Модель наставничества «Педагогический дуэт» как эффективная форма профориентационной работы в школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Узорова, Ю. А. Модель наставничества «Педагогический дуэт» как эффективная форма профориентационной работы в школе / Ю. А. Узорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2.1 (48.1). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9034/ (дата обращения: 17.11.2024).



Инновационный проект направлен на выполнение задач национального проекта «Образование». В соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Профессиональное самоопределение старшеклассников является наиболее значимым моментом в их жизни. От эффективной и корректной помощи в профориентации зависит успешность самореализации старшеклассника в будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с «Программой профориентационной работы» в МБОУ СОШ № 4 психологом школы был проведен ряд тестов, которые позволили выявить профессиональные предпочтения обучающихся 9, 11 классов в выборе будущей профессии. Педагогический коллектив СОШ № 4 на 27 % состоит из выпускников школы (100 % АУП), имеющих стаж работы от 6 до 31 года. Данные о поступлении выпускников школы за последние 5 лет, показывают, что ежегодно 9–12 % выпускников выбирают педагогические учебные заведения, что говорит о востребованности этого направления. Так возникла идея создания модели наставничества «Педагогический дуэт».

Данная модель позволит обучающимся, уже определившимся с направлением будущей профессии в области педагогики, получать от своих учителей-наставников педагогический опыт, практические знания, формировать необходимые навыки работы с классом и детским коллективом, что позволит им более эффективно готовиться к поступлению в педагогический СУЗ или ВУЗ.

Цель проекта: «Вырастить» педагога из школьной среды, обладающего навыками предпрофессиональной деятельности.

Основные задачи:

— Создание эффективного пространства для получения обучающимися 9–11 классов профессиональных проб и приобщения их к педагогической среде.

— Объединение ресурсов школы и образовательных учреждений дополнительного образования детей для профориентации и мотивирования выпускников школ к получению педагогических профессий.

— Поддержка и реализация индивидуальной образовательной траектории выпускника — будущего педагога.

— Распространение опыта реализации проекта.

Особая роль педагога в процессе формирования личности будущего педагога состоит в том, что в основе модели наставничества «Педагогический дуэт» лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства, а также непосредственная передача личностного и практического педагогического опыта от наставника к наставляемому. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь между учителем-наставником и учеником, будущим педагогом.

Этапы реализации проекта:

I этап. Организационный (май 2023 г.) Предполагает осуществление экспертизы и анализа в части нормативно-правового обеспечения, наличия и достаточности организационных структур, методического и информационного обеспечения, содержательных аспектов.

II этап. Проектировочный (май-август 2023г.) На этом этапе осуществляется разработка нормативных и учебно-методических документов, обсуждения о сотрудничестве с образовательными учреждениями подходов к образовательной деятельности.

III этап. Деятельностный (сентябрь 2023 г. — май 2026 г.) Включает внедрение разработанных продуктов в практику деятельности школы по организации профилизации образования в условиях педагогического класса, осуществляется корректировка и их усовершенствование.

IV этап. Рефлексивный (обобщающий) (май, 2026 г.) Предполагает осуществление аналитико-диагностической деятельности, научно-практическую, работу по распространению и обобщению результатов инновационного проекта.

Основные мероприятия:

— Создание и апробация модели наставничества «Педагогический дуэт»;

— Реализация плана мероприятий модели наставничества (уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, конкурсы);

— Осуществление мониторинга поступаемости выпускников школы в учреждения с педагогическим профилем;

— Распространение опыта на муниципальном уровне.

Ожидаемые результаты:

— увеличение количества выпускников 9–11 классов, поступающих в педагогические учебные заведения с 12 % до 25 %;

— повышение квалификации педагогических работников по направлению «Наставничество в школе»;

— методические рекомендации для общеобразовательных школ о создании и реализации формы профориентационной работы;

— методические материалы мастер-классов и семинаров по теме проекта.

Похожие статьи

Проектная деятельность как результат компетентностного подхода к образованию школьников

Специфика стиля саморегуляции подростков, имеющих опыт проектно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании

Профессиональная идентичность как объект профориентационной работы менеджера по персоналу

Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Конспект проведения образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (социальное и предметное окружение) для детей старшей группы «Транспорт на улицах нашего города»

«День открытых дверей» как форма взаимодействия семьи и ДОО в контексте использования технологии смарт-тренинг для дошкольников «Мир головоломок» (из опыта работы)

Тайм-менеджмент в общеобразовательной школе как средство повышения эффективности менеджмента

Новый педагогический подход к образовательной деятельности студентов с использованием проектного метода

Похожие статьи

Проектная деятельность как результат компетентностного подхода к образованию школьников

Специфика стиля саморегуляции подростков, имеющих опыт проектно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании

Профессиональная идентичность как объект профориентационной работы менеджера по персоналу

Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Конспект проведения образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (социальное и предметное окружение) для детей старшей группы «Транспорт на улицах нашего города»

«День открытых дверей» как форма взаимодействия семьи и ДОО в контексте использования технологии смарт-тренинг для дошкольников «Мир головоломок» (из опыта работы)

Тайм-менеджмент в общеобразовательной школе как средство повышения эффективности менеджмента

Новый педагогический подход к образовательной деятельности студентов с использованием проектного метода

Задать вопрос