Методы формирования зрительного восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Автор: Баранова Кристина Викторовна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.
Дата публикации: 30.01.2024
Статья просмотрена: 41 раз
Библиографическое описание:
Баранова, К. В. Методы формирования зрительного восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / К. В. Баранова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8903/ (дата обращения: 19.12.2024).
В младшем школьном возрасте дети переживают множество позитивных изменений и трансформаций. Это сенситивный период для формирования познавательного отношения к миру, учебных навыков, организаторских и саморегуляционных способностей. В процессе обучения изменяются когнитивные процессы — внимание, восприятие и память. Восприятие переходит от процесса узнавания, различения и опоры на отличительные признаки к наблюдательной деятельности. Наблюдение начинается под руководством учителя, который ставит задачу рассмотреть объект или явление, знакомит учащихся с правилами восприятия, обращает их внимание на первичные и вторичные признаки, учит записывать свои наблюдения. Восприятие — это синтез и установление связей, осознанное и целенаправленное наблюдение за объектами. В этом и заключается его роль в процессе обучения [1, с. 126].
Согласно исследованиям И. В. Беляковой, А. Р. Лурии, В. П. Петровой дети с интеллектуальной недостаточностью в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс зрительного восприятия этого мира малоактивен. Обычно детали, второстепенные признаки предметов или явлений плохо или совсем не фиксируются. Поэтому таким детям трудно найти сходство или различия между предметами по характерным признакам, высказать суждения о предмете, явлении, создавшейся ситуации, самостоятельно оценить ситуацию и найти в ней своё место [2].
Как отмечает Е. М. Кудрявцева, особенности восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью влияют на своеобразие использования имеющихся образов предметов. Развитие узнавания предметов у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью имеет ту же тенденцию, что и у нормальных сверстников. На смену ошибочному узнаванию приходит правильное, но очень общее узнавание. Затем обобщенное узнавание переходит в специфическое, при котором указываются отдельные признаки и особенности. Школьники с интеллектуальной недостаточностью допускают значительно более грубые ошибки, чем их нормально развивающиеся сверстники. Ошибочное узнавание сохраняется более длительное время, чем у учащихся массовой школы. В развитии узнавания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью положительную роль играет сравнение предметов, развитие их речи (словаря, грамматического строя) [3, с. 83].
Исследованиями проблемы формирования зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью занимались К. И. Вересотская, Э. А. Евлахова, М. М. Нудельман, Н. М. Стадненко и другие.
Ключевые задачи в формировании зрительного восприятия:
– Развитие способности смотреть.
– Определять и называть цвета, формы и т. д.
– Сравнивать и группировать внешние признаки в соответствии с их внешним видом.
– Развитие зрительного избирательного восприятия (способность интерпретировать то, что мы видим, включая способность визуально добавлять часть к целому путем понимания таких элементов, как сходство-различие, образ-контекст и т. д.).
В качестве учебно-методических материалов используются образцы цветной бумаги, пластмассы, ткани, цветные панно, геометрические комоды (набор плоских и объемных геометрических фигур), мозаики, цветные конструкторы и т. д. Для формирования зрительного восприятия используются разрезные картинки, картинки с изображением предметов неправильных размеров, представление предметов вверх ногами, определение целого с частями, складывание складных игрушек, использование зрительно-моторного моделирования (обводка, тактильное определение формы и размера). В последнее время практика просмотра так называемых магических трехмерных картинок для коррекции стала обычным делом. Палитра может использоваться для сенсорных пауз (1–3 минуты) на всех занятиях, а не только на специальных тренингах [4, с. 168].
Наиболее эффективным средством формирования зрительного восприятия является игра, которая обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционным потенциалом. Именно поэтому воздействующий метод игры должен быть приоритетным в работе по развитию и активизации зрительного восприятия.
Для развития навыков детей можно использовать самые разнообразные игры:
– Целенаправленный последовательный анализ конкретных объектов, предметов или явлений окружающей действительности.
– Выявление характеристик объекта (цвет, форма, размер) и определение его пространственного расположения.
– Определять объект по его отдельным частям, объединять части изображения в целое и т. д.
– Идентифицировать различные пигментированные изображения (черно-белые и цветные, силуэты, силуэты), а также «зашумленные» изображения, расположенные под незнакомыми углами, с перекрывающимися контурами.
– Сравнение объектов по заранее определенному плану, основанному на общих и уникальных признаках.
– Группировка объектов по определенным признакам и их классификация на этой основе.
– Устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями в окружающей среде и развитие окуломоторных функций [5, с. 127].
Игры для формирования зрительного восприятия призваны обеспечить активность детей при наблюдении, рассматривании и зрительном выделении признаков и свойств предметов, а также развивать зрительное внимание и зрительную память детей и способствовать речевому и психологическому развитию: формированию образных представлений и понятий, умению выявлять, анализировать и дифференцировать, классифицировать группы предметов по определенным признакам, закреплять и обогащать знания о действительности. Они могут использоваться как во время уроков, так и во второй половине дня, а также в свободное время детей.
Зрительное восприятие является основой для пространственной ориентации. Его развитие является одним из направлений коррекционной работы по предупреждению трудностей письма у детей с интеллектуальной недостаточностью. Как правило, зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Недоразвитие этого психического процесса у детей младшего школьного возраста оказывает негативное влияние на формирование пространственной ориентации и задерживает переход в следующую возрастную группу.
Для учеников с низким уровнем развития зрительного восприятия характерны следующие признаки:
– Низкий уровень развития способности воспринимать содержание сюжетных картин, их композицию, включающую большое количество персонажей и деталей; различать первый и второй план.
– Низкий уровень развития способности распознавать объекты, описанные разными способами (силуэты, модели).
– Низкий уровень зрительно-моторной координации, которая является основой навыков письма и чтения.
– Плохая память на буквы.
– Неспособность различать похожие конфигурации букв, цифр и их элементов.
– Формирование нечетких, неполных или неадекватных визуальных представлений букв и цифр.
– Открывает или представляет новые (избыточные) элементы в серии однородных объектов.
– Низкое владение навыками письма и чтения.
– Некоторые трудности при копировании букв.
– Письма, которые пишутся зеркально, имеют постоянный характер и т. д. [6, с. 72].
Вышеупомянутые трудности, с которыми сталкиваются ученики с интеллектуальной недостаточностью при осуществлении учебной, познавательной и практической деятельности, часто приводят к снижению успеваемости, что, в свою очередь, негативно сказывается на мотивации к обучению. Основной подход к специальному образованию — практический, используемый в сочетании с визуальными и вербальными методами. При разработке конкретных заданий учителя детей с интеллектуальной недостаточностью не только выбирают различные методические приемы, но и объединяют их в различные связки [7, с. 99].
Визуальные методы можно разделить на ряд приемов, призванных сформировать общий образ и научить манипулировать им [6, с. 78].
Визуальный подход направлен на развитие способа восприятия объектов одной родовой группы и их специфических свойств, и качеств:
– Показывает порядок восприятия объектов по плану: общее восприятие, детали объектов, их пространственное расположение, повторение общего восприятия.
– Показывать внешние действия и операции при сравнении объектов (применение одного к другому, наложение одного на другое и сравнение, плавное последовательное выделение деталей сравниваемых объектов).
– Выделите информационные признаки воспринимаемого объекта (с помощью указателей, графических средств, словесных описаний), по которым его можно быстрее всего идентифицировать.
– Дать детям понимание алгоритмов восприятия [2, с. 88].
В педагогической работе по формированию зрительного восприятия вербальные методы играет ту же роль, что и визуальные методы обучения детей. Во-первых, дискурс, направленный на ребенка, должен прояснять его непосредственное восприятие. Поэтому представление и демонстрация воспринимаемого объекта обязательно сопровождается объяснением. Учитель постоянно использует метод объяснения: чтобы дети достигли результатов практической или изобразительной деятельности, учитель объясняет процесс выполнения задания в ясной, понятной и проницательной форме и указывает варианты конкретных способов действий.
На уроках, посвященных зрительному восприятию, учителя часто используют инструкции как вербальный метод. Инструкции используются, когда дети в основном понимают, в чем заключается их деятельность. Поэтому подробные объяснения не нужны, достаточно лишь некоторых словесных инструкций о характере и процессе выполнения задания и прогнозов относительно его выполнения.
Один из основных словесных методов — диалог — используется для формирования представлений о предметах и явлениях окружающего мира, особенно когда учитель выявляет и уточняет имеющиеся знания, дает новую информацию и учит простым рассуждениям. При использовании этого метода на уроках, развивающих зрительное восприятие, учителю следует помнить, что диалог не должен занимать большую часть урока (иначе он теряет свою направленность), а скорее активизировать познавательную деятельность и стимулировать последующее восприятие.
Вопросы следует задавать таким образом, чтобы они требовали размышлений: дети должны сравнивать объекты восприятия друг с другом и устанавливать причинно-следственные связи. К примеру: «Как вы думаете, почему эти объекты можно объединить в одну группу?».
Практические методы как вид деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью используются на всех этапах обучения. Например, выполнение рисунков, обведение шаблонов и т. д.
Таким образом, к методам формирования зрительного восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью можно отнести: вербальные методы, наглядные, практические. Наиболее эффективным средством формирования зрительного восприятия, на наш взгляд, является игра.
Литература:
- Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина. — М.: Академия, 2014. — 234 с.
- Резанцева, И. Е. Коррекция и развитие зрительного восприятия умственно отсталых младших школьников / И. Е. Резанцева // Современные научные исследования и инновации. — 2015. — № 3. — Ч. 4 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51013. — Дата доступа: 06.11.2023
- Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Сост. Т. М. Лифанова. — М.: Просвещение, 2005. — 527 с.
- Меликян, З. А. Организация зрительного восприятия у младших школьников / З. А. Меликян. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002. — 136 с.
- Шеботинова, Е. А. Особенности зрительного восприятия в младшем школьном возрасте / Е. А. Шеботинова. // Молодой ученый. — 2019. — № 2.1 (240.1). — С. 44–46
- Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости // Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. — СПб.: Педагогика, 2013. — 368 с.
- Петрова, В. Г. Психология умственно отсталого школьника: (Олигофренопсихология) / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. — М.: Изд-во РОУ, 2016. — 46 с.