Актуальные вопросы подготовки к Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений» и участия в ней
Автор: Карлина Вера Александровна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 02.12.2023
Статья просмотрена: 409 раз
Библиографическое описание:
Карлина, В. А. Актуальные вопросы подготовки к Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений» и участия в ней / В. А. Карлина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8833/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье раскрывается роль и значимость патриотического воспитания среди подрастающего поколения, рассматриваются основные подходы и особенности создания олимпиадной конкурсной работы, приведен пример работы участника- победителя конкурса.
Ключевые слова: олимпиада, Великая Отечественная война, историческая правда, патриотизм, социально значимые ценности.
The article reveals the role and importance of patriotic education among the younger generation, considers the main approaches and features of creating Olympiad competition work, gives an example of the work of the competition’s winner.
Keywords: Olympiad, Great Patriotic War, historical truth, patriotism, social significant values.
Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к Отечеству вырастает до понимания связи со своей страной, до сознательной борьбы с его недругами. Эмоционально- возвышенное отношение к Отечеству, восприятие его как одной из высших социально значимых ценностей общественное и индивидуальное сознание закрепляет в патриотизме. Он связывает соотечественников, людей разного социального положения и разных национальностей, даёт возможность глубже и основательнее погрузиться в изучение нашей истории. Ведь историческое прошлое каждого народа- это тот духовный стержень, на основе которого формируется его будущее. В настоящее время часто приходится сталкиваться с тем, что происходит обесценивание традиционных российских национальных и исторических ценностей, подвергается сомнению решающая роль нашей страны и всего нашего народа во Второй мировой войне. Даже взрослым нелегко бывает определить свою позицию, но, безусловно, самыми уязвимыми и легко поддающимися подобным внушениям являются дети. Им легко заблудиться в огромном потоке информации(часто непроверенной, фейковой), сложно отделить истину от вымысла. Лучший способ во всем разобраться- самому исследовать и установить историческую правду.
Именно эта составляющая является одной из главных целей ежегодного конкурса — Московской метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений». Также целями данной олимпиады является: изучение событий Великой Отечественной войны, героических страниц истории России; формирование у подрастающего поколения базовых национальных ценностей и патриотизма. Через самостоятельное исследование мы ставим задачу мотивировать обучающихся изучать отечественную историю, формировать умение самостоятельно находить и интерпретировать информацию и использовать ее в различных знаковых системах. Во главу угла олимпиады положено достижение личностно значимого результата- формирование активной жизненной позиции каждого ребенка, его компетенций, которые будут востребованы в современном обществе.
Если отойти от официальной педагогической терминологии о задачах, целях и содержании олимпиады, необходимо заметить следующее: она помогает каждому ребенку найти правильные жизненные ориентиры в условиях постоянно меняющейся реальности, тот смыслообразующий мотив деятельности, который в дальнейшем станет основой формирующейся личности.
Важным этапом подготовки олимпиадной работы является выбор одной из номинаций:
«Мой герой»- исследовательская работа, посвященная изучению и осмыслению жизненного пути либо конкретного эпизода из жизни ветеранов, прошедших Великую Отечественную войну, ветеранов локальных войн и конфликтов, ветеранов труда, правоохранительных органов и служб экстренного реагирования.
«Артефакт эпохи»- исследовательская работа, объектом исследования которой может являться реликвия, хранящаяся в семье, экспонат школьного музея как носителя ценной информации о событиях и судьбах, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
«Памятник герою»- исследовательская работа, продуктом которой является предложенный проект памятника герою Великой Отечественной войны, проект создания или благоустройства архитектурно — планировочной среды памятника, дополнение уже существующей пространственной композиции памятника.
«Новостная строка»- исследовательская работа, посвященная изучению и осмыслению деятельности журналистов, фотокорреспондентов, операторов, освещавших события Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов.
«Наука и образование на службе Отечеству»- исследовательская работа, посвященная изучению и осмыслению деятельности людей, чьи научные достижения и самоотверженный труд внесли вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
«Готов к труду и обороне»- исследовательская работа, посвященная изучению и осмыслению деятельности людей, чьи спортивные достижения нашли практическое применение в ходе значимых событий российской истории.
При создании конкурсной работы следует обратить особое внимание на критериальные требования к содержательной и графической частям работы:
— соответствие выбранной номинации;
— последовательность и логичность изложения содержательной части;
— наличие аргументов, подтверждающих позицию автора работы;
— практическая значимость и фактологическая точность;
— использование цифровых средств визуализации, аналитических и статистических данных, иллюстрирующих основные этапы и результаты работы.
Исследовательская работа — интересный творческий процесс для каждого ребенка, будь то изучение истории своей семьи, исторического памятника, научных или спортивных достижений. Важно для каждого найти какую-то свою, личную историю, которая может вызвать чувства сопереживания и сопричастности к нашему историческому наследию, сформировать эмоциональный интеллект и гражданско- патриотические качества.
Пример конкурсной работы
В памяти — навсегда
Истинные ценности не девальвируются со временем. Напротив, мы бережно храним все, что связано с событиями такой далекой, и в то же время очень близкой для каждого человека в нашей стране — Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Она действительно близка нам, потому что «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой, и глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят…». Часто эти фотографии и пожелтевшие бумажные треугольники с выцветшими сточками фронтовых писем — единственное, что осталось в семьях от их предков-героев, что бережно хранится и передается от поколения к поколению. Тем ценнее и значимее становится каждая крупица любой информации, которую можно о них отыскать.
В моей семье тоже есть такой герой — мой прадед, Воеводов Сергей Иванович. Он был участником не только Великой Отечественной, но воевал еще в нескольких войнах: советско-польской 1919–1921 гг., советско-финляндской 1939–1940 гг. К сожалению, не так много сведений осталось о его жизни и боевом пути. Мне очень захотелось узнать о моем прадедушке как можно больше, и я приступил к поиску, в котором очень помогли мои близкие.
Сергей Воеводов родился в 19 октября 1903 в г. Москве. Семья жила небогато, и уже в подростковом возрасте ему приходилось работать. Суровые испытания выпали на долю всех жителей Российского государства после событий октября 1917 года, с началом Гражданской войны. Когда началась советско-польская война, совсем еще юный паренек пошел служить в Красную Армию, был он тогда минометчиком.
После демобилизации, вернувшись, он создал свою семью, которая жила в г. Долгопрудный Московской области. В 1925 году родился первый ребенок. Сергей Иванович трудился в это время в газете «Известия». Семья его росла, поэтому приходилось не только много работать, нужно было заниматься воспитанием и образованием детей. Жили очень скромно, как и все советские люди в довоенные годы.
1939 год. Началась война СССР с Финляндией и главу большого семейства призвали на службу в Военно-морской флот. «Зимняя война» была не очень продолжительной, но кровопролитной для нашей страны. Мой прадед уцелел и вернулся к своей семье, мирному труду. Но мирная жизнь продолжалась недолго…
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на СССР, и вновь Воеводов Сергей Иванович оказался на переднем рубеже обороны страны. Он ушел на фронт добровольцем в первые дни войны из Краснополянского РВК Московской области и поступил в автотранспортный полк. Начало Великой Отечественной войны было, пожалуй, самым суровым и ответственным испытанием для нашей страны. Враг был очень силен, и, используя хорошо оснащенную и подготовленную армию и тактику «блицкрига», самоуверенно рвался к Москве. Но наша столица выстояла!
Через месяц после начала контрнаступления под Москвой, в начале января 1942 года, в районе Ржевско- Вяземского выступа началась кровопролитная битва, целью которой было нанесение поражения немецкой группе армий «Центр» и освобождение городов Ржев и Вязьма. Продолжалась она по март 1943 года.
В этой тяжелейшей битве принимал участие и мой прадед. Я много читал о битве под Ржевом и узнал, что некоторые историки считают ее недооцененной. Меня поразило, как долго солдаты находились на одном и том же месте. На других рубежах бойцы, пусть по крупицам, но продвигались вперед, отвоевывали деревни. Под Ржевом солдаты выходили из окопов, шли в атаку, теряли товарищей. Но дальше почти не продвигались. И так целый год, что очень тяжело выдержать психологически.
Здесь, подо Ржевом, во время выполнения боевого задания, мой прадед получил тяжелое обморожение обеих ног. Прогноз был неутешительный: ампутация. Но врач — хирург госпиталя, где лечился Воеводов С. И., сохранил и вылечил ему обе ноги. Всю жизнь Сергей Иванович с благодарностью вспоминал талантливого доктора.
После госпиталя прадед уже не мог продолжать службу на фронте, и был направлен в Савеловский РВК. Позже он был награжден орденом Отечественной войны второй степени.
Уже в послевоенное время родился мой дед, который и рассказал мне историю своего отца, на долю которого выпали новые испытания. Сергей Иванович потерял жену, и ему одному пришлось заботиться о большой семье. Но, видимо, военная закалка помогла: он построил дом, вырастил всех детей, и до самых последних своих дней оставался очень активным и целеустремленным человеком. 28 августа 1987 года его не стало. Для меня и моей семьи он навсегда останется героем, примером настоящей преданности своей Родине, примером мужественности и патриотизма.
В 2020 году под Ржевом, где сражался и мой прадед в 1942- 1943 гг., на месте, где проходили бои, был торжественно открыт мемориал советскому солдату. В центре комплекса возвышается 25-метровая фигура солдата, парящего на крыльях журавлей. Трогательный и очень величественный памятник, по- моему мнению, один из самых незабываемых и впечатляющих монументов, посвященных воину-освободителю! В музейном павильоне на стенах демонстрируют ролики, в которых рассказывается об истории и смысле битвы. Президент Российской Федерации — В. В. Путин, присутствовавший на церемонии открытия памятника, произнес такие слова: «Ржевский мемориал — еще один символ общей памяти, символ преклонения перед великим и самоотверженным подвигом солдата-героя, солдата-освободителя, солдата, который спас Европу и весь мир от нацизма. Время не властно над этим подвигом, и он никогда не должен, не может быть забыт и уж тем более затерт, замазан ложью и фальсифицирован. Мы такого не допустим».
С этими словами невозможно не согласиться. Особенно в современную эпоху, когда неонацисты всех мастей пытаются уничтожить все то, что ценой своих жизней завоевали для нас наши предки. Важно знать и помнить свою историю, через что прошел твой народ. За последние сто лет ни одна страна на земле не испытала столько страданий и потерь от войны, как Россия. Осознание трагедии Великой Отечественной войны дает понимание, что больше такого произойти не должно и для этого нужно сделать все возможное. Мы не допустим, чтобы фашизм повторился!
Литература:
1 Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. — 2013. — № 6. — С.3–7.
2 Микрюков, В. Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1–11 классы, — М.: ВАКО, 2009. — 192 с.
3 Бабенко, И.В. «Информация посредством интеграции». Патриотическое воспитание школьников посредством изучения источников по истории страны, малой родины и семьи / И. В. Бабенко // Школьная библиотека. — 2022. — № 3. — С.57–59.
4 Память народа: www.pamyat-naroda.ru
5 Подвиг народа: www.podvignaroda.ru
6 Поисковое движение России: www.рф-поиск.рф
Ключевые слова
патриотизм, Великая Отечественная война, олимпиада, историческая правда, социально значимые ценностиПохожие статьи
Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников
В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.
Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.
Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области
В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...
Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)
В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.
Изучение гражданско-патриотических качеств молодежи
Автор всесторонне проанализировал проблемы патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества; выработаны рекомендации по использованию исторического опыта в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; разработан проект ...
Изучение актуального состояния грантовой активности молодых исследователей Белгородской области
В статье представлены результаты регионального исследования грантовой актив-ности молодых ученых, дана оценка ее современного состояния, определены причины, препятствующие молодым ученым активно участвовать в грантовых конкурсах, предло-жены некоторы...
Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций
Статья посвящена роли предметной олимпиады при изучении технических дисциплин как прогрессивного метода обучения. Раскрыто значение и возможности олимпиады для формирования профессиональных компетенций, а также охарактеризованы условия эффективного е...
Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения
В статье актуализируются возможности профессиональных конкурсов в стимулировании и обеспечении профессионального развития молодых учителей. Подробно описывается порядок проведения регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в Б...
Содействие укреплению гражданской идентичности обучающихся московских школ через проект «Университетские субботы в МПГУ»
В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на содействие формированию гражданской идентичности обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».
Опыт патриотического воспитания обучающихся московских школ в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ»
В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим университетом мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».
Похожие статьи
Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников
В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.
Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.
Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области
В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...
Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)
В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.
Изучение гражданско-патриотических качеств молодежи
Автор всесторонне проанализировал проблемы патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества; выработаны рекомендации по использованию исторического опыта в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; разработан проект ...
Изучение актуального состояния грантовой активности молодых исследователей Белгородской области
В статье представлены результаты регионального исследования грантовой актив-ности молодых ученых, дана оценка ее современного состояния, определены причины, препятствующие молодым ученым активно участвовать в грантовых конкурсах, предло-жены некоторы...
Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций
Статья посвящена роли предметной олимпиады при изучении технических дисциплин как прогрессивного метода обучения. Раскрыто значение и возможности олимпиады для формирования профессиональных компетенций, а также охарактеризованы условия эффективного е...
Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения
В статье актуализируются возможности профессиональных конкурсов в стимулировании и обеспечении профессионального развития молодых учителей. Подробно описывается порядок проведения регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в Б...
Содействие укреплению гражданской идентичности обучающихся московских школ через проект «Университетские субботы в МПГУ»
В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на содействие формированию гражданской идентичности обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».
Опыт патриотического воспитания обучающихся московских школ в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ»
В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим университетом мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».