Школьный музей как основа для формирования гражданской идентичности учащихся
Автор: Чуприкова Анна Дмитриевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 25.11.2023
Статья просмотрена: 32 раза
Библиографическое описание:
Чуприкова, А. Д. Школьный музей как основа для формирования гражданской идентичности учащихся / А. Д. Чуприкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8799/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: краеведческий музей, музейная педагогика, поисковая работа, гражданственность, школьный музей.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране.
Академик Д. С. Лихачев
Начинать педагогическую карьеру в своей родной школе я считаю большой удачей. Кому, как не активной ученице, знать о школьных традициях и опыте прежних лет. Одной из таких традиций в МБОУ СШ № 23 является наличие и активная деятельность школьного краеведческого музея.
Школьный музей возник как результат многолетней поисковой, исследовательской и краеведческой работы учащихся многих поколений. Работа в школьном музее предоставляет большие возможности для организации самостоятельной исследовательской, и, что особенно важно, творческой работы учащихся с эффективной формой организации и подачи учебного материала.
Для учителя истории и обществознания музей является прекрасным подспорьем для формирования гражданской идентичности учащихся средствами музейной педагогики. Ведь именно музейная педагогика, используемая в качестве эффективного педагогического ресурса, способствует формированию у школьников активной гражданской позиции, воспитанию внутренней свободы, желанию участвовать в общественно-политической жизни, складыванию системы нравственных ценностей. Музейная деятельность позволяет учащимся максимально самореализоваться.
Без учета опыта прошлого невозможно построить хорошее будущее. Для того, чтобы достигнуть этой цели, необходимо углубленно ознакомиться с историческим опытом предшествующих поколений. И здесь особую роль играет школьный музей и краеведческая работа.
Если попытаться рассмотреть школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, то можно прийти к выводу, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования. Поэтому «музейность» в современное время приобрела новое качество. Передача социальной памяти осуществляется как бесконечный акт творческой реализации и творчества его создателей и «пользователей», к которым относятся руководитель школьного музея, школьный актив, а также, в той или иной степени, учащиеся школы, педагоги и добровольные помощники.
Историческое краеведение в современной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно — ориентированной личности.
В процессе становлении личности гражданина страны детям важно умом и сердцем осмыслить опыт прошлого, чтобы впитать в себя идею любви к Родине. Это возможно, когда человеческие ценности раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких эмоциональных образах, когда они пробуждают чувства гордости и сопереживания, благодарности и сердечной боли, когда соприкосновение с прошлым побуждает бороться за торжество правды и справедливости в жизни.
Наш школьный краеведческий музей был основан в 1967 году. И вот уже 50 лет он является прекрасной базой воспитания гражданских качеств учащихся средствами краеведения. Традиционными формами работы в музее являются линейки памяти выпускника Павла Шилина, погибшего в Чечне, посвященные Дню освобождения города и Дню Великой Победы, Дни воинской славы и многие другие.
В музее около 230 экспонатов. Среди них и личные вещи участников Великой Отечественной войны, их документы и награды, письма с фронта, фронтовые газеты, каски, гильзы, снаряды, предметы домашнего обихода, монеты, фрагменты посуды, найденные во время раскопок в окрестностях поселков, старинные книги и многое другое.
Краеведческий музей МБОУ СШ № 23 имеет комплексный характер экспозиций, включающий отделы природы, дореволюционной истории, истории советского общества и летопись родной школы. Изучение разнообразных естественнонаучных материалов местной природы в тесной связи с экономикой города и края, общественными процессами создают предпосылки формирования у учащихся гражданско-патриотических чувств, миропонимания, расширения кругозора и воспитания познавательных интересов и способностей.
Конечно, большим воспитательным потенциалом в формировании патриотизма является тема Великой Отечественной войны. Здесь важно помочь ребятам не только оценить подвиг земляков, но и увидеть героизм в повседневной жизни обычных людей, находящихся в тылу или оккупации.
Большое внимание музей уделяет поисковой работе. Выполнение поисковых заданий позволяет учащимся знакомиться с новыми интересными биографиями, узнавать ранее неизвестное о профессиональных достижениях и судьбах своих знакомых. Сегодня школа и музей могут гордиться результатами поисковой работы: Туристический маршрут «Сохраним свою историю»: улица Ковалёва, памятник харьковским красногвардейцам, станция Гуково; сбор материалов для книги «Почетные граждане города Гуково», «Пожелтевшие фотографии в семейном альбоме», собран богатый материал о боевом пути 321и 47 гвардейской стрелковых дивизий, освобождавших рабочие поселки Гуково в феврале 1943 года, «Президенты школьной республики».
Особенностью музея в школе является его самобытность. Он служит неотъемлемой частью музейно-педагогического процесса, адресован детской аудитории, строит свою работу на фундаменте активного вовлечения учащихся в сотворческую деятельность с педагогами и родителями. Те, кто непосредственно создают музей (Совет музея, руководитель и педагогический состав), в то же время являются его активными пользователями. Школьный музей интегрирован в образовательный процесс, то есть, связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин, таких как история, география и другие.
Успех работы музея во многом зависит от степени вовлеченности школьников в его деятельность. И здесь перед педагогами стоит самая главная задача — сделать музей центром школьной общественной жизни. В таком виде деятельность музея строится на основополагающих принципах: проведение научно-исследовательского поиска, включающего в себя элементы краеведческой работы, как основы для существования школьного музея; использования в учебном процессе различных форм как учебной, так и внеурочной работы: музейных уроков, экскурсий, круглых столов, дискуссионных площадок, брейн-рингов, краеведческих и научно-исследовательских конференций, проектной деятельности.
В МБОУ СШ № 23 музейная деятельность опирается на предметные кружки и факультативы, созданы кружки «Юный краевед» и «Юный экскурсовод». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Такой вид работы требует привлечения дополнительных знаний. У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями. В зависимости от интересов и склонностей учащиеся выбирают направление исследования — «Довоенная история нашего города», «Участники Великой Отечественной войны», «Участники локальных войн».
Для того чтобы задействовать в музейной деятельности максимальное количество учащихся, для 5–10 классов разрабатываются поисковые задания «Пожелтевшие фотографии в семейном альбоме», «След войны в моем доме», «Славное прошлое городов Восточного Донбасса» и другие.
Музей школы № 23 стал основной точкой соприкосновения и сотрудничества с Червонопартизанской школой № 2 в рамках Международного социально-гуманитарного проекта «Содружество».
Школьный краеведческий музей — одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле. Этому способствует всестороннее и многообразное отражение в нем жизни края, его прошлого и настоящего, связей местной истории и культуры с процессами более общими. И сами ребята высоко оценивают краеведческий музей как источник познания природы, истории, культуры родного края. «Я теперь больше узнал историю Гуково — моего родного города, и представляю себе, каким он был и стал в наше время», — пишет после посещения музея ученик школы. «Впечатление огромное. Во-первых, гордишься нашим народом, так как видишь все сам — его жизнь, его труд. Во-вторых, чувствуешь любовь к своей Родине», — так отзываются о музее наши выпускники.
К слову, личностные характеристики выпускника школы определены Федеральным государственным образовательным стандартом, и они требуют формирования гражданской идентичности учащихся, в которых любовь к своей Родине, уважение народа, его культуры и духовных традиций, осознание сопричастности к судьбе Отечества, уважение закона и правопорядка, осознание ответственности перед семьей, обществом, государством и человечеством. Сегодня общество нуждается в личности, обладающей высокой гражданской культурой, и задача школы эту личность воспитать в каждом школьнике.
Ключевые слова
гражданственность, школьный музей, музейная педагогика, краеведческий музей, поисковая работаПохожие статьи
Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры
В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.
Школьный музей боевой славы как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея боевой славы Первой гвардейской армии МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода)
В статье автор пытается рассмотреть проблемы патриотического воспитания, через призму музейной педагогики, описывает особенности работы с обучающимися средней школы на примере школьного музея боевой славы.
«Музейная акция» как средство формирования гражданской позиции школьников-юнармейцев
В статье рассматривается проблема формирования военно-патриотической и гражданской позиции школьников-юнармейцев.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса
В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Историческая реконструкция и самодеятельное материальное оснащение школьного историко-туристического клуба
Статья методического характера посвящена вопросам организации и материально-технического обеспечения школьных клубов туризма, краеведения и исторической реконструкции.
Изучение этнического самосознания будущих педагогов начального образования
В статье рассмотрена проблема этнической идентичности, приведены результаты диагностики этнического самосознания будущих учителей начальных классов.
Роль музеев и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся
В статье рассматриваются образовательные и воспитательные возможности музея и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся
Музей в системе подготовки учителя
В статье рассматривается роль музея в подготовке будущего учителя. Раскрывается роль и возможности музеев в воспитании компетентного педагога.
Похожие статьи
Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры
В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.
Школьный музей боевой славы как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея боевой славы Первой гвардейской армии МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода)
В статье автор пытается рассмотреть проблемы патриотического воспитания, через призму музейной педагогики, описывает особенности работы с обучающимися средней школы на примере школьного музея боевой славы.
«Музейная акция» как средство формирования гражданской позиции школьников-юнармейцев
В статье рассматривается проблема формирования военно-патриотической и гражданской позиции школьников-юнармейцев.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса
В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Историческая реконструкция и самодеятельное материальное оснащение школьного историко-туристического клуба
Статья методического характера посвящена вопросам организации и материально-технического обеспечения школьных клубов туризма, краеведения и исторической реконструкции.
Изучение этнического самосознания будущих педагогов начального образования
В статье рассмотрена проблема этнической идентичности, приведены результаты диагностики этнического самосознания будущих учителей начальных классов.
Роль музеев и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся
В статье рассматриваются образовательные и воспитательные возможности музея и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся
Музей в системе подготовки учителя
В статье рассматривается роль музея в подготовке будущего учителя. Раскрывается роль и возможности музеев в воспитании компетентного педагога.