Метафора как средство коррекции детско-родительских отношений в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 08.02.2024

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Вогинис, В. М. Метафора как средство коррекции детско-родительских отношений в дошкольном возрасте / В. М. Вогинис. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/8972/ (дата обращения: 15.11.2024).



Различные аспекты использования метафоры в работе с дошкольниками рассматривали И. В. Вачков, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, С. В. Толстая, Х. Лейнер, Л. И. Степанова и другие. Так, И. В. Вачков считает метафору ядром любой сказки и главным средством психологического воздействия. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми в семейном и индивидуальном консультировании [1].

В семейном консультировании, в том числе в семьях с детьми дошкольного возраста, психологи и психотерапевты очень часто сталкиваются с метафорическими описаниями мира и происходящих событий.

Во-первых, это связано с тем, что существует множество вербальных метафор, описывающих семейный строй, начиная от «ячейки общества» и заканчивая «банкой с морским песком, в которой невозможно увидеть, это песчинка или пятнышко».

Во-вторых, в ходе работы консультант видит перед собой как минимум две разные картины мира, а это значит, что различные вербальные и невербальные сообщения представляют для него реальные характеры людей, их ценности, ход мыслей и чувств [2].

Метафоры делятся на объяснительные, которые используются для передачи новой информации, и терапевтические, использование которых направлено на создание необходимых изменений. В рамках использования терапевтической метафоры используются рассказы, сказки, сочинения рассказов для детей. С детьми метафора чаще всего используется в игровой форме; используется метод сказкотерапии.

Игра позволяет ребенку активно учиться и развиваться. Взаимодействуя со взрослыми во время игры, ребенок развивает необходимые навыки общения и усваивает социальные роли.

Поскольку метафора требует умения отразить определенную позицию в понимании вопроса и перевести это понимание за пределы обычного контекста в систему других образов с сохранением основного смысла, специфические особенности метафоры обеспечивают эффективность диагностической и коррекционной работы с дошкольниками и их родителями [2].

Метафору для коррекции детско-родительских отношений использовали Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Х. Лейнер, О. В. Чащина и др.

О. В. Чащина рекомендует психологам при работе с дошкольниками, используя метафору, предлагать ребенку нарисовать любого персонажа (например, несуществующее животное, но не героя мультфильма или сказки), а затем рассказывать о его образе жизни. В то же время выявление «друзей» персонажа во время рисования имеет значение положительного якоря. Выявление «врагов» или персонажей, вызывающих негативные чувства, — это «вход» в эмоциональную проблему ребенка. Таким же «входом» является образ дискомфортной обстановки, в которой действует персонаж [3].

В арт-терапевтической работе часто используется так называемый принцип «кинорежиссера». В этом случае ребенок является единственным творцом создаваемой истории; остальные участники терапевтического процесса могут лишь предлагать возможные варианты развития сюжета, которые «режиссер» принимает или не отклоняет (Е. С. Бахурина, О. В. Чащина и др.). В ходе терапевтической работы дошкольник создает «фильм», который можно «прокрутить» назад и воссоздать противоположный сюжет, если исходная сюжетная линия казалась деструктивной и/или была тупиковой.

Однако следует отметить, что самым эффективным при снижении тревожности у разных детей являлось использование в процессе совместного творчества режиссерских приемов, которые разработаны в рамках символдрамы Х. Лёйнера [4] (принципа «примирения», «кормления и подкупа», «лидера», «символической конфронтации», «уменьшения», «магических жидкостей») [5].

Усвоение сюжетной линии-метафоры «волшебная палочка» позволяло осуществить контрперенос с персонажа на самого ребенка. Этого можно достигнуть, предложив ребенку показать, как персонаж действует с волшебной палочкой. «Магическую силу» можно передавать разным предметам, например, конфете. Это позволят создать позитивный якорь, который уже сформирован во время сессии и за ее пределами.

В последнее время широкую известность получила сказкотерапия. Это направление основано на использовании сказки как метафорического образа, с которым идет терапевтическая работа.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева полагает, что сказкотерапия способствует развитию творческой адаптации дошкольника, поскольку «ребенок, размышляя над очередной прочитанной или прослушанной сказкой, размышляя над ее содержанием со взрослыми, понимает тот скрытый смысл, который она несет в себе.»... «Распознавание» скрытого смысла — это непосредственный творческий процесс, совместная работа мышления и познания. В реальности именно сотрудничество, сотворчество со взрослым является главной движущей силой творческого развития дошкольника» [6, с. 42].

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева обычно рассматривает сказку как «зашифрованное послание», содержащее «полный список проблем и различные способы решения этих проблем». Она полагает, что ребенок, который читает и слушает сказки, накапливает необходимый жизненный опыт и «собирает определенный символический «банк жизненных ситуаций»» [6, с. 43].

Сказкотерапия — это всегда совместная работа ребенка со взрослыми. Она поможет ребенку понять и активизировать знания, полученные в результате изучения сказок. Таким образом, ребенок, вовлекаясь в творческий процесс, приобретает сильные черты творческой личности.

И. В. Вачков утверждает, что «отзыв в душе слушателя возникает тогда, когда сказка построена таким образом, что, будучи увлекательным, конкретным, интересным, ярким художественным произведением, она остается «открытой возможностью» для различных интерпретаций» [1, с. 59].

Основным отличием работы с дошкольниками от других возрастных групп является то, что прямое речевое воздействие на ребенка зачастую не оказывает никакого эффекта, это происходит поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Если стоит цель что-то рассказать ребенку, о чем-то поговорить, то следует избегать употребления в речи абстрактных, неясных понятий и терминов, смысл которых может быть не понятен ребенку. Важно передать сообщение на языке, понятном дошкольнику. В этом хорошо помогает использование метафор.

С помощью метафоры можно «переступить» пространные объяснения; метафора «сжимает» словесные объяснения в один яркий и конкретный образ. Например, в сказках всегда используется прием материализации ряда категорий. Все значимые по его содержанию элементы приобретают конкретную форму и ярко выраженную телесность. Так, магические способности представлены в виде предметов или существ (золотая рыбка), споры, конфликты разряжаются в четких действиях, обычно соревновательных (кто дальше пустит стрелу и др.).

Таким образом, язык метафор, который является телесным и конкретным, способен открывать дошкольникам путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира [7].

По мнению С. В. Толстой, в психологической коррекции детско-родительских отношений у дошкольников специальным инструментом, который может широко использоваться в решении различных вопросов взаимоотношений и принятия, могут быть метафорические ассоциативные карты. Они дают материал для интерпретаций и диагностических заключений, приемлемый выход эмоциям гнева, боли, страдания, страха и многим другим [8].

Коррекционные техники могут быть следующие: воспроизведение сцен семейной жизни, значимых семейных событий (приятных и нет), проблемных ситуаций (и возможных путей их решения), того, что представляется наиболее важным, отображение «жизненного пути» семьи и т. д. Консультирование может быть индивидуальным и групповым.

Индивидуальная и совместная работа, творчество, с использованием метафорических карт дает возможность членам семьи без страха проявлять свои чувства, эмоции. Она оказывает терапевтический эффект и укрепляет семейные отношения. Любая колода по-своему уникальна и, рассматривая изображение карт, человек видит себя, внутренний конфликт, неразрешенную ситуацию [8].

В коррекционной работе с семьями необходимо помнить, что психологи никогда не истолковывают, не объясняют каждую отдельную деталь воображаемого образа, как бы раскладывая его по полкам. Такие виды метафорических образов как сновидение, или образ, или рисунок — это, прежде всего, метафора. И именно таким, метафорическим подходом нужно руководствоваться при интерпретации.

Структура коррекционных занятий традиционно может включать ритуал приветствия, затем основную часть (игры, задания), релаксационные упражнения, рефлексию по поводу участия в выполнении заданий и ритуал прощания.

Таким образом, специфика использования метафоры для детско-родительских отношений в дошкольном возрасте состоит в том, что метафора позволяет психологу передать сообщение ребенку на доступном для него языке, т. к. прямые словесные воздействия на ребенка-дошкольника малоэффективны: в дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление. Метафора является средством установления контакта, диагностическим средством, а также средством для разрешения существующих трудностей в общении и развития доверительных и любящих отношений в семье. Различные способы использования метафоры наиболее ярко отражаются при использовании МАК, в арт-терапии, символдраме, игре, сказкотерапии. Коррекция осуществляется через проигрывание ситуаций, фантазирование, обмен ролями, выявление в игре различных ступеней психического развития; а также отреагирование запрещенных в семье чувств через придумывание метафор.

Литература:

  1. Вачков, И. В. Возможности метафоры в сказкотерапевтической работе / И. В. Вачков // Клиническая и специальная психология. — 2017. — Том 4. — № 1. — С. 75–88.
  2. Нагорная, А. В. Использование метафор в психотерапевтической практике / А. В. Нагорная // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. — 2021. — № 1. — С. 221–227.
  3. Чащина, О. В. Арт-терапия и ее применение в психологии / О. В. Чащина // The Newman in Foreign policy. — 2016. — № 5. — С. 19–24.
  4. Лёйнер, Х. Кататимное переживание образов / Х. Лёйнер; под. ред. Я. Л. Обухова. — М.: Эйдос, 1996. — 283 с.
  5. Синегина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н. Ю. Синегина. — М.: Владос, 2005. — 95 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб: Питер. — 2006. — 174 с.
  7. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. — М.: Сфера, 2002. — 510 с.
  8. Толстая, С. В. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании / С. В. Толстая. — М.: Вариант, 2018. — 260 с.

Похожие статьи

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Использование нарратива в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Похожие статьи

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Использование нарратива в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Задать вопрос