Урок биологии в 7 классе «Незатейливая жизнь комара» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шипицина, А. В. Урок биологии в 7 классе «Незатейливая жизнь комара» / А. В. Шипицина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2.1 (48.1). — С. 33-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9024/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ход урока

I. Вводная часть

Учитель. Когда-то все насекомые были четырехкрылыми. У большинства и сейчас по две пары крыльев. Но есть большая группа довольно разнообразных насекомых, которые в процессе своего развития одну пару крыльев потеряли. По этому важному признаку этих насекомых объединяют в один отряд — двукрылые. ( Демонстрируется видеосюжет из мультфильма «Муха-Цокотуха»: танцующий комарик ).

Беседа по вопросам, позволяющим определить место отряда двукрылых в системе живой природы. Каковы основные признаки типа членистоногих? Каковы основные признаки класса насекомых?

Какие отряды насекомых вам известны? Учащиеся начинают заполнять ее на уроке, а дома вклеивают в свои тетради.

На рабочей странице записывается тема урока и краткая классификация комара. Затем выполняется тестовое задание, а далее работа с учебником: выясняют основные признаки отряда двукрылых и заполняют приведенную на рабочей странице таблицу.

II. Объяснение нового материала

Учитель : Комар, можно сказать, амфибия, животное земноводное. Молодость свою он проводит в воде, а зрелость — в воздухе. Самка комара откладывает крохотные яички в какой-нибудь пруд, лужу или иное вместилище стоячей воды. Откладывает по одному яичку, а затем склеивает их воедино липкими выделениями в маленький плотик.

Плотик, в котором содержится 200–300 яичек, свободно плавает на поверхности пруда или лужи. Проходит три дня, и яички лопаются, а точнее сказать, открываются. На нижнем их конце, опущенном в воду, откидывается вниз крышечка, словно дверка, и похожая на червячка личинка, извиваясь, спускается в родимое болото. Она так проворна, что ее нелегко поймать. Вы протягиваете руку, чтобы схватить комариное бэби, а оно мигом ускользнет между пальцами.

https://bio.1sept.ru/2009/18/2_1.jpg

Чтобы лучше рассмотреть, положим личинку комара под микроскоп в крошечную капельку воды. Увидим, что у нее есть голова и два больших темно-карих глаза. Есть шарообразная грудь и за ней «хвост», а точнее — членистое брюшко. Вокруг рта на голове нечто похожее на усы. Это челюсти. Они в постоянном движении: гонят в рот воду, а с ней заплывают микроскопические водоросли и разный детрит — невидимые глазом «крошки» рассыпавшихся в прах растений и животных. Всем этим личинка комара питается, процеживая за сутки до литра воды (!).

Вопрос к классу: какое развитие характерно для комаров? Ребята должны дать ответ: развитие с полным превращением: яйцо — личинка — куколка — взрослое насекомое.

Теперь я хочу сказать несколько слов в защиту комара-самца. Он не враг нам, никогда не сосет кровь. У него нет никакого оружия, чтобы нападать на нас. Кормится лишь соком растений и сладким нектаром. Самка же по своим гастрономическим склонностям не похожа на него, словно бы по ошибке выдана замуж за невинного вегетарианца.

Лабораторная работа «Строение головы комара»

«Портретная галерея комаров» (Учитель приглашает ребят познакомиться с представителями разных комариных семейств.)

Малярия и комары — ее переносчики . Сообщение ученика о готовится заранее. На доске вывешиваются соответствующие рисунки. При наличии материала можно также предложить подготовить сообщение о затруднении хозяйственной деятельности в районах, особо богатых гнусом.

Учитель. Для того чтобы вынести комарам приговор, надо разобраться в той роли, которую они играют в природе. При освоении нефти в Западной Сибири провели работы по уничтожению комаров. Работать стало легче, но почему не стало птиц?

III. Проверка выполнения теста

На доске вывешивается плакат с правильными ответами к вопросам выполненного в начале урока теста. Полный и правильный ответ на каждый вопрос равен одному баллу. Учащиеся подсчитывают и выставляют себе оценку по следующей схеме: 8 баллов — «5», 6–7 баллов — «4».

IV. Игра-тренинг «Мой дорогой комар!»

Игра проводится в парах. Понадобятся бумага и ручки. Каждому играющему предлагается выбрать для напарника какое-то насекомое (например, комара и бабочку) и представить друга в его образе. После этого новоиспеченные «комар» и «бабочка» узнают, что у них завтра дни рождения и пишут друг другу поздравительные телеграммы. Далее устраивается обсуждение поздравлений всеми участниками.

V. Заключение

Учитель благодарит ребят за активную работу на уроке.

Домашнее задание

Составьте рассказ, используя слово комар и слова: гудит, летит, собирает, ласкает, кусает, пищит, маленький, холодный, теплый, писклявый, надоедливый, кровожадный.

Таблица

Сравнительная характеристика отрядов насекомых

Отряд

Характерные признаки

Основные признаки отрядов

крылья

ротовой аппарат

тип развития

другие признаки

Чешуекрылые

Двукрылые

Литература:

  1. Акимушкин И. Причуды природы. — М., 1992.
  2. Сухова Т. С. Тесты. Учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 1998.
Задать вопрос