Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у ребёнка старшего дошкольного возраста с ТНР | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 11.01.2024

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Артамонова, И. А. Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у ребёнка старшего дошкольного возраста с ТНР / И. А. Артамонова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8899/ (дата обращения: 19.12.2024).



Тема: Образование притяжательных прилагательных на лексическом материале «Дикие животные наших лесов»

Цель: закрепление навыка образования притяжательных прилагательных от существительных.

Задачи: обобщение знаний и активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»; образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами -й- (ий, ья, ье, ьи); образование и употребление существительных с суффиксами -онок-, -ёнок-; -ат-, -ят-; -иц-, -их-; упражнение в согласование притяжательных прилагательных с существительным в роде и числе; развитие логического мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики.

Методические приёмы: беседа, диалог, рассматривание картинок, дорисовывание животных, составление рассказа по опорным сигналам.

Оборудование: игрушки (деревья, кусты, лиса, заяц, волк, медведь, белка), предметные картинки, схема составления рассказа, контурное изображение животных, мольберт, магниты.

Образовательная область: речевое развитие.

Ход занятия

1. Организационный момент. На детском столе стоят игрушечные деревья и кусты.

Логопед: Посмотри, что стоит на столе?

Ребёнок: Деревья, кусты.

Логопед: А где много деревьев и кустов?

Ребёнок: В лесу.

Логопед: Как ты думаешь, кто-нибудь в лесу живёт?

Ребёнок: Да, в лесу живут животные.

2. Введение в тему.

Логопед: Чтобы узнать, какие животные живут в нашем лесу, надо отгадать загадки.

Загадки.

1). Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт.

А в деревне кур крадёт. (лиса)

2). Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

3). День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. (волк)

4). Сама мала, шубка пышна,

На дереве живёт, орехи грызёт. (белка)

5). Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимою спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (медведь)

Когда ребёнок отгадывает загадку, появляется игрушка животного.

3. Дидактическая игра «Чьи следы?»

Логопед: Как ты думаешь, зимой мы можем встретить в лесу животных?

Ребёнок: Нет, зимой многие животные спят, а другие прячутся.

Логопед: Если мы пойдём в лес, то можем увидеть следы животных, которые они оставили на снегу. Посмотри, чьи это следы?

Ребёнок: Это лисьи следы, это медвежьи следы, это заячьи следы, это волчьи следы, это беличьи следы.

Рядом со следами животного ребёнок ставит соответствующую игрушку животного.

4. Упражнение «Дорисуй животное»

Логопед: Один художник захотел нарисовать животных. Он очень торопился и забыл нарисовать некоторые части животных. Исправим его рисунок?

Ребёнок: Да.

Ребёнок дорисовывает части животных и называет их: медвежье ухо, волчий хвост, заячьи уши, беличья лапа, лисья мордочка.

5. Логическое упражнение «Кто самый-самый»

Логопед: Собрались звери вместе и стали спорить: Чьи лапы самые сильные?

Чьи уши длиннее? Чей хвост самый короткий? Чей хвост самый пушистый? Чья мордочка самая вытянутая? Чья шерсть самая тёплая? Чьи когти самые большие?

Чьи зубы самые острые?

Ребёнок: Медвежьи лары самые сильные, заячьи уши длиннее, заячий хвост самый короткий, лисий хвост самый пушистый, волчьи зубы самые острые и т. д.

6. Дидактическая игра «Чей детёныш»

Логопед: Однажды детёныши животных ушли из дома погулять и заблудились в лесу. Давай поможем им вернутся к родителям.

Ребёнок выбирает картинки с детёнышами животных и на мольберте прикрепляет их рядом с картинками, на которых изображены взрослые животные.

Ребенок: Лисёнок- лисий детёныш. Зайчонок- заячий детёныш. Медвежонок- медвежий детёныш. Волчонок- волчий детёныш. Бельчонок- беличий детёныш.

7. Дидактическая игра «Чей дом?»

Логопед: Все детёныши оказались дома. А ты знаешь, как называются их дома?

Ребенок: Это нора. В норе живёт лиса.

Логопед: Чья нора?

Ребёнок: Лисья.

Аналогично ребёнок называет жилища других животных и образует притяжательные прилагательные.

8.Дидактическая игра «Чья семья?»

Логопед: У каждого детёныша есть семья- папа и мама. Помнишь, как их зовут?

Ребёнок: У медвежонка папа-медведь, а мама-медведица. Это медвежья семья.

У зайчонка папа-заяц, а мама-зайчиха. Это заячья семья.

У лисёнка папа-лис, а мама- лисица. Это лисья семья.

У бельчонка папа-белка и мама-белка. Это беличья семья.

У волчонка папа-волк, а мама-волчица. Это волчья семья.

9. Составление рассказа о животных по опорным сигналам.

Логопед: О ком мы с тобой говорили?

Ребенок: Мы говорили о животных наших лесов.

Логопед: Давай ещё раз о них расскажем. И помогут нам эти картинки.

Однажды мы пошли зимой в лес. На снегу мы заметили волчьи следы. Между деревьями мелькнул лисий хвост. Под корнями упавшего дерева мы обнаружили медвежью берлогу. За пеньком торчали заячьи уши. А на дереве мы отыскали беличье дупло.

10. Заключение. Подведение итога занятия.

Логопед спрашивает ребёнка, что он узнал нового на занятии, было ли ему интересно, какие задания были трудными и т. п.

Похожие статьи

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной к школе группы с использованием метода биоэнергопластики

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова для детей с ТНР

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [Р]»

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Похожие статьи

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной к школе группы с использованием метода биоэнергопластики

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова для детей с ТНР

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [Р]»

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Задать вопрос