Познавательно-творческий конкурс по истории Москвы «Праздник на Арбате»
Автор: Алендеева Надежда Евгеньевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 18.02.2024
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Алендеева, Н. Е. Познавательно-творческий конкурс по истории Москвы «Праздник на Арбате» / Н. Е. Алендеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9011/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: расширить и углубить знания учащихся о Москве, ее истории и культуре.
Способствовать развитию естественной потребности в здоровом соперничестве, в состязании ума, творческом соревновании. Создать условия для развития и реализации индивидуальных способностей учащихся.
Оформление : иллюстрации, картины о Москве, дневниковые записи (сделанные во время поездки), шары, цветы.
Ход праздника
Песня «Моя Москва» (фонограмма).
Ведущий : Москва, Москва! … люблю тебя, как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Помериться главою, и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришелец; ты вздрогнул — он упал!
Вселенная замолкла… Величавый
Один ты жив, наследник нашей славы.
Песня «Ах, Арбат…» (фонограмма).
Ведущий : сегодня мы, пусть мысленно, но снова в Москве, на Арбате. Арбат — место, где происходят праздники, где люди общаются. Вот и мы сегодня пообщаемся друг с другом, проведем состязание в знании Москвы, ее истории, культуры.
Выступления и конкурсы будут оцениваться по 3-м критериям:
—знание фактов, их историческая достоверность
—артистизм
—культура поведения.
Позвольте представить жюри и участников сегодняшнего праздника: …
Песня «Я шагаю по Москве» (фонограмма).
Ведущий: Вот представьте, например,
Здесь сидит сегодня мэр.
Он послушать очень рад
Выступления ребят.
Обращайтесь, говорите
Все, что только захотите.
- Конкурс «Обращение к Думе, народу, поздравления москвичей с праздником»
Выступления учеников (показ «домашнего задания»)
Ведущий: Каждый памятник в Москве
Без труда узнайте вы.
Каждый значим, знаменит.
Только что он говорит?
Мало памятник узнать,
Нужно будет рассказать,
Что о нем узнали вы
Из истории Москвы?
- Конкурс «Узнай памятник Москвы, расскажи о нем»
Ведущий показывает командам по очереди иллюстрации памятников, дети их называют и рассказывают о них)
3. Вопросы командам:
1)В честь кого был установлен 1-й памятник в Москве ( Минину и Пожарскому )
2) В память о каких событиях был построен в Москве храм Христа Спасителя? ( в память об Отечественной войне 1812 г.).
3)Назовите имя известного виолончелиста, дирижера, высланного из СССР в 70-е годы, приехавшего в августе 1991г. в Москву, чтоб быть рядом с защитниками Белого дома. ( М . Растропович ).
4)Продолжите крылатое выражение «Новгород-отец, Киев-мать, Петербург-голова, Москва-… ( сердце ).
5)Почему пожарные обижаются, как отмечает В. А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи», когда их называют пожарниками? ( пожарные тушат огонь, спасая людей и имущество, а пожарниками с давних пор называлинищих, которые под видом погорельцев ездили в столицу для сбора денег).
6)Арабские купцы, путешествовавшие по свету, строили укрепленные торговые дворы, окруженные высокими гладкими стенами. Такой торговый двор был построен в Москве. Память об этом сохранилась в названии одной из московских улиц. Назовите эту улицу. ( Арбат ).
7) Сегодня каждый старшеклассник, закончив школу, может продолжить свое образование. Эта возможность связана с событием, которое произошло в 1687 г в Заиконоспасском монастыре в Москве. Что это было за событие? ( открытиеславяно - греко - латинской академии, первого высшего учебного заведения в России).
8)Когда они впервые стали появляться в Москве, их изготовляли из нержавеющей стали, позолоченной меди и уральских самоцветов. Позже эти предметы начали делать из рубинового стекла. Назовите эти предметы. ( Звезды на башнях Московского Кремля ).
4. Конкурс пословиц и поговорок , связанных с Кремлем, Москвой (продолжить пословицу)
— Кричать ………… во всю ивановскую.
— Начинается земля ………… как известно, от Кремля.
— Кто в Москве не бывал ……… красоты не видал.
— В Москве калачи, ……… как огонь горячи.
— Москва не сразу……… строилась.
— Москва ………слезам не верит.
— В Москву за песнями ……… едут.
— Говорят в Москве, а слушают ……… по все стране.
Ведущий : Мы бы песню написали,
Мы бы храмы расписали,
Мы бы многое смогли,
Если б люди помогли.
Только нет у нас зарплаты.
Помогите, меценаты!
пожертвовать деньги на восстановление храмов Москвы
5. Конкурс «Обращение к меценатам»
Дети обсуждают текст обращения и озвучивают его
6. Конкурс стихов и песен о Москве
Продолжи стихотворение (песню).
- Ты к нам в Москву приезжай
И пойдем по Арбату
(Окунись на Тверской
В шум зеленых аллей).
А. Дербенев «Лучший город земли».
- Не слышны в саду даже шорохи …
Все здесь замерло до утра …
(Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера).
М. Матусовский «Подмосковные вечера».
- Не сразу все устроилось,
Москва не сразу строилась …
(Москва слезам не верила,
А верила любви).
Ю. Визборг, Д. Сухарев «Александра».
- Кипучая, могучая,
Никем непобедимая,
(Москва моя, страна моя,
Ты самая любимая).
«Москва майская».
Ведущая : Где народу отдыхать?
Можно сад с семьей копать.
Если денег очень много,
Светит вам в Париж дорога.
Можно дома посидеть,
Как в норе сидит медведь.
Только лучше отдыхать
Так, чтоб новое узнать.
Наши фирмы вам помогут
Выбрать новую дорогу.
7. Конкурс «Турфирмы предлагают»
Команды показывают рекламные приглашения посетить столицу (домашнее задание)
8. Конкурс «Книга отзывов»
Команды озвучивают свою запись в книге отзывов после посещения одного из московских музеев.
Ведущий: Почему далекий храм
Лучше всех известен нам?
Потому что тайны есть.
А легенду нам прочесть
Пусть мудрейшие помогут,
Им известно очень много.
9. Аукцион «Писатели и поэты в названиях станций метро»
10. Конкурс сценок «Картинки старой Москвы»
Подведение итогов.
Награждение.
Праздничный чай.
Литература:
- История Московского Кремля.
- Нянковский М. А. Интеллектуальные игры для школьников: М., 1997.