Особенности использования bellydance для развития положительного самоотношения у девушек | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование взрослых и самообразование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 24.03.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Липай, И. С. Особенности использования bellydance для развития положительного самоотношения у девушек / И. С. Липай. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9093/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время использование танца как психотерапевтического метода позволяет решать решить широкий круг задач. Среди них представляют наибольший интерес те, которые касаются системы отношений личности к другим и к самому себе. Т. А. Шкурко выделяет ряд целей танцевальной психотерапии:

  1. Самовыражение и самоактуализация личности.
  2. Стимуляция творческого потенциала личности и воображения, что способствует гармонизации всех аспектов личности.
  3. Становление более независимого и индивидуализированного самовосприятия
  4. Катарсическое высвобождение сдерживаемых и подавляемых чувств и отношений, снятие зажатости, тревоги, внутреннего конфликта.
  5. Принятие тела путём создания положительного образа своего «Я», более целостного ощущения себя.
  6. Осознание и развитие членами группы системы отношений посредством осознания экспрессивного репертуара, его гармонизации, астереотипизации, индивидуализации.
  7. Коррекция отношений в группе путём развития посредством танца новых коммуникативных способностей.
  8. Коррекция гендерных конфликтов, преодоление эйджизма и т. п. [1].

В многочисленный ряд методов телесной психотерапии можно поставить и одно из направлений танцев, восточный танец, или танец живота (bellydance).

Аналитическая проработка соответствующей литературы, интернет-ресурсов и видеоматериалов позволяет в среднем выделить около пятидесяти разновидностей восточного танца и примерно восемь крупных школ в Азии и Африке (турецкая, египетская, иорданская и др.).

Результаты исследования, проведенного Н. Н. Селивёрстовой, позволяют сделать вывод о пользе занятий для девушек разных возрастов, в т. ч. описывает влияние занятий на стресс, самочувствие, настроение, самоотношение девушек [2]. Так, занятия восточными танцами способствуют: снятию стресса, самовыражению, самоактуализации; установлению и поддержанию социальных связей с другими девушками; проявлению женственности (чувственности); появлению чувства собственной успешности, обретению физической привлекательности.

Умение контролировать вдох и выдох, управлять своим дыханием — неотъемлемая часть искусства данного танца. Дыхательная гимнастика принесет пользу как здоровым, так и ослабленным легким. Специалисты в области фитнеса называют танец живота своеобразной йогой для девушек, поскольку в нем присутствуют элементы пранаямы (особое дыхание).

Поскольку танец живота требует ровного ритмичного дыхания, это положительно для дыхательной системы и позволяет снизить уровень стресса, воздействует на центры удовольствия [3].

Е. С. Язвинская отмечает: «В самоотчетах на тему «Что изменилось в моей жизни в связи с прохождением танцевально-двигательной терапии» и «Мое тело» у участников тренинга прослеживаются определенные тенденции. Так, у всех участников повысилась уверенность в себе, своих возможностях. Значительно повысилась креативность, появилось «желание делать что-то новое», желание реализовать свой творческий потенциал в различных сферах деятельности. Также у многих (70 %) улучшилось отношение к собственному телу. Появилось большее приятие своих внешних данных, значительно повысился уровень осознанности собственного тела» [4, с. 13].

Исследователи подчеркивают, что восточный танец, даже в фитнес-клубе, комплексно и многогранно воздействует на личность девушек, влияет на формирование самоотношения, самооценки, стрессоустойчивости и общего самочувствия девушек (С. А. Архипова, Г. А. Нуждин, Е. Г. Тарасова и др.).

С. А. Архипова пишет: «Во-первых, большинство девушек воспринимают беллиданс не как рутинные занятия танцами, а как вид искусства и соответственно позиционируют более высокое социальное признание.

Во-вторых, девушки приходят на занятия фитнес-беллидансом с целью стать более привлекательной и повысить самооценку, формируя художественно -эстетические потребности и интересы.

В-третьих, восточные танцы помогают снять нервное напряжение и способствуют увеличению стрессоустойчивости.

В-четвертых, во время занятий восточными танцами, независимо от того, групповые они или индивидуальные, опытный инструктор проводит работу по личностному развитию вследствие того, что танец использует невербальные средства общения, которые обогащают межличностные отношения и улучшают взаимопонимание. Очень важно, что это не зависит ни от хореографической подготовки, ни от возраста женщин» [5, с. 137].

С. А. Архипова, Г. А. Нуждин, Е. Г. Тарасова наблюдали динамику развития личности девушек в ходе нескольких лет занятий восточными танцами. Исследователи отмечают, что некоторые занимающиеся испытывали вначале скованность, особенно проявлявшую на первых выступлениях или конкурсах. В первое время они делали простые, почти стереотипные движения. Редко использовали прыжки. Без вмешательства инструктора в основном предпочитали стоять на одном месте, чаще на среднем уровне, не используя пространство, даже вокруг себя. С течением времени (при условии регулярного посещения занятий и тренировок) можно было наблюдать улучшения.

Стоит отметить, что многие девушки изначально выбирают направление восточный танец для улучшения самоотношения и повышения самооценки.

Так, изучение С. А. Архиповой, Г. А. Нуждиным, Е. Г. Тарасовой мотивов девушек к занятиям фитнес-беллидансом показало, что каждые четыре из пяти занимаются для «снижения эмоционального напряжения», одна из восьми — для «повышения самооценки за счет достижения положительных результатов». Это можно объяснить по-разному, однако на повышенное влияние и восприимчивость девушек к социально-экономическим факторам в современном обществе однозначно указали результаты статистической оценки социальных мотивов: «стремление к общению» встречается почти у половины обследуемого контингента, «повышение социального статуса» — ровно у четверти [6].

Танцевальные фитнес-программы для женщин и девушек любого возраста способствуют улучшению их психоэмоционального состояния, в т. ч. самоотношения, в меньшей степени — увеличению мышечной массы тела [4].

Таким образом, особенностями использования bellydance для развития положительного самоотношения у девушек являются восприятие девушками занятий танцами как вида искусства, что соответственно позиционирует более высокое социальное признание. Девушки изначально приходят с целью стать более привлекательной, повысить самооценку, формируя художественно-эстетические потребности и интересы. Особый специфический комплекс движений и музыкальный ритм помогают снять нервное напряжение и способствуют увеличению стрессоустойчивости. Обогащаются межличностные взаимоотношения, формируется круг знакомств, чувство принадлежности. С помощью bellydance решаются такие задачи как снятие мышечных зажимов, коррекция психоэмоционального состояния, развитие пластичности, гибкости, достижение гармонии между восприятием и телесным выражением.

Литература:

  1. Шкурко, Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Т. А. Шкурко. — СПб.: Речь, 2003. — 192 с.
  2. Селивёрстова, Н. Н. Эстетическое и физиологическое значение танца живота для девушек / Селивёрстова Н. Н. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2007. — № 1. — С. 56–59
  3. Кондратенко, А. Д. Эмоциональные особенности женщин, занимающихся фитнесом и танцами / А. Д. Кондратенко // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2018. — № 3. — С. 5–11
  4. Язвинская, Е.С. «Влияние танцевально-двигательной терапии на самооценку личности» / Е. С. Язвинская // Вестник Харьковского университета. — 2009. — № 540. — С. 651–732.
  5. Архипова, А. С. Влияние фитнес-белиданса на оздоровление женщин / С. А. Архипова, Г. А. Нуждин, Е. Г. Тарасова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2020. — № 4. — С. 135–141
  6. Архипова, С. А. Технология использования танцевальных фитнес-программ в физическом воспитании женщин / С. А. Архипова, Г. А. Нуждин, Е. Г. Тарасова // Известия тульского государственного университета. Физическая культура, спорт. — 2021. — № 4 — С. 3–12.
Задать вопрос