимодействие с ним внеучебной деятельности (соответственно р≤0,05, β=0,898; р≤0,05, β=0,983).
На формирование позиционного мотива оказывает влияние внешность учителя и взаимодействие учителя внеучебной деятельности (соответственно р≤0,05, β=0,719; р≤0,05, β=0,835). Это связано с тем, что стремление занимать определенное место в обществе в младшем школьном возрасте проявляется, через внешность и взаимодействие с учителем внеучебной деятельности, возможно с целью расположить его к себе, чтобы занять лидерскую позицию среди сверстников.
На формирование социального мотива прямо пропорциональное влияние оказывает взаимодействие учителя внеучебной деятельности и внешность (соответственно р≤0,05, β=0,759; р≤0,05, β=0,863). Данное влияние обуславливается стремлением к взаимодействию с другими людьми, с учителем проще взаимодействовать внеучебной деятельности, так как ребенок ощущает себя более свободно.
На формирование мотива-оценка наибольшее прямо пропорциональное влияние оказывает взаимодействие учителя внеучебной деятельности со школьниками (р≤0,05, β=0,932). Это можно объяснить тем, что доброжелательное отношение учителя формирует у детей стремление на получение положительной отметки, а не на получение знаний.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что образ учителя младших школьников оказывает влияние на мотивы учебной деятельности: положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся в учебном процессе способствует формированию учебного мотива, положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся во внеучебной деятельности- социального и внешнего мотивов, положительная оценка внешности учителя и характеристик, проявляющихся во внеучебной деятельности — позиционного, игрового мотивов и мотива-оценки.
Литература:
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.- СПб.: Питер, 2009.- 400 с.
- Кочергина, Г. А. Личность учителя / Г. А. Кочергина // Учитель.- 2005.- № 3.- С. 73–74.
- Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития / И. Ю. Кулагина.-М.: Эксмо, 2009.- 176 с.
- Мальковская, Т. Н. Учитель-ученик / Т. Н. Мальковская.- М.: МГУ, 2008.-167 с.
- Меркулов, Ф. Учитель и ребенок: диалог отношений / Ф. Меркулов // Первое сентября.- 2006.- № 20.- С. 32–34.
- Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста: монография / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.-М.: Педагогика,1988.- 140 с.
- Педагогика: семья, школа, общество: монография / А. Ю. Арутюнян [и д. р.]; под ред. О. И. Кирикова.-М.-Воронеж: ВГПУ, 2012.-164 с.
- Подласый, И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый.- М.: Владос, 2008.- 464 с.
- Смотрицкий, Е. Ю. Ученик и учитель: психология отношений / Е. Ю. Смотрицкий // Практическая психология.- 2010.-№ 8.- с. 12–14
- Ткачева, М. С. Педагогическая психология / М. С. Ткачева. — М.: Юрайт, 2010.-191 с.
- Фролова, Л. А. Деятельность учителя начальных классов в информационно-образовательной среде / Л. А. Фролова, И. Е. Сюсюкина // Начальная школа плюс до и после.- 2012.- № 10.- С. 34–37.
- Яшнова, О. А. Успешность младшего школьника / О. А. Яшнова. — М.: Академический Проект, 2005. — 144 с.