Методическая разработка урока по географии. Раздел «Население земли». Тема «Расселение людей. Численность населения Земли». 7-й класс
Автор: Чечина Анна Николаевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 21.03.2024
Статья просмотрена: 73 раза
Библиографическое описание:
Чечина, А. Н. Методическая разработка урока по географии. Раздел «Население земли». Тема «Расселение людей. Численность населения Земли». 7-й класс / А. Н. Чечина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9091/ (дата обращения: 18.12.2024).
Ключевые слова: население, численность населения, естественный прирост населения,механический прирост населения.
Цели урока:
— сформировать знания о расселении людей на Земле;
— сформировать представления о возникновении земледелия и животноводства;
— познакомить со способами адаптации людей к различным условиям окружающей среды.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
формирование знаний и представлений: 1) о расселении людей на Земле; 2) о возникновении земледелия и животноводства; 3) о способах адаптации людей к различным природным условиям.
Метапредметные: формирование умений: 1) планировать пути достижения цели; 2) осуществлять поиск информации; 3) анализировать учебный текст.
Личностные: осмысление значимости расширения географического пространства по мере его освоения.
Основное содержание: расселение людей на Земле, присваивающее хозяйство, земледелие, животноводство, адаптация к окружающей среде. Деятельность обучающихся: анализировать различные источники информации с целью установления способов адаптации людей к условиям окружающей среды.
Ценностный компонент урока: целостность географического пространства для расселения людей и создания культуры на Земле; значимость адаптации людей к жизни в различных условиях.
Оборудование: фотографии, демонстрирующие различные места проживания людей и их приспособленность к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Этап урока |
Содержание |
Время |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Орг. момент |
Приветствие |
2 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Контроль домашнего задания |
Географический диктант. 1. Сочетание природных компонентов называют… 2. Воздушная оболочка Земли. 3. Закономерная смена природных зон в горах от подножия к вершине. 4. Оболочка, которая является средой обитания человека называется 5. Оболочка, населённая живыми организмами. 6. Водная оболочка Земли. 7. Наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой их обитания. 8. Рельеф, климат, вода, почва, растительный и животный мир, всё это … 9. Оболочка, с внутренним теплом которой связаны извержение вулканов, землетрясения, движения земной коры. 10.Закономерное изменение крупных природных комплексов при движении от экватора к полюсам. а. Атмосфера б. Гидросфера в. Литосфера г. Биосфера д. Высотная поясность е. Природный комплекс ж. Природные компоненты з. Экология и. Широтная зональность к. Географическая среда |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Мотивирование на учебную деятельность |
Объявление темы и задач урока. Открываем тетради и записываем тему урока. На земном шаре сегодня проживает более 7 млрд человек. Люди населяют почти все уголки планеты. Неосвоенных территорий почти не осталось. Однако все мы нередко задаём вопрос: когда и где на Земле возникли люди и как они расселились по планете? С научной точки зрения человек на Земле появился 30–40 тыс. лет назад в Восточной Африке или Южной Азии. Первые люди появились в местах с благоприятным климатом, достаточным количеством воды и пищи. В поисках пищи и других источников существования люди расселялись по новым территориям. Причём вначале они заселяли наиболее удобные для жизни земли — с мягким климатом, большими запасами пищи, отсутствием хищников. Понижение уровня Мирового океана помогло древним людям заселить все материки, кроме покрытой льдом Антарктиды. Рассмотрим рис.24, стр.30 Расселяясь по планете, люди приспосабливались к различным природным условиям и создавали новые орудия труда, развивали ремёсла, технику, культуру |
5 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Актуализация опорных знаний |
Изменение численности населения Земли. Просмотр видео. РЭШ «Сколько людей живет на земле?» https://resh.edu.ru/subject/lesson/1514/main/ Что такое естественный прирост населения? Найдите определение в учебнике, прочитайте и запишите в тетрадь. ► Естественный прирост населения — разность между числом родившихся и числом умерших людей за определенный период времени. Формула, по которой высчитывают естественный прирост населения. ЕП = Р — С ЕП — естественный прирост Р — рождаемость С — смертность — Может ли прирост населения быть отрицательным? Почему? — Когда умирает больше, чем рождается (войны, болезни, чума) Помимо естественного прироста населения существует механический прирост населения. ► Механический прирост населения — это увеличение числа жителей в стране за счет мигрантов. ►Миграция — это процесс переселения людей на новые земли. Причины миграций: 1. войны 2. изменение климата 3. освоение новых земель |
15 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Физкультминутка |
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело. |
1 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Применение изученного материала |
Решение задач. 1) Определите, сколько человек будет жить в стране через 1 год, если её население 10 млн., естественный прирост населения 15 человек на каждую тысячу жителей, а эмиграция составляет 50 тыс. человек в год. Население — 10 000 000 чел. Прирост — 15 чел. на 1000 чел. Эмиграция — 50 000 чел. Прирост всего составит 15*10 000=150 000 чел. Через год население составит 10 000 000 + 150 000–50 000 = 10 100 000 чел. 2). Вычисли численность населения на 31 декабря
146890,1–949,1= 145941 145941+362,6=146303,6 чел. (2000 год) |
12 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Домашнее задание |
§ 5 пересказ, выучить определения в тетради |
3 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Подведение итогов. Рефлексия |
Элемент шеринга «Поделись мнением»: — Что понравилось? — Что вызвало интерес? — Какие трудности возникли? |
2 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключевые слова
население, численность населения, естественный прирост населения, механический прирост населенияПохожие статьи
Подходы к определению эффективности реализации политики государства в сфере занятости населения
Статья посвящена исследованию теоретических основ сущности и регулирования занятости населения.
Теоретико-методологические подходы к исследованию занятости населения
Статья посвящена теоретическому осмыслению понятия занятости населения. Исходя из проведенного исследования различных дефиниций занятости, предложено авторское определение занятости населения на основе обобщенной характеристики этого феномена. Провед...
Статистическая оценка демографических факторов развития трудовых ресурсов Узбекистана
В статье автор рассматривает большое влияние демографических факторов на размер трудовых ресурсов в Республике Узбекистан. Автор подсчитал абсолютный прирост населения, а также баланс миграции на основе данных Государственного комитета статистики. Вы...
Миграция населения в России: понятие и классификация
В настоящей статье рассматриваются теоретические аспекты миграции населения, такие как понятие и классификация. Разработано определение миграции населения и выделены ее основные виды. Показано отличие миграционного процесса от иных видов территориаль...
Соответствие биологического и календарного возраста студентов Читинской государственной медицинской академии
В 1976 году В. Г. Властовским было предложено определение биологического возраста как достигнутого определенным индивидуумом уровня развития морфологических структур и связанных с ними функциональных явлений жизнедеятельности организма, соответствующ...
Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе
В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.
Демографические процессы в Джизакской области Узбекистана
В статье рассмотрены вопросы демографических процессов в отдельно взятом регионе Узбекистана. Динамика возрастной структуры, рождаемости и естественного прироста населения региона.
Миграция населения в России
В статье проведён анализ статистической информации, показывающий реальное влияние миграции на качественные и количественные характеристики населения в России.
Экономическое содержание затрат на производство
В данной статье рассмотрены основы экономического содержания затрат на производство. Проанализированы виды себестоимости. Рассмотрен состав и классификация затрат.
Похожие статьи
Подходы к определению эффективности реализации политики государства в сфере занятости населения
Статья посвящена исследованию теоретических основ сущности и регулирования занятости населения.
Теоретико-методологические подходы к исследованию занятости населения
Статья посвящена теоретическому осмыслению понятия занятости населения. Исходя из проведенного исследования различных дефиниций занятости, предложено авторское определение занятости населения на основе обобщенной характеристики этого феномена. Провед...
Статистическая оценка демографических факторов развития трудовых ресурсов Узбекистана
В статье автор рассматривает большое влияние демографических факторов на размер трудовых ресурсов в Республике Узбекистан. Автор подсчитал абсолютный прирост населения, а также баланс миграции на основе данных Государственного комитета статистики. Вы...
Миграция населения в России: понятие и классификация
В настоящей статье рассматриваются теоретические аспекты миграции населения, такие как понятие и классификация. Разработано определение миграции населения и выделены ее основные виды. Показано отличие миграционного процесса от иных видов территориаль...
Соответствие биологического и календарного возраста студентов Читинской государственной медицинской академии
В 1976 году В. Г. Властовским было предложено определение биологического возраста как достигнутого определенным индивидуумом уровня развития морфологических структур и связанных с ними функциональных явлений жизнедеятельности организма, соответствующ...
Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе
В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.
Демографические процессы в Джизакской области Узбекистана
В статье рассмотрены вопросы демографических процессов в отдельно взятом регионе Узбекистана. Динамика возрастной структуры, рождаемости и естественного прироста населения региона.
Миграция населения в России
В статье проведён анализ статистической информации, показывающий реальное влияние миграции на качественные и количественные характеристики населения в России.
Экономическое содержание затрат на производство
В данной статье рассмотрены основы экономического содержания затрат на производство. Проанализированы виды себестоимости. Рассмотрен состав и классификация затрат.