Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду
Автор: Чекина Анжела Александровна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.
Дата публикации: 20.12.2023
Статья просмотрена: 34 раза
Библиографическое описание:
Чекина, А. А. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду / А. А. Чекина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8871/ (дата обращения: 16.11.2024).
Пояснительная записка
На современном этапе дошкольной педагогики актуален вопрос формирования познавательной мотивации у детей дошкольного возраста в личностно-ориентированной модели образования. И для педагогов встает вопрос об организации наиболее эффективной развивающей предметно-пространственной среды, о выборе более продуктивных, эффективных игр, подходящих для развития познавательной мотивации у воспитанников, обладающих каждый своим индивидуальным маршрутом развития. Важно организовать развивающую предметно пространственную среду так, чтобы она носила личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия с детьми.
Федеральная образовательная программа ставит перед педагогами такие задачи в области исследования и экспериментирования:
Ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Целевые ориентиры ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста гласят: «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности».
Новизна исследовательской деятельности заключается в том, что дошкольники — прирожденные исследователи:
— даются реальные представления об изучаемом объекте;
— также о его отношениях с другими объектами окружающей среды.
Практическая значимость экспериментирования, что в процессе исследования кроме развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов: обогащение речи, памяти, умственных умений, активизация мышления, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Также психологи отметили положительное влияние исследовательской деятельности:
— на эмоциональную сферу ребенка;
— на развитие творческих способностей;
— формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до завершения.
Содержание деятельности педагога по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе детского сада
Основные задачи:
— подготовка к обучению в школе;
— формирование поисковой деятельности, интеллектуального мышления;
— развитие умения определять практические методы решения проблемы с помощью педагога, а потом самостоятельно;
— формирование умения применять практические методы, которые способствуют решению поставленной задачи, с использованием различных возможных вариантов;
— развитие желания пользоваться специальными терминами, введение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.
Памятка для воспитателя «Организация центра детского экспериментирования»
- В старшей группе должен быть оборудован центр экспериментально- исследовательской деятельности.
- Составлена программа и организована деятельность детей по активизации познавательного развития, а также представлений об окружающем предметном мире.
- Необходимо спланировать и организовать игры с песком, водой, глиной.
- Использование в педагогическом процессе сюжетные игры-путешествий исследовательской направленности.
- Перспективное планирование в организации опытов, экспериментов и исследования с различными веществами и предметами.
- Опыты и эксперименты должны соответствовать программным задачам старшей группы.
- Необходимо вести фиксацию результатов опытов и исследований.
- Создать систему в проведении исследования.
- Создание каталога опытов и экспериментов в группе.
- Оснащение мини-лабораторий планируется педагогами в соответствии с возрастом, задачами работы, приоритетными направлениями, проектными целями, интересами участников образовательных отношений.
- В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей
- Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.
Таблица 1
Примерный перспективный план познавательно-исследовательской деятельности центра экспериментов и исследований в группе старшего дошкольного возраста
Месяц |
Содержание |
||
Коллекция |
Опыт |
Мнемотаблица |
|
Сентябрь |
Семена шишки |
Тонет- не тонет |
Песок, глина, гравий |
Октябрь |
Шишки кора |
Сколько весит |
Сахар, крупы |
Ноябрь |
Ткань бумага |
Свойства магнита |
Мука, соль, крупа |
Декабрь |
Семена, орехи |
Свойства воды |
Макаронные изделия |
Январь |
Крупы, семена |
Пахнет — не пахнет |
Мыло, опилки |
Февраль |
Листья, кора |
Тонет- не тонет |
Снег, лед |
Март |
Ракушки, камни |
Сколько весит |
Семена, орехи |
Апрель |
Бумага, ткань |
Свойства магнита |
Чай, кофе |
Май |
Листья, орехи |
Свойства воды |
Песок, глина, камни |
Июнь |
Экспериментирование по интересам детей и запросам родителей |
||
Июль |
переливание и вычерпывание воды |
||
Август |
Экспериментирование с природным материалом, сбор коллекций |
||
Таблица 2
Оснащение и применение
Предмет |
Область использования |
Действия, манипуляция |
Шишки еловые |
Строение шишки |
Ощупать, выявить, где семена, потрогать, понюхать |
Мука |
Свойства муки |
Потрогать, перебрать пальцами, ощупать |
Камешки (природные) |
Свойства камня |
Потрогать, перебрать пальцами, ощупать |
Камешки (декоративные, стеклянные) |
Свойства стекла |
Потрогать, перебрать пальцами, ощупать |
Ткань (различная по текстуре) |
Свойства ткани |
Потрогать, погладить, приложить, намочить, потянуть |
Песок |
Свойства песка |
Потрогать, погладить, приложить, намочить, потянуть |
Глина |
Свойства глины, применение в промышленности |
Потрогать, погладить, намочить, надавить, сжать, сдавить |
Гуашь, акварель |
Свойства воды |
Окрасить воду (почему), окрасить поверхность, добавить воду (разное количество) |
Емкости для воды |
Свойства воды, песка, почвы, глины |
Налить воду, насыпать песок, перелить, пересыпать, положить, добавить, влить, смешать |
Контейнеры из киндер- сюрпризов |
Свойства пластика |
Потрогать, пощупать, понюхать, повертеть в руках, повернуть, потрясти |
Пробки |
Свойства пробки |
Потрогать, сжать, попробовать в воде (не тонет), постучать, надавить |
Манка |
Свойства манки |
Потрогать, пощупать, пересыпать, перебрать пальцами, понюхать, насыпать в воду |
Желуди |
Свойства желудя |
Потрогать, пощупать, пересыпать, перебрать пальцами, понюхать |
Сахар — песок |
Свойства воды |
Потрогать, пощупать, пересыпать, перебрать пальцами, понюхать, растворить сахар в воде |
Чешуйки шишек |
Свойства чешуек и их строение |
Потрогать, пощупать, пересыпать, перебрать пальцами, понюхать |
Воронка |
Для наливания жидкости в сосуд с узким горлышком |
Фильтр воды с помощью песка, бумаги, ткани… Что лучше очистит? |
Перчатки |
Свойства нитрила |
Защита рук от загрязнения |
Песочные часы |
Свойства песка, понятие о времени |
Наблюдение за пересыпанием песка и временем на которое он расчитан |
Часы |
Свойства времени |
Наблюдение за работой механизма, который крутит стрелки |
Весы |
Определение веса предметов |
Взвешивание предметов |
Ракушки |
Свойства перламутра |
Потрогать, пощупать, пересыпать, перебрать пальцами, понюхать |
Пипетка |
Прибор для набирания и получения капель жидкости |
Дозированно отмерять капли жидкости |
Воздушные шары |
Свойства воздуха |
Надуть и сдуть шарик |
Микроскоп |
Свойства и строения веществ |
Наблюдать за строением веществ |
Лабораторные и медицинские стеклянные пробирки |
Незаменимая помощница при проведении химических реакций в минимальных объемах в лабораторных условиях, а также для отбора проб веществ |
Наливать, смешивать |
Колба коническая |
Изделия такого типа чаще всего применяют для титрования или Отмерять, смешивать, хранить жидкость перекристаллизации органических веществ. Также сосуд может использоваться в качестве приемника, при проведении перегонки жидкостей или для хранения химических веществ |
Отмерять, смешивать, хранить жидкость |
Колба круглодонная |
Предназначена для проведения реакций, а также для изготовления растворов и для перегонки жидкостей |
Отмерять, смешивать, хранить жидкость |
Колба мерная |
Специальные мерные колбы для приготовления с высокой точностью аналитических растворов |
Отмерять, смешивать, хранить жидкость |
Мешалка стеклянная |
Изделие отличается высокими эксплуатационными показателями и предназначено для перемешивания различных химических веществ. |
Перемешивания различных веществ |
Пипетка градуированная |
Используется для точного отмеривания необходимого объема жидкости |
|
Пипетка с одной отметкой (Мора) |
Используется для точного отмеривания необходимого объема жидкости |
|
Стакан лабораторный |
Подходит для использования в различных медицинских и научных учреждениях, а также на производственных предприятиях. |
Смешивание жидкостей |
Штатив для пробирок |
Лабораторный штатив для хранения пробирок, применение штатива позволяет рационально использовать рабочее пространство |
|
Компас |
Для ориентирования на местности |
Изучение устройства компаса, правила пользования, показания направления. |
Свеча |
Изучение свойств воздуха, свойств воска |
Зажжение свечи и наблюдение как она горит с кислородом и без него |
Коктейльные трубочки |
Изучение свойств воздуха. |
Выдыхание воздуха через трубочку. |
Форма для льда |
Свойства воды |
Замораживание воды |
Литература:
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. И доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
- Увлекательные опыты с магнитом. Переводчик: Булгаков В. Н. Редактор: Рафаенко М. Издательство: АСТ, 2009 г
- Простые опыты с водой. Султанова Марина. Издательство: Хатбер, 2014 г.
- 4.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./ Под общ. Ред Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008–64 с. (Развитие и воспитание дошкольников)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 115
- Федеральная образовательная программа Серия Правовая библиотека образования /- М.: ТЦ Сфера, 2023