Комплексный подход к решению проблемы подросткового буллинга
Автор: Щепочкина Надежда Сергеевна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 19.11.2023
Статья просмотрена: 64 раза
Библиографическое описание:
Щепочкина, Н. С. Комплексный подход к решению проблемы подросткового буллинга / Н. С. Щепочкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8784/ (дата обращения: 20.12.2024).
Каждый педагог хочет, чтобы его занятия были интересными, полезными для детей, чтобы ребята уходили с урока замотивированные и с новыми знаниями. Однако часто образовательному процессу может мешать конфликтная обстановка между детьми. И вместо того, чтобы отвечать на уроке и узнавать новое, ребята тратят время на насмешки и выяснение отношений, да и вообще просто бояться хоть что-то сказать, ведь над ними могут смеяться. Всё это можно назвать буллингом, для многих непонятное слово можно заменить — издевательством! Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей. Данной проблемой заинтересовались еще в начале XX века. Первые исследования провели скандинавские ученые: Д. Олвеус, П. П. Хайнеманн, А.Пикас, Е.Роланд, разработав концепцию буллинга они описали разные формы проявления дискриминации и травли [3].
Отечественные ученые выделяют три основных подхода к исследованию буллинга [2]:
- Диспозициональный подход сконцентрирован на субъектах буллинга, на индивидуальных особенностях участников.
- Тeмпoральный подход изучает реализацию рисков на протяжении жизни человека, рассматривает существование периодов повышенной чувствительности в зависимости от событий, который происходят с человеком в разные периоды жизни.
- Кoнтeкстуальный подход рассматривает важность окружения, среды с которыми человек сталкивается в сообществе.
Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Но в начале необходимо выяснить, как действовать каждой из сторон.
Биллинг принимает разные формы, но я, как педагог дополнительного образования, в своей практике встречалась только со словесной травлей между детьми.
К нам, в центр дополнительного образования, на занятия приходят разные дети. Это могут быть целые классы, внутри которых уже выстроены отношения, и проектные группы, ребята в которых только знакомятся. И моя задача, как педагога — создать благоприятную атмосферу.
Главное для педагога — это разобраться в причине, вызывающей подобное поведение. Согласно моим наблюдениям, дети, которые издеваются и терпят эти издевательства страдают от одной проблемы — низкая самооценка. Поэтому важно, чтобы в процессе работы каждый ребёнок оценивал себя адекватно и повышал свою самооценку.
В центре дополнительного образования обучающиеся самостоятельно выбирают детские объединения, в которых и происходит обучение по дополнительным общеразвивающим программам. Основной формой организации образовательного процесса является проектная деятельность. Метод проекта дает большие возможности для развития личности ребенка.
Проект — это умение работать с настоящим, преобразовывая его в будущее. У ребенка появляется право первого шага. Делая этот шаг, ученик сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания и соединять разрозненные сведения в единое целое, а не получить информацию в готовом виде. Каждый обучающийся сможет выстроить свою образовательную траекторию, лишенную предметной ограниченности. Дети познают и осваивают окружающий мир во всем его многообразии.
Такой подход дает возможность каждому ребенку научиться ставить цель, формулировать и решать задачи для ее достижения, планировать свою деятельность, набираться опыта, который понадобится на протяжении всей дальнейшей жизни, делать первые шаги к успеху. В проектной деятельности важен не только желаемый результат, но умение представить его. Дети получают прекрасную возможность научиться выступать публично, участвовать в дискуссии, защищать и отстаивать свою точку зрения. Овладение проектным видом деятельности позволяет обучающимся стать современными, конкурентоспособными членами общества.
В наших группах мы начинаем работу с распределения ролей для того, чтобы каждый участник образовательного процесса не только познакомился с новым материалом, но и показал свои сильные стороны. Кто-то химик, кто-то биолог, эколог, математик, кто-то хорошо разбирается в компьютерных программах или просто любит рисует. Я обязательно учитываю интересы каждого ребенка, и когда роли распределены, мы обсуждаем, какими качествами должен обладать специалист той или иной области. Прошу ребят подумать есть ли у них эти качества. Мнение у детей о себе разное, в процессе обсуждения помогаю им найти в себе хорошие черты. А затем меняю задание и прошу ребят найти положительные качества у своих товарищей. И подвожу их к высказыванию приятных словам друг другу.
В качестве одной из перспективных идей является совместное обучение детей разных возрастов в одной проектной команде [1]. Такой подход имеет не только положительные образовательные результаты, но и способствует обогащению коммуникативного и социального опыта, особенно тем детям, которым трудно найти друзей среди сверстников. Старшие осознают свою полезность и востребованность, что способствует повышению самооценки. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов развиваются индивидуальные качества, такие как: активность, ответственность, забота. У каждого ребенка своя задача в проекте. Старшеклассники берут на себя роль организаторов. Ребята любят говорить, что поддерживают друг друга не потому, что они в одной команде, а потому, что они команда.
И действительно, члены нашей команды охотно помогают друг другу. Все их действия направлены на достижение общей цели. А я всегда рядом. И они это знают.
|
В процессе работы очень часто даю ребятам задания, которые направлены на помощь соседу по парте. А в конце работы мы анализируем нашу деятельность, проговариваем свой успех и благодарим наших «коллег» за помощь (рис. 1).
Рис. 1. Организация совместной деятельности обучающихся
Сознание человека устроено так, что еслимы говорим собеседнику приятные слова и совершаем хорошие поступки по отношению к нему, то мы начинаем считать, что этот человек хороший и важен нам. Поэтому после такого упражнения на приятные слова друг другу и совместной работы, где каждый помогает и сопереживает, мнение ребят меняется и о себе, и о своих товарищах. А услышать в конце оценку своих действий и благодарность друзей поднимает настроение ещё больше. Вот так постепенно, в течение учебного года группа меняется. Вместо насмешек царит уважение друг к другу, и как следствие у детей повышается самооценка. Если раньше они боялись любых своих проявлений, то сейчас они с удовольствием участвуют в конкурсах и конференциях!
Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.
Для предотвращения буллинга недостаточно выявить участников, необходим комплексный подход с участием педагогов, родителей и детей. Совместные мероприятия, общие дела способствуют сплочению детского коллектива.
Однако, главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста и не оставаться наедине с этой серьезной проблемой.
Литература:
- Абрамова, Э. А. Особенности реализации группового проекта / Э. А. Абрамова // Новые горизонты: Сборник работ победителей и призеров среди обучающихся и педагогов Тульской области / под общей редакцией Н. Н. Завьяловой — Тула, 2021г. _С.34–37
- Бoчавeр, А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. А. Бoчавeр, К. Д. Хлoмoв // Психология. — 2013. — № 3. — С. 149–159.
- Васильев, Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н. Васильев. — Санкт-Петербург: Речь, 2007. — 121 с