Специфика формирования духовно-нравственных качеств кадет в условиях довузовского образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации
Автор: Полхович Эвелина Юрьевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 20.03.2024
Статья просмотрена: 3 раза
Библиографическое описание:
Полхович, Э. Ю. Специфика формирования духовно-нравственных качеств кадет в условиях довузовского образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации / Э. Ю. Полхович. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9083/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств обучающихся в условиях тесной взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования на примере Тюменского президентского кадетского училища. Подробно раскрываются цели, задачи, средства и формы работы по нравственному воспитанию с воспитанниками данного образовательного учреждения. На основании изложенного в статье материала сделан вывод, что довузовские образовательные учреждения МО РФ создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на военном поприще.
Ключевые слова: кадетское образование, формы и методы духовно-нравственного воспитания, воинские традиции, служение Родине.
Сфера образования, несомненно, имеет самое непосредственное отношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным тенденциям, которые сегодня всё более явственно дают о себе знать. Это и события, связанные с международным терроризмом, межнациональные и религиозные распри, неспособность общества к осознанию и предотвращению этнических конфликтов и другие проблемы современности. Эти глобальные проблемы тесно связаны с переоценкой человеческой жизни, утратой духовных, социокультурных корней и многих традиционных ценностей человечества.
Следует отметить, что условия морально-психологической, политической и правовой жизни общества существенно изменились. Молодые люди играют всё более важную роль в экономической, политической и культурной жизни, развивая новые культурные особенности и стандарты мышления, будучи готовыми жить и работать в новых условиях.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особую значимость. Это связано с резким падением духовного здоровья нации. Бездуховность, безнравственность, девальвация таких категорий, как совесть, честь, долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, росту преступности, наркомании и алкоголизму среди подростков. Если посмотреть в глаза сегодняшним школьникам, то вряд ли в них мы увидим много светлой радости, чистоты, целомудрия? Во что они играют? С чем играют современные подростки? Каких кумиров себе выбирают? Кому подражают? Много ли они читают? Никто не станет скрывать, что даже подростки старшего возраста плохо (не бегло, не выразительно) читают, потому что практически не читают книг. Им легче общаться «эсэмэсками». Важно отметить, что дети не рождаются нравственными или аморальными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Для того, чтобы приобрести нравственный опыт, подросткам нужна постоянная помощь взрослых, педагогов, которые уже обладают этим опытом. Личный опыт подростков ограничен. Следовательно, существует необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных нравственных качеств и преодоление отрицательных. Уровень интеллектуального развития индивида, ее физическое совершенство, сила воли имеют положительное социальное значение в сочетании с нравственным развитием.
В результате необходимость глобальных изменений в обществе была и остается очень важным моментом. Изменения, произошедшие в российском обществе в последнее десятилетие, повлияли на социальную активность людей, на уровень требований к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. Система образования достаточно быстро отреагировала на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. Именно этим и объясняется появлением образовательных учреждений нового формата. Невозможно не согласиться, что именно образовательные организации занимают особое место в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности.
На смену унификация образовательных учреждений пришло разнообразие их типов, вариативность планов и программ, внедрение новых методик образования и воспитания, которые берут за основу приоритет развития личности и учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения. Заметным явлением в системе российского образования стал новый тип образовательных учреждений — кадетские училища, кадетские корпуса и классы. Основываясь на историческом опыте российского военного образования, они заполнили пустующую нишу специального, целенаправленного образования и воспитания юношей и стали флагманскими учреждениями, решающими задачи по таким приоритетным направлениям воспитательной работы, как гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание [1, 5].
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе культуры во всех формах её проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Духовные ценности Святой Руси содействуют развитию таких черт русского национального характера, как трудолюбие, совестливость, милосердие, любовь, взаимопомощь, жертвенность, святость.
Кадетские общеобразовательные учреждения создают уникальную модель учебного учреждения, разрабатывают новое образовательное содержание и новые технологии обучения, восполняют потребность в мужском воспитании и обучении, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданско-военной ниве [2, с. 154].
Рассмотрим специфику формирования духовно-нравственных качеств у воспитанников на примере Тюменского президентского кадетского училища. Основная цель деятельности ТПКУ направлена на получение воспитанниками достойного светского образования, воспитания гражданственности, любви к своему Отечеству, общедоступности и адаптивности реализуемых общеобразовательных программ к уровням и особенностям развития личности, с учетом индивидуального подхода к каждому индивиду. Кроме этого, одна из приоритетных задач кадетского училища –это формирование у обучающихся установки на дальнейшую военно-профессиональную деятельность на основе реализации личностно-ориентированного подхода (с опорой на педагогическую поддержку) в процессе общеобразовательной подготовки в ТПКУ.
К основным задачам нравственного воспитания кадет относят:
а) формирование нравственного сознания кадет;
б) формирование нравственного отношения кадет;
в) формирование нравственного поведения будущих офицеров;
г) развитие духовно-нравственных качеств будущего офицера, таких как ответственность, справедливость, совестливость, честность, независимость, эмоциональная стабильность, терпимость и коммуникабельность [3, с. 47].
Особенности образовательного процесса в кадетском училище проявляются во многих моментах жизнедеятельности обучающихся: круглосуточное пребывание воспитанников в образовательном учреждении, совместное проживание в комнатах, формирование особой образовательной среды, создающей определенный образ жизни, включая ежедневные утренние и вечерние построения и осмотры состояния формы и внешнего вида воспитанников, проведение утренней зарядки, передвижение по территории училища только строем, широкое использование традиций и ритуалов в общении, принятых в военной среде. Вечерняя прогулка, проверка, усиленные занятия спортом, строевые тренировки. Реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, с учетом специфики учреждения: (казачьих, морских, артиллерийских и т. д.). Ношение особой формы одежды: повседневной, парадной, полевой. Ношение формы — это не только красиво, она накладывает на подростка определенную ответственность. «Не запятнай честь мундира» — одна из заповедей кадетского образования. В училище создана современная материально –техническая база: наличие специализированных учебных кабинетов (ОБЖ, лабораторий по химии и физике, предпрофильной военной подготовки и др.), школьного тира, школьного музея. Особенности обустройства территории школьного двора (наличие плаца, территории для занятия строевой подготовкой, игровых площадок для занятий футболом, силовыми видами спорта). Прохождение летней практики в вузах МО РФ в разных городах нашей страны.
Организация процесса духовно-нравственного воспитания в Тюменском ПКУ осуществляется всем педагогическим коллективом кадетского училища, т. е. взрослыми носителями духовно-нравственных ценностей и воинских традиций. Эффективность воспитательной работы во многом определяется авторитетом и профподготовкой офицера-воспитателя учебного класса. Мужчины, и особенно офицеры, безусловно, являются центральными фигурами всей системы воспитания мальчиков. Первый человек, с которым будущий кадет вступает в прочные и продолжительные отношения вплоть до выпуска, — это офицер-воспитатель. Офицеры-воспитатели в Тюменском ПКУ — это офицеры запаса, как правило, окончившие Тюменское высшее военное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, которые имеют большой жизненный опыт, вырастили своих детей, достойно служили в армии или других силовых структурах, имеющие правительственные награды за участие в Афганском, Чеченском конфликте, Сирии. Именно эти достойные люди, профессионалы своего дела могут из несмышленыша-пятиклассника сформировать кадета-выпускника, настоящего мужчину, защитника своего Отечества. Офицер-воспитатель, используя свой огромный опыт, ведет по жизни своих питомцев, поддерживая их в трудные и счастливые минуты, показывая им жизненные ориентиры и оказывая поддержку в жизни. Именно личный пример воспитателя является для воспитанника нравственным примером, ориентиром в жизни. Воспитатель своим личным примером передает житейский опыт, объясняет, что слова ничего не значат без соответствующих поступков. Прививает такие духовно-нравственные качества как терпение, невозмутимость, выдержка, снисходительность, справедливость, честность, порядочность, ответственность и доброта. Воспитатель-офицер рассказывает о различных острых ситуациях, которые могут сломать человека без сильной воли, твердого характера, настойчивости, самообладания, самодисциплины и самоконтроля, упорства в достижении цели. Искусство офицера-воспитателя состоит в том, чтобы выбрать из множества доступным ему средств, методов и возможностей те, которые принесут на данном этапе наибольший успех в конкретном коллективе. Воспитателям кадетского училища необходима высокая общая образованность, культура, интеллектуальное богатство и хорошая физическая подготовка. Только при наличии определенных профессиональных и высоких морально-нравственных качеств возможно, что воспитатель кадетского училища окажет положительное влияние на воспитанника училища и воспитает достойного гражданина России.
В Тюменском ПКУ широко практикуются следующие методы духовно-нравственного воспитания: лекции и беседы нравственной направленности, часы общения, посещение театров, музеев и спортивных мероприятий, чтение лучших произведений мировой и отечественной литературы, чтение газет с последующим коллективным обсуждением, сохранение традиций, взаимопомощь и взаимовыручка, самовоспитание и самосовершенствование. В 2023 году Тюменское президентское кадетское училище отметило10-летний юбилей. Сегодня Тюменское президентское кадетское училище — гордость Уральского федерального округа. Его выпускники успешно продолжают образование в вузах. Большинство ребят выбирают для себя военные специальности, поступая в вузы МО РФ. Каждый пятый выпускник поступает в Тюменское высшее военно-инженерное командное ордена Кутузова училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова. За этот временной срок в училище сложились свои традиции. Нельзя не отметить важность этих традиций для формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Как пример можно отметить участие кадет в следующих мероприятиях:
— Торжественное поднятие Флага России на еженедельной линейке, награждение кадет и сотрудников
— Торжественное построение, посвященное Всероссийскому дню знаний «И снова звонок нас, зовет на урок»
— Торжественная церемония посвящения в кадеты воспитанников Тюменского ПКУ, вновь поступивших в училище «Первый день новой жизни настал»
— Торжественное собрание и праздничный концерт, посвящённые Дню учителя «Мой добрый учитель»
— Торжественное собрание и праздничный концерт, посвящённые Дню инженерных войск «Инженерная формула»
— Торжественное собрание и праздничный концерт, посвящённые Дню защитника Отечества «Храбрые сердцем»
— Торжественное собрание и праздничный концерт, посвящённые Международному Женскому Дню «Весенняя рапсодия»
— Торжественное собрание и праздничный концерт, посвящённые Дню Победы Красной Армии и Советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. «Подвиг народа»
— Торжественное построение, посвящённое окончанию учебного года «Последний звонок»
— Торжественная церемония вручение аттестатов о среднем (полном) общем образовании воспитанникам 11-х классов «Призваны Тюменские кадеты верой правдой Родине служить!» и другие.
Кроме этих торжественных мероприятий, работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся в училище осуществляется через различные мероприятия: экскурсии, олимпиады, конкурсы, классные часы. В течение учебного года кадеты встречаются с ветеранами ВОВ, воинами-афганцами, участниками военных действий в Афганистане, Чечне, СВО. Воспитанники активные участники Парада 9 мая. Конечно, это важный момент в жизни кадет — участие в военных парадах в честь Великой Победы.
Торжественное прохождение по главной улице города Тюмени в составе парадных расчетов Тюменского гарнизона, в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне — это особый день в жизни кадет. К этому дню идет подготовка за несколько месяцев. Стать участником парада, посвященного Великой Победе, кадеты расценивают это как оказание им высокого доверия, как эстафету, которую они принимают у старшего поколения. Чеканя шаг, проходят кадеты мимо трибун с ветеранами, мимо тех, благодаря кому они сегодня живут в свободной стране, учатся, радуются солнцу и новому дню.
В Тюменском ПКУ широко представлена сеть дополнительного образования. Система дополнительного образования наряду с военно-прикладными и спортивными направлениями включает также художественно-эстетические, научные и другие направления. Работают кружки изобразительной деятельности, хореографическая студия, хор и вокальная группа, вокально-инструментальный ансамбль, духовой оркестр, силами кадет выпускается журнал «Кадетский альманах», выходит в эфир «Кадетское радио» и многое другое.
Кадеты активно принимают участие в проведении спортивных соревнований различного уровня. Они успешно занимаются в различных спортивных секциях, имеют призовые места.
В училище созданы все условия, в которых кадеты могут реализовать свои лучшие качества, развивать свою творческую и познавательную активность. Воспитанники посещают спортивные секции: бокс, самбо, АРБ, мини-футбол, хоккей с шайбой, спортивное ориентирование и другие. Кроме этого в училище у кадет есть возможность заниматься робототехникой и посещать секцию «Беспилотные летательные аппараты». Дополнительное образование имеет возможность предоставить воспитанникам заниматься любим делом с учетом их интересов, склонностей и потребностей, а также выполняет компенсаторные функции. Находясь вдали от дома и семьи, кадеты посещая секции и кружки, могут отвлечься, эмоционально разрядиться и отдохнуть от сложностей.
Важной составной частью организации жизнедеятельности кадет являются традиции, которые тесно связаны и с воинскими ритуалами, и с повседневной жизнью в училище. Традиции формируют коллективное сознание и придают коллективу индивидуальность. Такими традициями стали участия воспитанников во Всероссийских акциях «Георгиевская ленточка» и «Парад Победителей», в рамках шествия «Бессмертного полка»; в декадах, посвященных Дню защитника Отечества «Всегда на страже, всегда в строю и Дню Победы «Этот день мы приближали, как могли»; общеучилищном смотре строя и песни «Плечом к плечу идут Российские войска»; конкурсе военно-патриотической песни «Служить России суждено тебе и мне» и ежегодном конкурсе знаменных групп и рот почетного караула «Плац-концерт» и других.
Огромная работа по духовно –нравственному воспитанию, которая часто перекликается с патриотическим воспитанием, проводится воспитателями на классных часах. Вот примерная тематика данных воспитательных мероприятий: Час свободного общения «Что читают, что смотрят и во что играют современные дети?»; вечер поэзии «Как прекрасен этот мир»; час мужества, посвященный Дню героев Отечества. «О подвиге, о доблести, славе»; круглый стол «Добро, правила морали и умение делать правильный выбор»; этическая беседа «Умение прощать»; час общения «Начало наступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой 1941 г.»; дискуссия «Духовные и материальные ценности. Что важнее?»; час общения «Зачем человеку быть честным и справедливым?»; обмен мнением «Мир внутри и вокруг нас» и другие.
Уклад современной школьной жизни в кадетском училище — это взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся. Содержание каждого вида деятельности способствует формированию духовно-нравственных качеств кадет.
Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что духовно-нравственное воспитание кадет — это социально-педагогический процесс формирования у обучающихся высоконравственного сознания, твердых моральных убеждений и развития положительных духовно-нравственных качеств, ориентированных на высокие идеалы и ценности, формирование морального духа, духовно-нравственных отношений, привычек поведения и высокой культуры. Такие нравственные качества, как духовность, нравственность, трудолюбие, любовь к Родине и ответственность за ее будущее, милосердие и сострадание, нельзя воспитать сразу, мгновенно, такие качества воспитываются через творческие погружения, прежде всего, в родную культуру, язык и историю. Как воспитатели кадетского училища, мы не ждём быстрых результатов от своих воспитанников, но надеемся, что наши выпускники станут достойными гражданами России, защитниками своей страны и народа.
Литература:
- Высотина Л. А. Система и процесс нравственного воспитания // Советская педагогика. 1976 — № 11 С. 3–5.
- Галанин, Ю. Г. Кадетское воспитание: Исторические основы, практический опыт, успехи и проблемы становления кадетского воспитания в современных условиях: монография. — М., 2007. — С. 154.
- Соболева О. Е. Воспитание в современных кадетских корпусах // Начальная школа: плюс-минус. — 2009. — № 2. — С. 47.
Ключевые слова
кадетское образование, формы и методы духовно-нравственного воспитания, воинские традиции, служение РодинеПохожие статьи
Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка
Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...
Новые методы, использованные для формирования прогностических компетенций будущих офицеров Росгвардии
В статье раскрывается актуальность использования новых методов, способствующих формированию прогностических компетенций у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. На основе изучения опыта работы высших военных образовательных...
Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования
Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...
Эффективность использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку
Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...
Анализ и оценка современного состояния сформированности патриотизма у курсантов военного вуза: итоги констатирующего эксперимента
Формирование и развитие патриотизма у современной молодежи, в том числе и у курсантов военных учебных заведений, является одной из важнейших задач современного образования. Решение данной проблемы требует от ученых и исследователей не только поиска н...
Пути совершенствования кадровой работы в органах государственной власти и местного самоуправления
В статье будут рассмотрены вопросы, связанные с функциями, задачами и ролью кадровой работы в органах государственной власти и власти местного самоуправления. В результате исследования делается вывод о том, что кадровая работа играет ключевую роль в ...
Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры
Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...
Способы повышения мотивации при изучении английского языка
Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассмотрены особенности патриотического воспитания детей дошкольного возрастав МДОУ д/с № 111 (г. Волжский, Волгоградская обл.), основные направления работы по данной теме, организованные в детском саду. Автор делает акцент на то, что в про...
Интегративная компонента урока иностранного языка с элементами военной составляющей в 5–7-х классах
Статья посвящена вопросу реализации военного компонента на уроках английского языка в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ в рамках реализации ФГОС ООО. С учетом перехода на современные образовательные стандарты и специфики...
Похожие статьи
Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка
Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...
Новые методы, использованные для формирования прогностических компетенций будущих офицеров Росгвардии
В статье раскрывается актуальность использования новых методов, способствующих формированию прогностических компетенций у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. На основе изучения опыта работы высших военных образовательных...
Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования
Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...
Эффективность использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку
Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...
Анализ и оценка современного состояния сформированности патриотизма у курсантов военного вуза: итоги констатирующего эксперимента
Формирование и развитие патриотизма у современной молодежи, в том числе и у курсантов военных учебных заведений, является одной из важнейших задач современного образования. Решение данной проблемы требует от ученых и исследователей не только поиска н...
Пути совершенствования кадровой работы в органах государственной власти и местного самоуправления
В статье будут рассмотрены вопросы, связанные с функциями, задачами и ролью кадровой работы в органах государственной власти и власти местного самоуправления. В результате исследования делается вывод о том, что кадровая работа играет ключевую роль в ...
Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры
Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...
Способы повышения мотивации при изучении английского языка
Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассмотрены особенности патриотического воспитания детей дошкольного возрастав МДОУ д/с № 111 (г. Волжский, Волгоградская обл.), основные направления работы по данной теме, организованные в детском саду. Автор делает акцент на то, что в про...
Интегративная компонента урока иностранного языка с элементами военной составляющей в 5–7-х классах
Статья посвящена вопросу реализации военного компонента на уроках английского языка в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ в рамках реализации ФГОС ООО. С учетом перехода на современные образовательные стандарты и специфики...