Региональный управленческий проект «Директория успеха» как ресурс развития профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование взрослых и самообразование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 13.03.2024

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Шалимова, Н. А. Региональный управленческий проект «Директория успеха» как ресурс развития профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций / Н. А. Шалимова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9082/ (дата обращения: 15.11.2024).



В рамках развития региональной управленческой и методической инфраструктуры внедрения единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Костромской области реализуется региональный проект «Директория успеха».

Проект стал логическим продолжением системной работы по поддержке школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в сложных социальных условиях, которая в 2017–2022 гг. была проведена в регионе. Ключевое направление этой работы было связано с повышением методического потенциала учреждений, созданием школьных команд, профессиональных обучающихся сообществ педагогов. Научно-методическое сопровождение общеобразовательных организаций носило адресный характер и осуществлялось по следующим направлениям:

— Изучение способов индивидуализации учебного процесса и особенностей технологий работы с учащимися с различными характеристиками.

— Планирование педагогического процесса с учетом дифференциации характеристик обучающихся.

— Использование результатов оценочных процедур в повышении качества образовательного процесса.

— Распространение современных методик выявления детей с разными образовательными возможностями и условиями социальной среды.

Системная работа, которая велась в регионе в течение 6 лет, позволила выйти на новый уровень сопровождения школ с низкими результатами обучения: получили своё развитие региональная и муниципальные инфраструктуры поддержки образовательных организаций, инструменты адресной помощи школам и педагогам. Участие в проекте позволило интенсифицировать процесс поиска и привлечения активных педагогических команд, способных решать задачи повышения качества образования и перехода школ в эффективный режим работы, активизировалась профессиональное взаимодействие, были созданы условия для эффективного межшкольного партнерства учреждений с разным уровнем качества результатов обучения.

По итогам анализа реализации региональных мероприятий по поддержке школ с низкими образовательными результатами была выявлена проблема отсутствия системы адресного методического сопровождения руководителей общеобразовательных организаций и недостаточной сформированности региональной системы профилактики школьной неуспешности. В этой связи была выдвинута проектная идея управления качеством образования за счет повышения качества управленческих процессов, направленных на профилактику школьной (учебной) неуспешности, которая стала основой регионального проекта «Директория успеха».

Цель проекта: обеспечение адресного экспертно-методического сопровождения руководителей общеобразовательных организаций по управлению процессами, направленными на профилактику школьной (учебной) неуспешности в школах региона.

Достижение поставленной цели должно обеспечить решение следующих задач:

1) разработать и провести комплексную диагностику профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций по вопросам управления процессами, направленными на профилактику школьной (учебной) неуспешности;

2) сформировать региональный управленческий актив как ресурс тьюторского и экспертно-методического сопровождения руководителей общеобразовательных организаций;

3) разработать адресные меры поддержки руководителей школ в работе по профилактике школьной (учебной) неуспешности на основе инициативного сотрудничества с членами регионального управленческого актива;

4) создать веб-ресурс, обеспечивающий взаимодействие участников проекта, обмен опытом и распространение лучших практик, получение экспертной и методической поддержки по вопросам управления процессами, направленными на профилактику школьной (учебной) неуспешности;

5) обеспечить мониторинг хода реализации проекта на основе разработанных критериев.

В реализацию проекта включено множество субъектов взаимодействия региональной системы научно-методического сопровождения (РС НМС), за каждым из которых закреплены определённые функции (схема на рис. 1).

C:\Users\User\Desktop\Публикации\Скриншот 11-03-2024 130006.jpg

Рис. 1

Ключевым субъектом стал региональный управленческий актив (далее — РУА). Это объединение управленческих работников: директора, заместители директора общеобразовательных организаций Костромской области, — которые внесли значительный вклад в региональную/муниципальную системы образования, имеют позитивный опыт в сфере управления образованием, выстраивания систем школьных управленческих механизмов, наставничества, владения педагогическими технологиями, обладают развитыми коммуникативными навыками.

Цель деятельности РУА:

— содействие внедрению региональной системы профилактики школьной (учебной) неуспешности, организации непрерывного профессионального развития управленческих кадров;

— формирование резерва высококвалифицированных управленцев с целью развития региональной системы научно — методического сопровождения управленческих кадров общеобразовательных организаций;

— развитие «горизонтального обучения», наставничества в системе образования Костромской области;

— оказание адресной методической поддержки управленческим работникам общеобразовательных организаций по вопросам профилактики школьной (учебной) неуспешности.

Члены РУА призваны решать задачи развития управленческих компетенций директоров общеобразовательных учреждений региона по вопросам формирования системы профилактики школьной (учебной) неуспешности, оказания консультационной и адресной методической помощи руководителям школ, организации и проведения методических мероприятий регионального, муниципального уровней по диссеминации управленческого опыта по вопросам формирования системы профилактики школьной (учебной) неуспешности, осуществления экспертной деятельности.

На организационном этапе реализации проекта муниципальные органы управления образованием на основе результатов оценки деятельности руководителей и заместителей руководителей школ выдвинули кандидатуры членов РУА. Приказом департамента образования и науки Костромской области был утверждён списочный состав РАУ и регламент его работы. В актив вошёл 31 представитель муниципальных образований региона.

В рамках образовательной сессии многопредметной педагогической школы Костромским областным институтом развития образования было проведено обучение членов РУА. В течение 2-х дней в формате мастер-классов и дискуссионных площадок были рассмотрены вопросы проектирования управленческой деятельности по профилактике и преодолению рисков школьной неуспешности обучающихся и управления этими рисками.

Большой интерес участников сессии вызвала проблема педагогического лидерства. Директор школы- кто он? Администратор, эффективный менеджер или педагогический лидер, руководящий процессами преподавания, учения и обучения? Участники мероприятия отметили, что состоявшаяся дискуссия заставила по-новому посмотреть на роль директора образовательного учреждения.

В ходе работы были определены основные факторы негативного влияния на образовательные результаты обучающихся:

— Низкий уровень оснащения школы.

— Специфика контингента обучающихся.

— Недостатки кадровых ресурсов школы.

— Недостаточный уровень сформированности профессионализма и компетенций педагогов.

— Несформированность внутришкольной системы повышения квалификации.

— Отсутствие объективной и сбалансированной ВСОКО.

— Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности.

— Неудовлетворительное качество взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся.

— Проблемы в развитии образовательной среды.

По результатам образовательной сессии члены РУА сформулировали предложения по организации работы на региональном/муниципальном уровнях по тем направлениям деятельности по профилактики школьной неуспешности, которые коллеги оценивают как результативные в своей практике.

Предложения членов РУА стали основой календаря марафона образовательных событий «Управленческая мастерская директора школы». Календарь расписан весь 2024 год. Каждый член РУА со своей командой планирует проведение практико-ориентированных межмуниципальных событий по актуальным вопросам профилактики школьной неуспешности: мастер-классы, круглые столы, педагогические мастерские, тренинги, презентации авторских программ и передового педагогического опыта, открытые уроки и др.

Ещё одно направление деятельности в рамках проекта: комплексная диагностика профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций по управлению процессами, направленными на профилактику школьной (учебной) неуспешности. Специалистами Костромского областного института развития образования была разработан мониторинг, который включал оценку процессов саморегуляции директоров школ и опросник полноты состава запланированных действий по работе с неуспевающими обучающимися и по проектированию системы профилактики школьной неуспешности. В диагностике приняли участие 208 директоров общеобразовательных организаций области. По её итогам был проведён анализ и определены профессиональные дефициты руководителей школ. Наиболее высокий дефицитарный уровень профессиональных компетенций был выявлен в вопросах проектирования системы управления профилактикой школьной неуспешности, управления рисками учебной неуспешности обучающихся, определения критериев результативности этой работы и внедрения эффективных механизмов профилактики, в вопросах развития лидерских качеств руководителя.

Специалистами института развития образования разработаны образовательные модули по проблемным темам, которые были выявлены по результатам мониторинга. Они станут основой для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития (ИОМ) директоров школ региона. Координацию деятельности по реализации ИОМ осуществляют специалисты муниципальных методических служб на основе инициативного сотрудничества с членами регионального управленческого актива.

Планируемые результаты реализации проекта «Директория успеха» связаны с разработкой и апробацией методики адресного экспертно-методического сопровождения руководителей образовательных организаций Костромской области по управлению процессами, направленными на профилактику школьной (учебной) неуспешности с учетом выявленных профессиональных дефицитов.

Похожие статьи

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей «Радуга здоровья» в рамках здоровьесбережения в старшей группе

Результаты деятельности краевой инновационной площадки «Виртуальный музей техникума как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями»

Тренинг «Педагогическая рефлексия» как многофункциональный метод преднамеренных изменений личности педагогов ДОО

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)

Информационно-методический комплекс как ресурс инновационной деятельности педагогического коллектива кадетского военного корпуса

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Похожие статьи

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей «Радуга здоровья» в рамках здоровьесбережения в старшей группе

Результаты деятельности краевой инновационной площадки «Виртуальный музей техникума как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями»

Тренинг «Педагогическая рефлексия» как многофункциональный метод преднамеренных изменений личности педагогов ДОО

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)

Информационно-методический комплекс как ресурс инновационной деятельности педагогического коллектива кадетского военного корпуса

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Задать вопрос