Волонтёрские педагогические традиции | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика социальной работы

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 09.03.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Лобачева, Л. М. Волонтёрские педагогические традиции / Л. М. Лобачева, А. Е. Киргинцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9071/ (дата обращения: 15.11.2024).



В ходе профессиональной подготовки будущих педагогов одним из эффективных путей их нравственного воспитания и определения собственной гражданской позиции является добровольческая деятельность. В связи с этим, данная статья посвящена актуальной проблеме приобщения студентов к волонтерскому движению.

Ключевые слова: Хабаровский педагогический колледж, волонтерский отряд, Детский дом, Индустриальный район, дополнительное образование, патриотическая направленность.

Говоря о профессиональном воспитании будущих учителей, следует учитывать, что они должны обладать высокой педагогической культурой, профессиональной этикой, уметь создавать доверительные отношения с учениками, уважать их индивидуальность и учитывать их потребности. Также важно, чтобы учитель был готов к работе с различными категориями учеников, включая детей с особыми потребностями. А. В. Репринцев пишет: «…сущность процесса профессионального воспитания будущих педагогов состоит в организации последовательных взаимодействий преподавателей и студентов, направленных на развитие их нравственно-эстетического отношения к действительности как формы социальной активности будущего учителя, как профессионально необходимого качества его личности» [2, с. 14].

На сегодняшний день существует множество людей, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны. Именно поэтому в 2010 году в Хабаровском педагогическом колледже был создан волонтерский отряд «Теплые руки».

Деятельность добровольцев волонтерского отряда направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать самим себе. Девиз отряда: «Делай добро своими руками».

Первоначально волонтерский отряд «Теплые руки» начал сотрудничать с детским домом № 33 села Тополево по программе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постепенно сфера деятельности отряда расширилась — мы стали сотрудничать с дошкольными образовательными учреждениями, школами, «Городским центром по организации досуга детей и молодежи», детским домом № 4 города Хабаровска.

Социальными партнерами колледжа на протяжении много лет являются коллективы МБОУ СОШ № 62, МАО НОШ «Первые шаги», КГКУ Детский дом № 6, МАУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», Городской штаб добровольцев, многофункциональный молодежный центр «Моя территория», центр работы с населением «Доверие» и администрация Индустриального района, другие организации.

Волонтеры проводят воспитательные мероприятия, психологические тренинги, участвуют в городских социальных акциях. Вот некоторые мероприятия:

– психологические тренинги с детьми детского дома, предполагающие наблюдение, беседу, развивающие игры, направленные на активизацию познавательной деятельности и развитие эмоционально — волевой сферы;

– организация творческих мастерских — совместная продуктивная творческая деятельность волонтеров и детей-сирот (изготовление кукол, поделок, совместное рисование);

– проведение воспитательных мероприятий патриотической направленности — «Люблю тебя, мой край родной», «Памяти павших поём мы славу», «Улицы Хабаровска рассказывают»;

– новогодние развлекательные мероприятия для детей дошкольного возраста;

– участие в выставках, субботниках, городских конкурсах волонтерского движения: «Идея», «Рождественский подарок», «Формула успеха», социальных акциях «Собери ребенка в школу», «Подари улыбку», «Оранжевый апельсин» и других мероприятиях. Всё это направлено на формирование чувства любви, дружбы, доброго образа взрослого человека для воспитанников детских домов, развитие их становления в обществе, а также формирует профессиональные навыки будущих педагогов. Сколько ярких и веселых новогодних праздников подарили волонтеры детям за многие годы сотрудничества!

Так и в канун нового 2024 года в Хабаровском педагогическом колледже проходила благотворительная акция «Подарки детям» для воспитанников детского дома № 4 г. Хабаровска. В ней приняли участие студенты колледжа и их родители, преподаватели и сотрудники колледжа.

C:\Users\Преподаватель\Desktop\Утренник Демдом2023\IMG-20231226-WA0035.jpg C:\Users\Преподаватель\Desktop\Утренник Демдом2023\IMG_20231226_120852.jpg

В дар ребятам были собраны яркие наборы для творчества, сладкие подарки, разнообразные развивающие игры, игрушки и много интересных и красивых книг! А студенты специальности «Педагогика дополнительного образования» под руководством А. Е. Киргинцевой подготовили и провели утренник «По страницам сказок…» в образах героев популярных сказок.

За период работы волонтерский отряд «Теплые руки» был неоднократно награжден дипломами, благодарственными письмами Министерства образования и науки Хабаровского края, мэра города за вклад в развитие и реализацию молодежной политики края и города. «Теплые руки» — победитель краевого конкурса волонтерских отрядов и за работу на жилмассивах.

Так, в октябре каждого года накануне Дня добра и уважения и Дня учителя добровольцы традиционно проводят встречи с ветеранами колледжа, которые много лет отдали учительскому труду и воспитанию славных поколений педагогов разных специальностей, вручают подарки, организуют чаепитие за круглым столом. А в 2021 и 2022 годах провели акцию «Оранжевая улыбка» для жителей 1-го микрорайона, где также вручали подарки к праздникам ветеранам Индустриального района совместно с работниками центра «Доверие». Таким образом, постоянно осуществляется связь поколений.

В 2022 году колледж начал сотрудничать с Городским благотворительным фондом «Русская культура» по проведению культурно-просветительской работы с юным поколением о народных традициях на территории загородного комплекса «Русская деревня». Студенты-волонтёры группы ПДО-41 провели там зимние яркие мероприятия. С целью приобщения детей к истокам русской культуры в просторном интерьере русской избы, наполненном духом старины, проводятся мастер-классы по живописи, росписи пасхальных яиц, деревянных игрушек, матрешек. В декабре 2022 года студентки в образах народных сказочных персонажей Снегурочки, Деда Мороз, Бабы — Яги, Лешего проводили для детей-гостей русской избы испытания.

C:\Users\Преподаватель\Desktop\Волонтерство\Русская деревня\IMG-20221227-WA0027.jpg

Очень много воспитательных дел патриотической направленности провели будущие педагоги для воспитанников детских домов, школьников, детей-инофонов. Так, в канун Дня города отряд «Тёплые руки» провел театрализованный праздник «Мой любимый край» на площадке колледжа с рассказом о народностях Дальнего Востока, достопримечательностях г. Хабаровска и демонстрацией костюмированных сказок народов Севера.

С 2022 года волонтеры Хабаровского педагогического колледжа откликнулись на призыв городского движения «Мы вместе» по сбору посылок с продуктами, лекарствами, письмами для воинов СВО. В 2022–2023 годах самые активные студенческие группы колледжа, их кураторы, сотрудники собирали посылки, приняли участие в городской акции «С любовью к военнослужащим России». Студенты писали письма, помогали комплектовать посылки с саперными лопатами, отвозили в городской штаб добровольцев и ММЦ «Моя территория».

C:\Users\Преподаватель\Desktop\Волонтерство\сюрприз с любовью\IMG_20221019_105820.jpg C:\Users\Преподаватель\Downloads\IMG_20231116_143803.jpg

C:\Users\Преподаватель\Desktop\Волонтерство\Люди Победы\IMG-20230503-WA0024 (1).jpg

Зимние и весенние акции отряда «Тёплые руки» направлены на оказание адресной помощи ветеранам ВОВ, СВО. 7 мая 2023 года два волонтерских отряда ХПК «Тёплые руки» и «Пульс» совместно с волонтерами групп специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Педагогика дополнительного образования» приняли участие в городской акции «Тыл-фронту» по сбору средств, плетению маскировочных сетей и изготовлению окопных свечей для воинов СВО.

В 2022–2023 годах отряд получил благодарности от детского дома № 4, Городского центра организации досуга детей и молодёжи, Управления по делам молодёжи Администрации города Хабаровска, администрации Индустриального района за активную работу, многолетнее участие в городских акциях, конкурсах волонтёров, сотрудничество с волонтерскими организациями, культурными и образовательными учреждениями.

Отряд «Теплые руки» считает, что волонтером может стать каждый независимо от возраста, пола и расовой принадлежности. Для этого достаточно лишь отыскать в себе немного доброты, сочувствия и отзывчивости.

На наш взгляд, волонтерская деятельность способствует развитию в личности будущего педагога таких фундаментальных ценностей, как нравственность, справедливость, гражданственность, честность, отзывчивость, милосердие.

Вот почему следует приобщать студентов к социально-значимой волонтерской деятельности, чтобы каждый из них чувствовал необходимость и желание на добровольной основе оказать помощь нуждающемуся в ней, проявить в этом инициативу и самостоятельность. Ведь именно такая деятельность станет для них мощным инструментом развития морально-этических и нравственных характеристик личности будущего специалиста [1, с. 80].

Литература:

  1. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/56809182/.
  2. Репринцев А. В. Культурная антропология как методология профессионального воспитания будущего учителя / А. В. Репринцев // Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: Теория и опыт: межвузовский сборник научных трудов. — Курск: Курский государственный педагогический университет, 2000. —14с
  3. Кенжаев, Ш. Х. Совершенствование нравственного и профессионального воспитания будущих педагогов / Ш. Х. Кенжаев. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 1 (1). — С. 19–21. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/3/76/ (дата обращения: 03.03.2024).

Ключевые слова

дополнительное образование, детский дом, волонтерский отряд, патриотическая направленность, Хабаровский педагогический колледж, Индустриальный район

Похожие статьи

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Патриотическое воспитание детей на занятиях по айкидо

Данная статья описывает опыт работы учреждения дополнительного образования по всестороннему развитию патриотизма учащегося через обучение основам рукопашного боя.

Научно-исследовательская деятельность студентов как инструмент патриотического воспитания

В статье описывается опыт патриотического воспитания студентов Хабаровского государственного медицинского колледжа средствами научно-исследовательской деятельности.

О патриотическом воспитании старшеклассников на уроках литературы

В статье автор говорит о важности воспитания любви к родине, становлению гражданственности на уроках литературы через содержание изучаемого материала, рассматривает вопрос формирования гражданского воспитания старшеклассников в современном образовате...

Формирование активной жизненной позиции младших школьников в системе волонтерского движения

Статья посвящена социализации младших школьников в МАОУ «СПШ № 33», авторами представлен опыт работы по развитию самостоятельной инициативной общественной деятельности младших школьников через участие в волонтерском движении.

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Реализация мер повышения эффективности занятий по патриотическому воспитанию для школьников

Воспитание любви к своей стране традиционно занимает ключевую роль в образовательном процессе. В нынешние времена это направление становится еще более значимым. Сдвиги в приоритетах ценностей общества, ухудшение положения семьи как социального инстит...

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...

Похожие статьи

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Патриотическое воспитание детей на занятиях по айкидо

Данная статья описывает опыт работы учреждения дополнительного образования по всестороннему развитию патриотизма учащегося через обучение основам рукопашного боя.

Научно-исследовательская деятельность студентов как инструмент патриотического воспитания

В статье описывается опыт патриотического воспитания студентов Хабаровского государственного медицинского колледжа средствами научно-исследовательской деятельности.

О патриотическом воспитании старшеклассников на уроках литературы

В статье автор говорит о важности воспитания любви к родине, становлению гражданственности на уроках литературы через содержание изучаемого материала, рассматривает вопрос формирования гражданского воспитания старшеклассников в современном образовате...

Формирование активной жизненной позиции младших школьников в системе волонтерского движения

Статья посвящена социализации младших школьников в МАОУ «СПШ № 33», авторами представлен опыт работы по развитию самостоятельной инициативной общественной деятельности младших школьников через участие в волонтерском движении.

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Реализация мер повышения эффективности занятий по патриотическому воспитанию для школьников

Воспитание любви к своей стране традиционно занимает ключевую роль в образовательном процессе. В нынешние времена это направление становится еще более значимым. Сдвиги в приоритетах ценностей общества, ухудшение положения семьи как социального инстит...

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...

Задать вопрос