Содержание работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 18.03.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Ковалец, О. В. Содержание работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью / О. В. Ковалец. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9043/ (дата обращения: 19.12.2024).



Младших школьников строго и регулярно знакомят с временными периодами. Наблюдение за внешними изменениями окружающего мира, личный опыт, полученный в результате деятельности и эмоциональных переживаний, формируют представления ребенка о временных интервалах, временах года и других характеристиках. Подготовительная работа перед каждой частью изучаемого нами материала повышает эффективность урока.

Анализ литературы позволяет выделить ряд направлений работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью. Они включают работу по формированию представлений о времени суток, а также о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»; о днях недели; о годе, месяцах и сезонах; об обозначении времени на часах; способности идентифицировать и ощущать различные периоды времени, самостоятельно измерять и оценивать их.

Так как развитие сознательного чувства времени у детей происходит на более поздней и более сложной стадии, чем развитие других субъективных ощущений, то работу с детьми с лёгкой интеллектуальной недостаточностью по коррекции временных представлений необходимо начинать с развития самого элементарного уровня пространственных представлений, постепенно включая и временную направленность. Процесс коррекционного обучения следует организовывать так, чтобы неоднократно возвращаться к уже изученным темам, систематически закрепляя пройденное на различном речевом материале [1, с. 4].

Работа на коррекционных занятиях состоит из нескольких этапов:

На первом у детей формируются представления о личных биоритмах и ритмах окружающей среды, развитие чувства времени. Целью этапа является обновление временной структуры психофизических процессов. В ходе этапа необходимо практиковать восприятие внешних ритмов; учить учащихся чувствовать собственные биоритмы и развивать умение согласовывать их со своими движениями и движениями других людей; развивать у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью навыки многократного повторения, предлагаемые педагогом.

На втором этапе проводится работа по установлению норм времени, развитию личных представлений о продолжительности интервалов. Цель учителя-дефектолога состоит в развитии у детей умения выделять и ощущать различные периоды времени, самостоятельно их измерять и оценивать. Младшие школьники под руководством педагога должны научиться чувствовать продолжительность различных интервалов при выполнении любой работы, измерять интервалы, заданные взрослым. Кроме того, путем непосредственного наблюдения за песочными часами, секундомером определять временные интервалы в 1, 3, 5 минут. Также на этот этапе школьников обучают оценивать в секундах временные интервалы, показанные педагогом, в соответствии со своими представлениями оценивать интервал времени, который у них заняло выполнение каких-то действий.

Третий этап направлен на формирование умения планировать свою деятельность во времени. Его цель — развивать у детей умение оценивать объем активности за период, исходя из понимания ее продолжительности. В задачи учителя-дефектолога входит обучение младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью контролировать выполнение предполагаемого объема работы за определенное количество времени с помощью песочных часов, выбирать объем работы с учетом отведенного времени.

На четвертом этапе проводится коррекция представлений об основных единицах времени и понятиях и их вербализация. Он предполагает осуществление работы по развитию представлений о существующей системе временных процессов. Дети должны усвоить представления о времени суток днях недели, месяцах, годе; о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»; о временах года; о показателях времени на часах.

Пятый этап включает работу, направленную на развитие у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью определять временную последовательность на основе устной речи. Целью данного этапа служит обучение детей логике последовательного развертывания событий во времени. Учитель показывает школьникам возрастные изменения, которые происходят с людьми; совершенствует умения устанавливать в распорядке дня знакомый детям режим занятий; формирует представления о цикличности событий в природе; умения последовательно изменять объект в ходе конструирования, осознавать последовательность своих и чужих действий. Он также учит детей устанавливать причинно-следственные связи, определять последовательность событий при предъявлении сюжетных картинок, схем.

На шестом этапе происходит дальнейшее развитие понимания и использования сложных логических закономерностей и определений, описывающих временные отношения. Основная цель педагога состоит в укреплении у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью понимания и выражения различных категорий времени и их закономерностей посредством языка. Работа учителя направлена на улучшение понимания детьми предлогов и наречий, выражающих временные отношения, а также глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени; развитие навыков самостоятельного употребления слов и сложных конструкций, показывающих временные связи в устной речи.

Представления учащихся о характеристиках временных интервалов, полноте мер времени и их совместимости должны закрепляться в ходе тренировочных игр и различных упражнений.

Некоторые из них:

1. Упражнения на распознавание определенных периодов времени по словесному описанию: определите, какой месяц (время года) упоминается в письме (тексте) и т. д.

2. Упражнения для сравнения и выделения отличительных особенностей определенных периодов времени:

сравните показанные на рисунках переходные сезоны (осень-весна), части дня (утро-полдень, вечер-ночь) и т. д.;

сравните на макетах часов показания времени.

3. Упражнения, требующие подбора (показа, называния) картин, действий, характеризующих разные периоды времени:

из предложенных картин выберите те, которые соответствуют вечеру (утру, ночи и т. д.);

покажите те картинки из предложенных, на которых есть обозначения весенних месяцев и т. д.;

среди предложенных найдите часы, показывающие то же время.

4. Упражнения на классификацию:

прикрепите соответствующие картинки к карточкам с названиями частей дня (месяцев);

расположите изображения природы или деятельности человека в соответствии с их назначением: утро, день, вечер, ночь и т. п.

5. Упражнения по упорядочиванию:

разложите карточки с названиями мер времени от самых больших к самым маленьким (и наоборот);

добавьте пропущенные месяцы в список предложенных;

разложите карточки с названиями дней недели в правильном порядке.

6. Упражнения по моделированию объектов, входящих в визуальный образ временного интервала:

смоделировать часовой циферблат, показывающий определенное время (например, 4 часа ночи);

смоделировать дерево из готовых деталей, характерных для каждого времени года (по памяти и по образцу); смоделируйте небо, характерное для каждого времени суток (по памяти и на основе образца).

7. Упражнения на исключение:

среди предложенных для восприятия картинок, изображающих природу и деятельность человека в определенный период времени, выберите те, которые не соответствуют данному периоду времени;

для выявления ошибок, допущенных учителем (среди перечисленных временных признаков может появиться признак, характерный для другого периода времени).

8. Упражнения, требующие оценки продолжительности временного интервала:

определите, сколько времени потребуется для выполнения запланированного объема работы;

помолчите в течение 1 минуты (2, 4 минут), а затем подайте знак, когда это время истечет.

Важным результатом коррекционных занятий является формирование навыка переноса приобретенных навыков и умений в учебную деятельность учащихся. Формирование темпоральных представлений и ориентации во времени может внести большой вклад в коррекцию личности и всей познавательной деятельности детей.

Таким образом, коррекционно-педагогические мероприятия на занятиях коррекционного компонента направлены на устранение или уменьшение причин нарушений развития, из-за которых ребенок испытывает трудности в учебной деятельности.

Литература:

  1. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. В. И. Лубовского. — Смоленск, 1994. — 124 с.
  2. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: учебное пособие /М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова; под ред. М. А. Байтовой. — М.: Просвещение, 1984. — 335 с.
  3. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский.- М.: Просвещение, 1995. — 527 с.
  4. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. -М.: МГПУ, 1985.-45 с.
  5. Еременко, И. Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы / И. Г. Еременко. -Киев.: Рад. школа, 1972. — 130 с.
  6. Кузьмина-Сыромятникова, Н. Ф. Преподавание обучения математике во вспомогательной школе / Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова. — М.: АПН РСФСР, 1962. — 95 с.
  7. Лубовский, В. И. Особенности высшей нервной деятельности детей олигофренов / В. И. Лубовский// Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. — М.: Просвещение, 1965. — С. 20–33.
  8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. (Олигофренопедагогика): учебное пособие / Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Академия, 2001.- 272 с.

Похожие статьи

Методические рекомендации по организации коррекционного курса «Сенсорное развитие» с детьми со сложной структурой дефекта

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Структура работы по развитию речи в классах для детей с выраженной умственной отсталостью (из опыта работы учителей-дефектологов)

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Методические рекомендации по организации коррекционного курса «Сенсорное развитие» с детьми со сложной структурой дефекта

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Структура работы по развитию речи в классах для детей с выраженной умственной отсталостью (из опыта работы учителей-дефектологов)

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Задать вопрос