Детский народный календарь как основа приобщения родителей и детей дошкольного возраста к народной культуре | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 02.12.2023

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Донченко, Е. Н. Детский народный календарь как основа приобщения родителей и детей дошкольного возраста к народной культуре / Е. Н. Донченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8830/ (дата обращения: 19.12.2024).



Работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию в соответствии с ФОП ДО предполагает формирование у детей «патриотизма наследника» — человека, испытывающего чувство гордости за наследие своих предков. Но у современных детей недостаточно сформированы знания о своей Родине, особенностях русских традиций.

Для того, чтобы познакомить старших дошкольников с русской народной культурой, лучше понять традиции русского народа, мы разработали интерактивный

«Детский народный календарь» — современный вариант, созданный с помощью программы Power Point, с активными переходами и ссылками и красочными иллюстрациями.

Народный календарь — явление удивительное, он создавался в течение тысячелетий, отражая в себе видение того мира, в котором поколения за поколениями жили наши предки. Это годовое циклическое собрание русских народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года — их быт, труд, мировоззрение. Приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм — все это возможно осуществить при ознакомлении с Детским народным календарем. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, закличках, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.

Наш Детский народный календарь разбит на месяцы, каждый месяц имеет

«обложку» — обобщающую страничку, с которой можно осуществить переход на отдельные страницы, которые содержат следующую информацию:

– некоторые важные даты, праздники, интересные и понятные детям (например, 7 сентября (Тит Листопадник), когда люди шли по грибы, или 23 сентября — именины рябины);

– приметы, связанные с определенными датами календаря (погодные и природные явления, за которыми дети могут наблюдать на прогулке, в живой природе), а также поговорки, загадки, стихотворения о природе и природных явлениях;

– календарные, обрядовые народные игры (например, в сентябре предлагается поиграть в подвижные игры «Медведь» и «Картошка», а в октябре — «Ниточка с иголочкой» и «Журавли летят»);

– мастер-класс, соответствующий календарной тематике. Все мастер-классы несложные, не затратные по времени и материалам, не требуют специального оборудования (например, весной мы предлагаем испечь жаворонков, изготовить птичек из ткани без иголки и ножниц; а осенью — создать панно из луковой шелухи, собрать рябиновые бусы и т. п.);

– кроме того, в календаре нашлось место сказкам, загадкам, диафильму о Филипке, документальному фильму «Космос в прялке» и многому другому, так как мы постоянно вносим в календарь изменения, дополнения, в том числе по просьбе и рекомендациям родителей.

Последовательность изучения элементов месяца педагоги и родители могут выбирать самостоятельно: кто-то начинает с мастер-класса, а кто-то с народных примет.

В своей работе по ознакомлению детей с народными праздниками из всего многообразия мы отбираем только те дни, приметы которых, по нашему мнению, доступны пониманию дошкольников. Почти каждый день народного календаря чем- то значим и в приметные дни можно знакомить воспитанников с различными объектами наблюдения.

Например, 23 сентября, на Петра и Павла Рябинников (именины рябины), можно принести и показать детям кисть рябины или рассмотреть ее на прогулочном участке. Рассказать о том, что после первых заморозков рябина становится более сладкой, и в старину люди собирали ее ягоды, заготавливали ее на зиму, но обязательно часть рябины оставляли на кустах — дроздам-рябинникам, снегирям и всякой другой птице для питания зимой. По рябине судили о том, какими будут следующие месяцы: обилие ягод предвещало сырую осень и суровую зиму. В группе можно сделать небольшое панно из шерсти «Веточка рябины» и предложить родителям дома собрать бусы из рябины вместе с детьми.

7 сентября устроить «грибной день»: загадать детям загадки о грибах, познакомить с поговорками (например, «На окошке грибы не растут»; «Кто раньше встает, тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой»), создать альбом «Осенний лес» — с изображениями грибов и заданиями, спрятанными в конвертиках (собрать пазл, разделить грибы на съедобные и несъедобные, назвать грибные блюда). А затем смастерить мухоморы с помощью коробок из-под яиц.

6 сентября на прогулке провести наблюдение за ветром. По народным приметам этот день почти всегда бывает безветренным. Это для наших предков было очень важно, так как шла уборка льна, а ветер мог выбить льняное семя из коробочек.

14 октября, на Покров, наблюдая вместе с детьми во время прогулки за состоянием погоды, рассказываем им, что наши предки примечали: «На Покров до обеда осень, а после обеда — зимушка-зима», «Покров кроет землю то листом, то снежком», «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается» и добавить, что какова погода на Покров, такова и зима; ветер переменный — зима не постоянная.

А еще мы проводим с детьми интересные эксперименты. Например, опыт, с помощью которого ребята узнают, зачем осенью животные меняют шубки на зимние, более теплые. Или «выращиваем» радугу различными способами.

В процессе общения с детьми включаем в свою речь подходящие русские народные прибаутки, пословицы и поговорки, которые входят сначала в пассивный, а потом и в активный словарь детей. Это прекрасная возможность дать детям услышать и почувствовать всю красоту, емкость фольклорного слова.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Детский народный календарь позволяет не только знакомить детей с русской народной культурой, но и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи образовательной программы. Сведения из народного календаря включены в различные виды совместной и индивидуальной деятельности детей, а также органично сочетаются с разделами непосредственно-образовательной деятельности. В процессе ознакомления детей с бытом и трудовой деятельностью наших предков, наблюдений за природой, происходит формирование первых чувств патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Важным условием в приобщении детей к русской народной культуре является взаимодействие детского сада и семьи, поэтому работа ведется в тесном контакте с родителями. Детский народный календарь находит живой отклик у родителей, так как они ощущают себя полноправными участниками образовательного процесса, имеют возможность внести свои предложения, узнают много нового о народной культуре, учатся бережному отношению к народному наследию. Родители с удовольствием и интересом выполняют «домашние задания» (собирают с детьми рябиновые бусы, выпекают жаворонков, собирают грибы, делают «слепки природы» с помощью соленого теста или массы для лепки, мастерят ветрячки и кораблики, делают кукол из одуванчиков…). Также мы организовываем совместные мастер-классы для родителей с детьми, где предлагаем, например, поиграть в народные игры, создать панно из оттисков осенних листьев, смастерить птичек из ткани без помощи ниток и иголок.

В 2022 году, объявленном Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, наш детский сад стал лауреатом VIII Федерального научно-общественного конкурса «Восемь жемчужин дошкольного образования — 2022» в номинации «Система поддержки традиций русской народной культуры», проект «Светлый мир народной культуры». Детский народный календарь — самая важная составляющая часть проекта.

В этом году мы планируем оформление альбома детских работ «Народный календарь в детских рисунках» как один из промежуточных результатов знакомства с календарем.

Таким образом, детский народный календарь позволяет приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать чувство маленького гражданина, помогает укрепить в детях здоровые нравственные начала, любовь и уважение к родителям, своему народу, его традициям и к Родине.

Похожие статьи

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Фольклорный праздник как средство приобщения детей к народной культуре

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Народные сказки как фактор развития чувства прекрасного у детей старшего дошкольного возраста

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Фольклорный праздник как средство приобщения детей к народной культуре

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Народные сказки как фактор развития чувства прекрасного у детей старшего дошкольного возраста

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос