Роль нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Лудченко Ольга Анатольевна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 17.02.2024
Статья просмотрена: 54 раза
Библиографическое описание:
Лудченко, О. А. Роль нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / О. А. Лудченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9005/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье обосновывается влияние нейропсихологических игр на развитие детей, значимость и актуальность нейропсихологических игр в работе педагога.
Ключевые слова: познавательные психические процессы, познание, полушария мозга, нейропсихологические игры.
Дошкольное детство — период наиболее эффективного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.
Среди детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) самую многочисленную группу составляют дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР); наряду с речевыми нарушениями есть и проблемы с координацией, восприятием, вниманием.
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов, но также психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего от общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют общение с другими людьми и деятельность ребенка в период дошкольного детства.
Один ребенок начинает говорить в год, а в четыре — уже читать. Другой, учась в школе, порой уже не в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно узнает или вообще путает буквы. У одних детей — абсолютная грамотность, а другие, вызубрив наизусть все правила, делают по несколько ошибок в каждой строчке. И такие проблемы возникают не только у детей с тем или иным диагнозом, но и у абсолютно здоровых детишек [1]. Трудности в обучении, возбудимость, ранимость ребенка часто связаны с механизмами работы мозга и нервной системы. Развивать и корректировать механизмы мозговой деятельности помогают нейропсихологические игры. Польза таких игр огромная: стимулируют развитие памяти и мыслительную деятельность, помогают получить энергию, необходимую для обучения, снижают утомляемость, благоприятно сказываются на процессе письма и чтения. Использование нейроигр в работе с детьми позволяет добиться положительной динамики в развитии.
Нейропсихология — наука о взаимосвязи психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие, эмоциональное реагирование и т. д.) с работой головного мозга, его отделов (правого и левого полушарий). Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Вот почему так важны нейропсихологические игры.
Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка; индивидуальным и уникальным является процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие по различным причинам отстают в развитии. Немаловажное значение имеет и потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей; потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.
С самого рождения ребенок постоянно познает незнакомый ему мир, и если новый предмет вызывает у ребенка эмоциональные переживания, то он его выделяет среди всех остальных. Постепенно все больше предметов попадают в поле зрения ребенка и вызывают врожденный ориентировочный рефлекс, который И. П. Павлов назвал «Что это такое?». Этот рефлекс и есть зарождающаяся познавательная потребность, которая и дает скачок в развитии детей. Такой ребенок к пяти-шестилетнему возрасту может обнаружить способности к изобретательности, к поиску новых способов действий в игре, продуктивной деятельности, при выполнении различных заданий, как учебных, так и трудовых.
Дети с задержкой умственного развития (ЗПР) отличаются от других детей повышенной истощаемостью, неспособностью сосредоточиться на деятельности, размышлять над поставленной перед ними задачей. В их деятельности преобладает игровой мотив, а не познавательный. У них самих не возникает познавательных потребностей. Они много балуются, мешают заниматься, не подчиняются правилам. Чаще всего такое нарушение развития происходит по вине взрослого, который не создает благоприятных семейных и педагогических условий для развития ребенка, не учитывает возрастные потребности.
Нейропсихологические игры полезны как для развития ребенка, так и для его социальной адаптации, поскольку они могут проводиться как в группе детского сада, так и дома.
Преимущества использования нейроигр:
- Игровая форма обучения.
- Эмоциональная привлекательность.
- Многофункциональность.
- Формирование партнерского взаимодействия между ребенком и взрослым.
Нейропсихологические игры не заменяют полноценное обучение, а помогают и корректируют небольшие нарушения у детей. Детский сад является своего рода стартовой площадкой на пути формирования и становления личности ребенка. Современный педагог обязан быть гибким, способным найти оптимальный путь общения и взаимодействия со всеми детьми. На практике специалисты, педагоги, воспитатели ежедневно используют нейропсихологические игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики рук, уверенности в себе и своих силах, способности к произвольному самоконтролю. Игры позволяют развить концентрацию и внимание, учат координировать свои движения.
Дети любят познавательные игры. Перечислим некоторые из них.
— «Робот» является одной из самых популярных игр у детей, так как ребенку доставляет удовольствие примерять на себя роль и выполнять команды. Педагог проговаривает последовательность действий, а ребенок выполняет: например, два шага вперед, левую руку — назад, правую — в бок и т. д. Команды подаются постепенно, чтобы ребенок мог осознать их и выполнить, чтобы не запутался и начал нервничать.
— В игре «Фотограф» принимают участие взрослый и ребенок. Задача взрослого — расставлять предметы (игрушки) и все время менять их расположение, чтобы они красиво смотрелись в кадре. На помощь придет ребенок: просите его расставить игрушки так, как хочется вам. Например, розовая кукла сидит в правом углу, справа от нее стоит жираф. И делается фотография. Возможна последующая смена положения игрушек. В конце игры ребенку предлагается рассмотреть фото и рассказать, где располагается каждый предмет. С четырех лет можно добавлять игры посложнее: «Что идет первым, а что вторым?». Можно задавать различные вопросы: про времена года, дни, числа, месяцы и т. д. В игру можно включать картинки (карточки) — просить ребенка расположить их в нужном порядке;
— «Что находится справа от меня?» Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?» Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
— Поиск такой же цифры. Задача ребенка — отыскать среди небольшого количества карточек несколько одинаковых чисел.
— «Цифра на ощупь». В небольшой мешок кладут вырезанные цифры, ребенок опускает в него руку и ищет загаданное число.
— «Большой, маленький, средний» — это игра, где можно использовать подручные предметы. На стол перед малышом кладут различные по размеру предметы. Его задача — рассортировать их по группам в зависимости от размеров.
— «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что?.. А слева?» — и т. д. Ребенку дается инструкция: «Покажи верхний правый угол впереди» и т. д.
— «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а взрослого — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами. [2]
Существует еще множество игр: веселый мячик, пальчиковая гимнастика, полоса препятствий, дыхательная гимнастика и т. д. Все эти игры позволяют повысить тонус мозговой деятельности.
Ребенок может самостоятельно выбрать задание: будет ли он выдувать мыльные пузыри, сдувать предметы со стола, играть струей воздуха, рисовать двумя руками на бумажном листе и пр.
Прежде чем играть в нейропсихологические игры с детьми, необходимо убедиться, что ребенок в хорошем настроении, иначе достичь нужного эффекта не получится. Необходимо начинать с простых и доступных для ребенка игр, чтобы он видел, что может с ними справиться, и постепенно добавлять более сложные упражнения. За успехи хвалить ребенка, не акцентируя внимание на том, что не получается. И необходимо помнить: это игра, где есть место веселью, хорошему настроению, и никакой «обязаловки».
В нейропсихологические игры, такие как «Соедини точки», «Умные дорожки», «Веселые пальчики», «Найди такую же цифру», «Составь фигуру», «Зеркальное рисование» и т. д., играть можно и в домашних условиях, они полезны не только детям, но и взрослым. Если указано, что игра нейропсихологическая, то обязательно в правилах написано, для кого она будет наиболее полезна и детям какого возраста рекомендована. И совсем не обязательно иметь какие-либо нарушения в развитии. Игры — это полезно и интересно для каждого. Дети развиваются, играя, и им важно взаимодействовать со сверстниками, учиться работать самому за себя и в команде, видеть свои ошибки и делать выводы.
Литература:
- И. И. Праведникова. Нейропсихология. Игры и упражнения. — М. : Айрис-пресс, 2023. — 112 с. — С. 3.
- А. В. Семенович. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. — М. : Генезис, 2007. — С.162–163.
Ключевые слова
познание, познавательные психические процессы, полушария мозга, нейропсихологические игрыПохожие статьи
Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов).
Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте
Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников
В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.
Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями
В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...
Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению
В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.
Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...
Психофизиологические аспекты сенсорной интеграции у детей
В статье автор раскрывает тему процесса развития сенсорной интеграции с точки зрения психофизиологии.
Похожие статьи
Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов).
Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте
Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников
В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.
Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями
В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...
Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению
В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.
Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...
Психофизиологические аспекты сенсорной интеграции у детей
В статье автор раскрывает тему процесса развития сенсорной интеграции с точки зрения психофизиологии.