Решение задач арифметическим методом
Авторы: Сычева Ирина Александровна, Чумарова Раиса Михайловна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.
Дата публикации: 31.01.2024
Статья просмотрена: 14 раз
Библиографическое описание:
Сычева, И. А. Решение задач арифметическим методом / И. А. Сычева, Р. М. Чумарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8962/ (дата обращения: 22.02.2025).
Эта статья была задумана в помощь для подготовки к экзамену по базовой математике, а также по физике. Она представляет интерес и для более широкого круга учителей, и учеников.
В ней можно почерпнуть полезные примеры и задачи, которые можно использовать как непосредственно на уроке, так и при организации факультативных занятий.
В 80-х годах ХХ в. интерес к решению задач арифметическими методами несколько ослаб. Распространилось мнение, что решение трудных задач арифметическими методами излишне ввиду существования более сильного метода решения задач с помощью составления уравнений.
В настоящее время решение задач арифметическим методом становится снова популярным. Так в базовом ЕГЭ по математике задачи решаются именно арифметическим методом.
Однако оказалось, что решение задач только алгебраическим методом ведет к одностороннему развитию учащихся, и к тому же для самого составления уравнений часто требуется достаточное арифметическое развитие в понимании арифметических соотношений между числами и зависимостями между величинами. Кроме того, существует ряд арифметических задач, решение которых чисто и методами изящнее и проще, чем метод уравнений.
Предлагаемая вниманию статья с арифметическими задачами предназначена для учителей математики, физики и для любителей арифметики.
Предлагаю задачи на восстановление числа, по немногим сохранившимся цифрам. Все задачи снабжены подробными решениями.
Задачи I типа:
Задача 1 : Найдите целое число, которое в 7 раз более цифры его единиц.
Решение: Если от неизвестного числа отнять число его единиц, то получится число, оканчивающееся нулем и в 6 раз большее числа единиц неизвестного числа. Из чисел, оканчивающихся нулем и дающих при делении на 6 целое однозначное число, можно указать только 30, тогда само неизвестное число равно 35.
Задача 2 : Найти двузначное число, сумма цифр которого 13, а разность между искомым числом и числом, полученным перестановкой цифр, выражается числом, цифра единиц которого 7.
Решение: Разность между двузначным числом и числом, полученным перестановкой его цифр, равна удевятеренной разности числа десятков и единиц.
Из второго условия задачи следует, что удевятеренная разность числа десятков и единиц выражается числом, цифра единиц которого 7; кроме того, это число кратно 9, и так как оно оканчивается на 7, то должно быть 27. Таким образом, имеем: разность числа десятков и единиц равна 3, а сумма равна 13; следовательно, число десятков равно 8, а единиц 5. Искомое число — 85.
Задача 3: Найти двузначное число, сумма цифр которого равна 14 и которое на 36 больше числа, изображенного теми же цифрами, но в обратном порядке.
Решение : Из условия задачи следует, что удевятеренная разность числа десятков и единиц равна 36, т. е. разность числа десятков и единиц составляет 4, а сумма 14; отсюда следует, что число десятков 9, а единиц 5. Искомое число 95.
Далее рассмотрим задачи II типа:
Задача 1: Из города А вышел в город В поезд со скоростью 40 км в час. Спустя некоторое время, из города А отошел по тому же направлению второй поезд со скоростью 60 км в час, который должен был прибыть в В одновременно с первым.
Но первый поезд, пройдя 3/4 пути, уменьшил свою скорость на половину, и благодаря этому второй поезд догнал первый в 45 км от В. Определить расстояние между городами А и В.
Решение: Второй поезд шел все время со скоростью 60 км в час и должен был прибыть в В через 45 минут (время, необходимое второму поезду для прохождения 45 км). После того, как он догнал первый поезд в пункте С. Если бы первый поезд шел все время с со скоростью 40 км в час, то оба поезда пришли бы в В через 45 минут после их встречи в С. Но так как скорость первого поезда уменьшилась, то он прибудет в В только через два с четвертью часа (45:20), значит, на 1,5 часа позже. Опоздание на 1,5 часа произошло вследствие уменьшения скорости первого поезда вдвое на четвертой четверти всего пути от А до В. Отсюда следует, что со скоростью в 40 км в час поезд прошел бы четвертую часть пути за 1,5 часа. Значит четвертая часть пути составляет 60 км, а все расстояние между городами А и В равно 240 км.
Задача 2: Двум братьям требовалось быть на железнодорожной станции в 4 км от дома. Поспеть к отходу поезда возможно было только, если ехать на велосипедах; но у старшего брата велосипед оказался в неисправности. Если идти пешком, то опоздаешь на 10 минут. Однако они оба одновременно и за 10 минут до отхода поезда попали на станцию. Определить как должны были поступить они, если ходьба пешком втрое медленнее, чем езда на велосипеде, и если ехать на велосипеде вдвоем нельзя.
Решение:
Выходом из положения служит поочередное использование велосипеда. Первый километр едет на велосипеде младший брат, а старший идет пешком. Доехав до начала второго километра (к этому моменту старший брат проходит
Задача 3:
По железной дороге, соединяющей города А, В. И С, движутся два поезда: первый из А в В, второй из В в С. В городе В были даны два пушечных выстрела, с промежутком в 8 мин. 9 сек.. Пассажир М, ехавший на первом поезде из А в В, услышал второй выстрел, спустя 7 мин. 54 сек. после того, как слышал первый; пассажир N, ехавший на другом поезде (из В в С), мог бы услышать второй выстрел, спустя 8 мин. 18
Решение:
Если бы первый поезд не двигался с места, то пассажир М должен был услышать второй выстрел через 8 минут 9. Но он услышал второй выстрел на 15 секунд раньше, Это произошло оттого, что при движении навстречу второму выстрелу сократилось расстояние между ним и пушкой на столько метров, сколько звук проходит за 15 секунд, то есть на 15
Литература:
- Гурьев П. С., Арифметические листки, 1832 г.
- Бугаев Н. В., Задачник арифметических целых чисел, 1874 г.
- Иваницкий А., Собрание арифметических задач, 1874 г.
- Евтушевский В. А., Собрание арифметических и числовых примеров, 1880 г.
- Каменский А. П. И Либерман И. Н., Сборник задач и упражнений по арифметике, 1939 г.
- Чекмарев Я. Ф. И Филичев С. В., Сборник арифметических задач для педагогических училищ, 1939 г.
- Перельман Я. И., Занимательная арифметика, 1926 г.
Похожие статьи
Проблемы повышения концентрации внимания учащихся на уроках
Цель статьи реализация на уроке активных методических приемов, используемых для пробуждения внимания учащихся к получению знаний через коррекцию проблемы дисциплины. В этой статье учителя расскажут, какие методы и приемы они использовали для повышени...
Роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе
Данная научная статья исследует роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе. В результате проведенного исследования было установлено, что использование такого типа задач способствует развитию умений применять алгебраические зна...
Разработка урока по алгебре в 7 классе по теме «Нестандартный способ решения систем линейных уравнений с двумя переменными»
В данной статье предлагается разработка урока алгебры в 7 классе по учебнику А. Г. Мордковича. Школьникам скоро предстоит сдавать экзамены, и многие из них хотят, как можно хорошо и быстро научиться решать задачи. И в таких случаях можно применять не...
Некоторые дидактические особенности при значительном повторении значение
В этой статье говорится об абитуриентах, которые в будущем будут поступать в высшие учебные заведения, об их подготовке к тестам по математике. Занимаясь на курсах по подготовке к тестам или на консультациях, каждый поступающий должен поставить себе ...
Организация учебного исследования в начальной школе «Много ли секретов у треугольника». Организация предметной тематической недели в 4 классе
Данная методическая разработка поможет учителям начальных классов организовать учебно-исследовательскую деятельность на уроках математики или организовать внеурочную деятельность в рамках предмета математика. Эта работа написана в помощь учителям нач...
Великие учителя — мастера своего предмета
Статья посвящена проблеме формирования и развития профессиональной компетенции преподавателей русского и родного языка и литературы в Узбекистане. Вопрос о том, что делает учителя великим учителем, возник давно. Это исследование, которое поднимает мн...
Методическая разработка по математике. Тема: «Решение показательных уравнений и неравенств»
Данное учебно-методическое пособие содержит материал, расширяющий границы учебника, а также дополнительные сведения, необходимые для учащихся и учителя в их совместной деятельности. Особое место отводится методическим рекомендациям по изучению решени...
Изучение языков по принципу тандема
В центре внимания этой научной статьи находится вопрос о том, как можно использовать тандемный процесс для наиболее эффективной организации овладения языком и изучения языка. Например, как организовать тандемную встречу? Как мне эффективно учиться? С...
Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения
В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.
Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы)
Эта статья о развитии познавательных интересов дошкольников. Специальное внимание в статье уделено экспериментальной деятельности. Хорошо известно, что экспериментальная деятельность очень важна для личностного развития детей. Эксперименты — это не т...
Похожие статьи
Проблемы повышения концентрации внимания учащихся на уроках
Цель статьи реализация на уроке активных методических приемов, используемых для пробуждения внимания учащихся к получению знаний через коррекцию проблемы дисциплины. В этой статье учителя расскажут, какие методы и приемы они использовали для повышени...
Роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе
Данная научная статья исследует роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе. В результате проведенного исследования было установлено, что использование такого типа задач способствует развитию умений применять алгебраические зна...
Разработка урока по алгебре в 7 классе по теме «Нестандартный способ решения систем линейных уравнений с двумя переменными»
В данной статье предлагается разработка урока алгебры в 7 классе по учебнику А. Г. Мордковича. Школьникам скоро предстоит сдавать экзамены, и многие из них хотят, как можно хорошо и быстро научиться решать задачи. И в таких случаях можно применять не...
Некоторые дидактические особенности при значительном повторении значение
В этой статье говорится об абитуриентах, которые в будущем будут поступать в высшие учебные заведения, об их подготовке к тестам по математике. Занимаясь на курсах по подготовке к тестам или на консультациях, каждый поступающий должен поставить себе ...
Организация учебного исследования в начальной школе «Много ли секретов у треугольника». Организация предметной тематической недели в 4 классе
Данная методическая разработка поможет учителям начальных классов организовать учебно-исследовательскую деятельность на уроках математики или организовать внеурочную деятельность в рамках предмета математика. Эта работа написана в помощь учителям нач...
Великие учителя — мастера своего предмета
Статья посвящена проблеме формирования и развития профессиональной компетенции преподавателей русского и родного языка и литературы в Узбекистане. Вопрос о том, что делает учителя великим учителем, возник давно. Это исследование, которое поднимает мн...
Методическая разработка по математике. Тема: «Решение показательных уравнений и неравенств»
Данное учебно-методическое пособие содержит материал, расширяющий границы учебника, а также дополнительные сведения, необходимые для учащихся и учителя в их совместной деятельности. Особое место отводится методическим рекомендациям по изучению решени...
Изучение языков по принципу тандема
В центре внимания этой научной статьи находится вопрос о том, как можно использовать тандемный процесс для наиболее эффективной организации овладения языком и изучения языка. Например, как организовать тандемную встречу? Как мне эффективно учиться? С...
Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения
В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.
Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы)
Эта статья о развитии познавательных интересов дошкольников. Специальное внимание в статье уделено экспериментальной деятельности. Хорошо известно, что экспериментальная деятельность очень важна для личностного развития детей. Эксперименты — это не т...