Причины и виды нарушения привязанности в подростковом возрасте | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 24.12.2023

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Качина, Е. А. Причины и виды нарушения привязанности в подростковом возрасте / Е. А. Качина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8879/ (дата обращения: 16.11.2024).



Основы психологии привязанности были заложены выдающимся английским психологом Дж. Боулби и его ученицей М. Эйнсворт. Дж. Боулби определяет привязанность как инстинктивное поведение ребенка, любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с «объектом привязанности» [1]. Дальнейшее развитие теория привязанности получила в работах I. Bretherton, A. Lieberman, M. Main, J. Solomon, A. Sroufe и др. Среди отечественных психологов в последние десятилетия также отмечается всплеск интереса к исследованию привязанности (Н. Н. Авдеева, Г. В. Бурменская, Е. С. Калмыкова, М. Л. Мельникова, Р. Ж. Мухамедрахимов, М. А. Падун, Н. Л. Плешкова, Е. О. Смирнова, Н. А. Хаймовская, М. В. Яремчук и др.).

Изучением взаимосвязей типа привязанности к матери и отдельных аспектов Я-концепции подростка занимались А. Я. Варга, O. H. Истратова, А. И. Кошель, С. Куперсмит, Ж. Г. Куповых, О. П. Макушина, К. Роджерс, М. Розенберг, Е. Т. Соколова, А. С. Спиваковская, И. Г. Чеснова и др. Большинство исследований направлено на изучение зависимости от качества детско-родительских отношений отдельных компонентов Я-концепции, прежде всего, Образа Я (О. Н. Истратова, Ж. Г. Куповых, О. П. Макушина); самооценки (С. Куперсмит, М. Розенберг, Е. Т. Соколова, И. Г. Чеснова); особенностей саморегуляции (Е. Р. Калитеевская, Д. А. Леонтьев).

А. Буххайм выделил следующие условия формирования нарушения привязанности:

1) наличие непереработанной родительской травмы или утраты. М. Мейн и Е. Хессе выдвинули гипотезу о том, что в подобных диадах поведение ребенка актуализирует у родителей их собственный тревожный и болезненный опыт, связанный с травматическими переживаниями прошлого, который остается, однако, неосознанным. Такие родители вызывают у ребенка чувство беспокойства, т. к. в процессе взаимодействия со своими детьми выглядят дезорганизовано;

2) неблагоприятная наследственность. К нарушению привязанности подвержены дети родителей алкоголиков и наркоманов [2].

По мнению исследователей (И. В. Журавлева, Л. А. Пьянкова и др.), результатом нарушений материнской привязанности может стать раннее материнство. Это происходит потому, что мать субъекта привязанности очень сильно загружена на работе, имеет вредные привычки, или находится в разводе со своим супругом. Следовательно, подросток остается предоставленным самому себе [3].

Кроме того, несформированность привязанности в детском возрасте может стать причиной насильственного поведения матери по отношению к своему ребенку. Копируя поведение матери, ребенку передаются ее негативные эмоции и искаженное восприятие отношения к нему людей [4].

Проблемы с привязанностью могут возникать по ряду причин, но обычно они уходят корнями в детские переживания. Непоследовательные или небрежные воспитатели, например, могут играть определенную роль в расстройствах привязанности в детстве, а также в проблемах с привязанностью во взрослом возрасте.

Другие возможные факторы риска нарушений привязанности включают: жестокое обращение (физическое, эмоциональное или сексуальное); лица, осуществляющие уход за детьми с плохими родительскими навыками; проблемы с родительским гневом; пренебрежение родителей; родители с психическими расстройствами; внутриутробное воздействие алкоголя или наркотиков.

Наибольшему риску подвергаются дети, находящиеся в приемных семьях, или дети, помещенные в специальные учреждения. К группам населения, наиболее подверженным риску, относятся: дети, у которых было много разных приемных родителей; дети, которые провели время в детском доме; дети, пережившие множество травмирующих событий; дети, которых забрали у основного опекуна после формирования здоровой связи [5].

При утрате любимого объекта привязанности возникает разрыв и нарушение привязанности. Существует 4 типа нарушенной привязанности, соотнесенные с классификацией М. Эйнсворт:

— негативная (невротическая) привязанность — постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется в результате пренебрежения или, наоборот, гиперопеки;

— тревожно-избегающая привязанность. Родители отвергают, не реагируют на его потребности, не поддерживают эмоционально. При этом человек во взрослой жизни обычно избегает близких отношений, держит партнёра на расстоянии, а ещё, как правило, скрывает свои чувства. Причём, несмотря на замкнутое поведение, такому человеку очень нужны отношения и поддержка. Без них он чувствует себя одиноким;

— амбивалентная привязанность. Формируется в семьях, когда родители непоследовательны и непредсказуемы. Они то разрешают, то запрещают. То они рядом, то их нет. И ребёнок начинает цепляться за них, чтобы не потерять. У людей с таким типом привязанности низкая самооценка. Они очень зависимы, болезненно реагируют на малейшие изменения в отношениях, боятся остаться в одиночестве и поэтому постоянно требуют подтверждения любви;

— дезориентированная привязанность. Часто формируется в семьях, где ребёнок подвергается физическому насилию. Его поведенческие реакции противоречивы и часто меняются. Человек с дезориентированным чувством привязанности может долго добиваться отношений, а добившись — тут же всё бросить и порвать [6].

Кроме дезориентированной привязанности, в психоаналитическом направлении, клинической психологии и медицине широко освещается такой феномен, как зависимое расстройство личности, характеризуемое привязчивостью и покорностью человека, страдающего данным расстройством, страхом разлуки и стойкой, избыточной потребностью в том, чтобы о нем заботились.

Люди с зависимым расстройством личности с трудом переносят разлуку. Они чувствуют себя брошенными и беспомощными, когда прекращают отношения с объектом привязанности и стараются завязать новые отношения, чтоб не чувствовать себя одинокими. Многие продолжают поддерживать отношения с партнерами, несмотря на то что объекты привязанности приносят им физические, или психологические страдания. Они склонны чувствовать одиночество и печаль, или даже отвращение к себе. Для таких людей свойственна излишняя доверчивость, неспособность самостоятельно принять решение, так как они чрезмерно привязаны к человеку, с которым состоят в отношениях [7].

В ряде исследований отмечается, что подростки с ненадёжным типом привязанности предрасположены к формированию шизоидного типа расстройства личности (О. А. Ахвердова, А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов, О. В. Погожева и др.). Им присущи полярные качества психики. Например, чувствительность и черствость, застенчивость и развязность, борьба с авторитетами и обожествление кумиров. Также, подростки, не смотря на свою замкнутость, могут раскрыться перед незнакомыми людьми, или проявить заботу, даже, если она не уместна [8].

Зарубежные исследователи выделяют два вида расстройства привязанности: расстройство расторможенной социальной вовлеченности; реактивное расстройство привязанности. Эти состояния часто распознаются примерно в первый день рождения ребенка. Самые ранние предупреждающие признаки часто включают неспособность развиваться или незаинтересованность во взаимодействии.

Дети с признаком расстройства расторможенной социальной вовлеченности также проявляют мало интереса или желания посоветоваться со взрослыми, которым доверяют, прежде чем покинуть безопасное место и попасть в ситуацию, которая является странной или даже угрожающей. Дети с этим заболеванием не отдают особого предпочтения взрослым, которым доверяют, а не незнакомым людям и могут искать привязанности у людей, которых они не знают.

Реактивное расстройство привязанности — это расстройство младенчества или раннего детства, которое включает в себя неспособность искать утешения у лица, осуществляющего уход. Ребенок с реактивной привязанностью может сопротивляться физическому комфорту со стороны воспитателя, избегать зрительного контакта и проявлять повышенную бдительность.

Поведение детей с реактивным расстройством привязанности может включать раздражительность, замкнутость, отсутствие стремления к комфорту, отказ от взаимодействия с другими детьми и избегание физических прикосновений [9].

По мнению С. Дюммлер и Р. Кобак [10], отношения с родителями в подростковом возрасте перестают быть направленными на непосредственное удовлетворение потребности в привязанности. Основной задачей родителей становится обучение подростков самостоятельному удовлетворению этих потребностей. Кроме того, происходит изменение иерархии фигур привязанности, которая становится более гибкой и многомерной. В эту иерархию начинают входить сверстники, а затем и романтические партнеры. К текущему моменту накоплены данные как в пользу важности привязанности к родителям [11], так и, показывающие серьезный вклад привязанности к сверстникам [12]. В исследованиях, учитывающих одновременно оба этих типа, признается значимость каждого из них, однако чаще всего указывается, что привязанность к родителям имеет большее влияние [13].

Подростки с ненадежной привязанностью к родителям более чувствительны к стрессовым воздействиям. Они сообщают о меньшем уровне воспринимаемой поддержки со стороны семьи и друзей, большей тяжести депрессивной симптоматики, демонстрируют больше агрессии, хуже включаются в направленное на решение проблем общение с родителями, менее социально компетентны, проявляют неадаптивные способы совладания с негативными эмоциями и худшие навыки решения проблем. Все это может приводить к более частому и интенсивному переживанию негативных эмоций, которые плохо поддаются регуляции [14].

Среди всех типов привязанности именно подростки с тревожно-амбивалентным типом привязанности наиболее сильно подвержены развитию психопатологической симптоматики (депрессивных и тревожных расстройств, поведенческих нарушений), более склонны к беспокойству, имеют самую низкую успеваемость и учебную мотивацию, чрезмерно употребляют алкоголь. Для них также характерна склонность испытывать страхи и беспомощность при столкновении со стрессовыми ситуациями и использовать дезадаптивные способы эмоциональной регуляции [15].

Таким образом, на основании анализа исследований по проблеме мы пришли к выводу, что основными причинами нарушения привязанности у подростков являются: наличие разных приемных родителей, проживание в детском доме, переживание множества травмирующих событий, изъятие у основного опекуна после формирования здоровой связи. Проблемы с привязанностью могут возникать по ряду причин, но обычно они уходят корнями в детские переживания. У подростков наблюдаются следующие виды нарушения привязанности: тревожно-избегающая, амбивалентная, дезориентированная.

Литература:

  1. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби; пер. Н. Г. Григорьевой; под общ. ред. Г. В. Бурменской. — М.: Гардараки, 2003. — 477 с.
  2. Buchheim A., Brisch K. H., Kächele H. (1998). Einführung in die Bindungstheorie und ihre Bedeutung für die Psychotherapie. Psychotherapie Psychosomatik Medizinische Psychologie PPmP 48: 128–138.
  3. Журавлева, И. В. Здоровье подростков: социологический анализ / И. В. Журавлева. — М.: Изд-во Ин-та социологии, 2002. — 235 с.
  4. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс; [пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского]. — М.: Апрель Пресс: ЭКСМО–Пресс, 2000. — 508 с.
  5. Humphreys KL, Nelson CA, Fox NA, Zeanah CH. Signs of reactive attachment disorder and disinhibited social engagement disorder at age 12 years: Effects of institutional care history and high-quality foster care. Dev Psychopathol. 2017;29(2):675–684
  6. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. — М.: Академический проект, 2006. — 232 с.
  7. Григорова, Т. П. Деструктивная привязанность к партнеру во взрослом возрасте и совладание с ее проявлениями: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Т. П. Григорова. — Кострома, 2015. — 26 с.
  8. Егоров, А. Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. — СПб.: Речь, 2005. — 434 с.
  9. Humphreys KL, Nelson CA, Fox NA, Zeanah CH. Signs of reactive attachment disorder and disinhibited social engagement disorder at age 12 years: Effects of institutional care history and high-quality foster care. Dev Psychopathol. 2017;29(2):675–684
  10. Kobak R., Duemmler S. Attachment and conversation: Toward a discourse analysis of adolescent and adult security // Attachment processes in adulthood. Advances in personal relationships, vol. 5 / Eds. K. Bartholomew, D. Perlman. Jessica Kingsley Publishers, 1994. P. 121–149.
  11. Rosenstein D. S., Horowitz H. A. Adolescent attachment and psychopathology // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1996. Vol. 64. № 2. P. 244–253.
  12. Gorrese A. Peer Attachment and Youth Internalizing Problems: A Meta-Analysis // Child and Youth Care Forum. 2016. Vol. 45. № 2. P. 177–204.
  13. Kullik A., Petermann F. Attachment to parents and peers as a risk factor for adolescent depressive disorders: The mediating role of emotion regulation // Child Psychiatry and Human Development. 2013. Vol. 44. № 4. P. 537–548.
  14. Attachment and Emotion Regulation during Mother-Teen Problem Solving: A Control Theory Analysis/ R. R. Kobak [et al.] // Child Development. 1993. Vol. 64. № 1. P. 231–245.
  15. Cassidy J., Berlin L. J. The Insecure/Ambivalent Pattern of Attachment: Theory and4 Research // Child Development. 1994. Vol. 65. № 4. P. 971–991.
Задать вопрос