Сценарий урока в 11 классе по творчеству Булата Шавловича Окуджавы «Поэт, бард, композитор, сценарист» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Панченко, Н. А. Сценарий урока в 11 классе по творчеству Булата Шавловича Окуджавы «Поэт, бард, композитор, сценарист» / Н. А. Панченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2.1 (48.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9032/ (дата обращения: 19.12.2024).



Сценарий урока в 11 классе по творчеству Булата Шавловича Окуджавы «Поэт, бард, композитор, сценарист»

Панченко Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Олекминска Республика Саха (Якутия)

Форма урока: литературно-музыкальная композиция.

Цели урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Окуджавы.

Развивающая: Дать понятие о литературном жанре — авторская песня. Продолжить работу над выразительным словом, формированием навыка монологической речи.

Воспитательная: Воспитывать гуманное отношение к человеку, умение нести в себе духовные ценности и критическое мышление.

Оформление: гитара, пластинки, выставка книг.

Оборудование: мультимедиапроектор (видеоролик и презентация к уроку).

  1. Вступительное слово учителя

Выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Шалвовича Окуджавы «У поэта соперников нету…» (чтение учителем).

— Вам знаком автор и исполнитель этих строк? (ответы школьников)

«У поэта соперников нету…» — эти слова отражают самобытность каждого поэта, самобытность самого Б. Окуджавы. Его стихи — «крик о себе», о своем видении мира. Сегодня мы познакомимся с творчеством основоположника современной авторской песни — Булата Окуджавы.

Ребята, как бы вы определили понятие «авторская песня»? (ответы учеников, например, слова и музыка написаны одним человеком, сам же их исполняет).

Слово учителя: действительно, авторская песня включает в себя «умение писать стихи, музыку, играть на гитаре, быть артистичным. Авторская песня сложилась на исходе 50-х годов. Минуя печатное слово, а значит, и цензуру, она обращалась к широкой аудитории, численно превосходившей даже самые большие тиражи поэтических сборников.

Авторская песня выражала внутренний мир человека, открывшего для себя новые, гуманистические ценности. Не случайно этот жанр очень раздражал власть, а лучшие авторы, исполнители (барды) тех лет так или иначе оказывались в опале.

  1. Булат Шавлович Окуджава

Булат Шалвович Окуджава (1924–1997) — знакомство с биографией поэта посредством просмотра видеоролика , смонтированного 1–2 учениками 11 класса.

Учитель (после просмотра видеоролика): Булат Окуджава — это…

Ученики: знаменитый русский, советский писатель, поэт, переводчик, драматург, композитор и исполнитель собственных песен. В его творческой копилке около двух сотен авторских песен, он является одним из родоначальников жанра современной авторской песни.

  1. Творчество Булата Окуджавы

Творческое наследие Булата Шалвовича Окуджавы воистину огромно. Он изъездил со своими концертами весь мир, выступал в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии и других странах. Но для людей 60–80-х годов он прежде всего поэт. Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200. Они распространялись в магнитофонных записях, пластинках, быстро завоевывали популярность, в первую очередь, среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом.

Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский.

Звучит «Песенка об Арбате»

Этой песней мы приглашаем вас на Арбат Булаты Окуджавы. (презентация). Арбат — одна из главных достопримечательностей Москвы. Для поэта — это место, где он провел раннее детство и поселился в 50х годах. Эта улица для него — что-то святое (стихотворение читает заранее подготовленный ученик).

Стихотворение написано в форме … обращения.

Учитель: какова тема?

Ученики: красота Арбата, любовь к нему.

Учитель: с чем сравнивает улицу поэт? Почему?

Ученики: Лирический герой улицу сравнивает с водой рекой. Ассоциация чистоты, святости.

Учитель: Задумывается над названием («странное название!»). Арбат — в переводе с арабского «предместье». Почему радость и беда?

Ученики: радость детских воспоминаний, беда — трагичные страницы истории семьи.

Учитель: По этой улице ходят «люди невеликие» — простые люди, спешат.

Для лирического героя Арбат — это …святое место. Чему может научить это стихотворение? (любви к Родине, патриотизму).

В этом и предназначение любого писателя — нести доброе, светлое читателям.

Поэт воспел мир старого Арбата с его особой атмосферой жизни и человеческих отношений во многих стихах и песнях. «Ах, Арбат, мой Арбат!», «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Надпись на камне» и др. (более сорока стихотворений!).

Арбат у него не только городское пространство, но и пространство души, поэзии, судьбы. У арбатского дворика — человеческая душа, сама улица течет, как река, несет в себе радость и беду. Для Окуджавы Арбат — и начало сознательного существования, и первая дружба, и возвращение к мирной жизни с праздником Победы.

Война

Война ворвалась в жизни мирных людей и определила их судьбы. Совсем юный Булат решил тоже воевать с фашизмом.

Булат Окуджава (подготовленный ученик-чтец): «Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Пошёл не из жажды приключений, а воевать с фашизмом…»

Звучит «Песенка о московских ополченцах» (фоном)

Булат Окуджава (чтец): «Война — это тяжёлая работа. Был ранен под Моздоком, мотался по госпиталям, потом снова передовая. Северо-Кавказский фронт, и я уже не миномётчик, а радист тяжёлой артиллерии... Война — вещь противоестественная, отнимающая жизнь, и до сих пор ещё часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю. Я ненавижу войну».

Песни к кинофильмам

(Исполняется песня « Мы за ценой не постоим » из кинофильма «Белорусский вокзал»).

Булат Окуджава (чтец): «Однажды мне принесли фотографию, где почти вся наша детская компания с арбатского двора. Тринадцать мальчиков и девочек... Из тех мальчиков сегодня почти никого в живых уже нет. Только один Сережа. Он прошёл всю войну, был ранен, но выжил. А у этих девочек война отняла мужей, женихов, самих покалечила. И когда я писал: «Плачьте, девочки мои, о том, что вспомнилось, не уходите со двора, нет счастья в этом». — именно они были у меня перед глазами».

(Исполняется песня «До свидания, мальчики »).

Как видим, Булат Шалвович является автором многих песен к кинофильмам. (Видеоролик) Тематика — разнообразна.

«Госпожа удача» была написана специально для фильма в 1967 г, который снимался в 1968 г. Фильм сначала был запрещен к показу, но песня так понравилась Брежневу, что фильм разрешили в прокат.

Юношами исполняется песня «Госпожа удача»

  1. Подведение итогов.

Вот так, песня за песней, Булат Окуджава говорит нам о простых истинах: любви и дружбе, верности, патриотизме, милосердии. О том, без чего немыслима жизнь и современного человека. Поэт говорит и о том, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на злость, обиду и прочие негативные моменты.

Исполняется песня «Давайте восклицать», которая стала гимном фестивалей, встреч, больших мероприятий.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты —

Ведь это всё любви счастливые моменты…

Похожие статьи

Литературная игра для обучающихся 11 классов «Смешного бояться — правды не любить» (по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)

Сценарий урока в 11 классе на тему «Коммунизм не за горами!»

Сценарий театрализованного представления по сказке «Заюшкина избушка» для детей средней группы

Осуждение тоталитарного режима в рассказе В. Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» (интегрированный урок литературы и истории России), 11-й класс

Сценарий музыкально-театрализованного представления «Сказание о земле Подольской» с участием детей подготовительной к школе группы

Сценарий квест-игры «Станция ЗОЖ» для совместной деятельности родителей и детей подготовительного возраста

Сценарий праздника «День Матери» в старшей группе № 2

Сценарий спортивного досуга для детей средней группы «В гостях у сказки»

Сценарий занятия в старшей группе на тему «В гостях у Королевы Воды»

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного 8 Марта «По следам бременских музыкантов»

Похожие статьи

Литературная игра для обучающихся 11 классов «Смешного бояться — правды не любить» (по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)

Сценарий урока в 11 классе на тему «Коммунизм не за горами!»

Сценарий театрализованного представления по сказке «Заюшкина избушка» для детей средней группы

Осуждение тоталитарного режима в рассказе В. Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» (интегрированный урок литературы и истории России), 11-й класс

Сценарий музыкально-театрализованного представления «Сказание о земле Подольской» с участием детей подготовительной к школе группы

Сценарий квест-игры «Станция ЗОЖ» для совместной деятельности родителей и детей подготовительного возраста

Сценарий праздника «День Матери» в старшей группе № 2

Сценарий спортивного досуга для детей средней группы «В гостях у сказки»

Сценарий занятия в старшей группе на тему «В гостях у Королевы Воды»

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного 8 Марта «По следам бременских музыкантов»

Задать вопрос