Информационные ловушки и их профилактика в системе дополнительного образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 28.11.2023

Статья просмотрена: 208 раз

Библиографическое описание:

Маркашева, Г. П. Информационные ловушки и их профилактика в системе дополнительного образования / Г. П. Маркашева, Т. Д. Шевелева, О. Ю. Гончаренко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8807/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современных условиях развития общества компьютер для ребёнка становится и «другом», и «учителем». Занятость и ограниченное количество времени родителей для «живого» общения со своими детьми приводит к тому, что школьники предоставлены сами себе и досуг в большинстве случаев проводят в Интернете, порой часами просиживая у экрана. Чаще всего родители даже не задумываются, с кем общается их ребёнок, даже если он в данный момент не на улице. Иногда сложные взаимоотношения внутри семьи заканчиваются тем, что подростки зачастую находят себе «друзей» в интернете и делятся своими проблемами и переживаниями на различных сайтах. Современные школьники не умеют отсеивать ненужную им для обучения информацию и попадаются в «Информационные ловушки», подвергаясь психологическим атакам сайтов, которые несут призывы к насилию, самоубийствам и ведут к психическим нарушениям младших школьников и подростков. Наша основная задача — воспитать наших детей психически здоровыми гражданами своей страны, а в условиях современного информационного общества — ещё и интернет-грамотными.

В «Центре эстетического воспитания детей и молодёжи» реализуется воспитательная система «Дом, в котором мы живём», в рамках которой предусматривается комплекс мер, направленный на рациональное использование времени учащихся и обучение их практическим навыкам безопасного поведения в интернет-пространстве. Одними из приорететных направлений системы являются:

  1. Формирование и расширение компетентности педагогических работников Центра в области медиа безопасного поведения учащихся.
  2. Просветительская работа с родителями.
  3. Формирование знаний в области безопасности детей, использующих Интернет.

В процессе реализации направлений используются способы:

  1. Создание банка методических материалов:

— разработка и размещение на сайте Центра нормативно-правовых документов по данной проблеме;

— правила использования сети Интернет в «Центре эстетического воспитания детей и молодёжи»;

— инструкция по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет;

— инструкция для педагогических сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет в Центре.

  1. Повышение квалификации педагогических работников по использованию ИКТ и мерам безопасного использования сети Интернет:

— курсы повышения квалификации, семинары, вебинары, лекции на городском и областном уровнях; разработка памяток и методичек, проведение мониторинговых исследований: «Как предотвратить провокацию из источников интернет-ресурсов», анкетирование по проблеме;

— самоанализ работы педагога;

— рейтинг педагогических работников Центра.

  1. Профилактичекая работа с родителями:

— работа с родителями на родительских собраниях (беседы, лекции, распространение методического и наглядного материала: «Знаешь ли ты друзей своего ребёнка?», «Острые углы воспитания», «Подростковая замкнутость, наркомания, алкоголизм», «Доверяй и грамотно контролируй», «Запрещённые опасные сайты», «Как противостоять интернет-провакаторам»);

— совместная работа с педагогом-психологом;

— круглые столы с привлечением специалистов органов внутренних дел, медицинских работников, психологов.

  1. Профилактическая работа с учащимися:

— мониторинг по безопасности использования сети Интернет (анкетирование, тестирование, беседы: «Какой сайт вызвал недоверие?», «Кто твой друг в популярной соц.сети?», «Кто под маской?», «Чудилки-страшилки из Интернета»);

— проведение городских и областных мероприятий (игра-квест «Потерянная реликвия», флешмоб ко дню города, акция «Мы в ответе за всё, что происходит в нашем городе», спортивные веломарафоны, байдарочные походы, конкурс бардовской песни, семейные соревнования, слёты;

— проведение мероприятий внутри Центра: «Хочу творю, хочу вытворяю», конкурсы между творческими объединениями «Выйди из сети», психологические акции «Радуга настроения»;

— организация и проведение конкурса детских работ (рисунки, плакаты): «Защити себя сам», «Любимые сайты нашей семьи», «Осторожно — Вирус».

Такой системный подход в решении задач построения в «Центре эстетического воспитания детей и молодежи» безопасной среды для доступа к сети Интернет:

— создает (благодаря совместным усилиям педагогов и родителей) благоприятную рабочую среду для ребенка и в Центре, и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей; раскрывает его творческий потенциал;

— помогает родителям грамотно организовывать свободное время ребенка;

— обеспечивает потребность педагога в постоянном повышении уровня своей квалификации и профессионализма в сфере обеспечения безопасного пребывания ребенка в сети Интернет.

Литература:

  1. Асеев Е. Небезопасный Интернет / Е.Асеев, [Электронный ресурс] — https://www.securelist.com/ru/analysis/208050652/Nebezopasnyy_internet.
  2. Безопасность и конфиденциальность / Образовательные программы Microsoft. [Электронный ресурс] — http://windows.microsoft.com/ru-RU/windows7/help/security-privacy-user-accounts.
  3. Компьютерная безопасность: мифы и реальность. / Образовательные программы «Лаборатории Касперского». [Электронный ресурс] — www.kasperskyacademy.com/ru/view.html?id=458.
  4. Хвыля-Олинтер А. И. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества / А. И. Хвыля-Олинтер — М., 2014.
Задать вопрос