Формирование навыка языкового анализа у младших школьников через системную работу с текстом
Автор: Мельникова Марина Валерьевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 31.03.2024
Статья просмотрена: 19 раз
Библиографическое описание:
Мельникова, М. В. Формирование навыка языкового анализа у младших школьников через системную работу с текстом / М. В. Мельникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9125/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор показывает способ формирования языкового анализа и синтеза у младших школьников через системный анализ текста
Ключевые слова : языковой анализ, текст
В настоящее время многие учащиеся общеобразовательной школы испытывают затруднения в овладении школьными навыками [1]. Одной из ключевых позиций современного образования является его направленность на формирование языковой личности учащегося [2]. Языковой анализ и синтез являются когнитивными операциями над языковыми единицами, которые в совокупности дают возможность познать язык. Старт обучения языку как явлению, то есть метаязыковой деятельности и происходит собственно с анализа. Это обучение предполагает постепенный переход от анализа и синтеза крупных языковых единиц к более мелким и состоит из нескольких этапов: анализ и синтез текста, предложения, слоговой анализ и синтез, и наконец — звуковой.
Сегодня мы рассмотрим этапы работы с текстом на различных уровнях, двигаясь по которым ребенок как бы поднимается вверх по лестнице, увеличивается уровень сложности. Вместе с тем постоянно повторяя пройденные, осваивая новые умения, которые потребуются для освоения правописания в конечном итоге.
На начальных этапах используются схемы, обозначающие количество предложений в тексте: Детям, предлагается устно прослушать текст, определить количество предложений, нарисовать схемы предложений, назвать первое (второе, третье) предложения. Предложения подбираются короткие с простой структурой. Таким образом, мы учим ребенка членить звучащую речь на предложения, слышать паузы в речевом потоке, ориентироваться на них в конце предложения.
Дальнейшая работа по развитию языкового анализа предполагает обучение выделению слов в предложении. Проводится дифференциация понятий «слово» — «предложение». Сначала анализируются предложения без союзов и предлогов. Ребенок рисует схемы предложений в своей тетради, как видно на рис. 1.
Рис. 1. Схемы предложений
После того, как представление о раздельном написании слов в предложении достаточно закреплено, вводятся предложения с предлогами. На схемах предложений предлоги выделяются особо как показано на рис. 2.
Рис. 2. Схема предложения с выделенными предлогами
В первых и вторых классах списывание остаётся основным видом письменной работы, позволяющим накопить материал для письма под диктовку. При списывании мы тренируем ребенка выделять предложение зрительно (реагировать на заглавную буквы и точку). При формировании слогового анализа опираемся на предварительно разделённые на слоги слова текста. Трудные и незнакомые детям слова разбираются: уточняется значение слова: подбираются похожие или однокоренные; проводится звукобуквенный анализ. Обязательно обращаемся к чтению смысловому (ты прочитал предложение и выделил мысль, осознал смысловую законченность, ответил на вопросы).
В текстах, с которыми работают дети мы может видеть упрощенные задания и их пошаговость рис.3, что позволяет автоматизировать, сделать письмо экономичным в энергетическом плане.
Рис. 3. Упрощенные задания
Итак, рассмотрим структуру работы с текстом. Первое — дети поочередно читают предложения (часто плохо читающие дети, сосредоточенные на технической стороне, не могут выделить предложение интонационно, им не хватает оперативной памяти и прогнозирования для понимания законченности мысли), обводим заглавную букву и точку (обязательно разными карандашами). Второе — считаем: количество предложений в тексте, сколько заглавных букв, сколько точек. Пишем количество на полях, для дальнейшей проверки (нельзя оставить работу без проверки). Ребенок должен найти в своей работе заглавные буквы и точки — это всегда обязательно. Третье — делаем схему текста в тетради. Четвертое — списывание либо всего текста, либо определённых предложений рис. 4.
Рис. 4. Полная работа с текстом
По мере автоматизации этого навыка вводим новые задания: раздели слова для переноса, поставь ударение (это тоже усложнение уровня необходимо обращаться к правилам переноса, собранным в схемы). И наконец можно ввести выделение главных членов предложения, что является повторением смысловой составляющей.
Таким образом проводя анализ текста, мы решаем задачи по формированию навыка языкового анализа. С помощью упреждающего и следового контроля автоматизируем навыки письма у младших школьников.
Литература:
- Т. В. Ахутина, О. А. Величенкова, О. Б. Иншакова Дисграфия: найропсихологический и психолого-педагогический анализ — материалы международной конференции. 14–16 марта 2002г.-СПб.: Изд-во С.- Петерб.ун-та, 2004.
2. Величенкова О. А. Русецкая М. Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников — М.: Национальный книжный центр, 2015.
Похожие статьи
Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников
В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.
Формирование функциональной грамотности посредством применения стратегий функционального и смыслового чтения на уроках английского языка в средней школе
В статье анализируется понятие «формирование функциональной грамотности» через применение стратегий функционального и смыслового чтения на уроках английского языка. Рассматриваются читательские стратегии для полного понимания и восприятия текста как ...
Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии
В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.
Методы работы с текстами на этапах изучения иностранного языка
В статье описаны методы и группы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку. Описываются приемы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку, расширение текста, сжатие текста, продолжение текста, использование новых методов ко...
Психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов
В статье автор исследует психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов.
Математическая обработка образовательных результатов учащегося с использованием языка программирования Python как метод выявления уровня мотивации школьника
В статье автор предлагает метод обработки образовательных результатов учащихся на примере программы Python для выявления уровня мотивации учащегося.
Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения
В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.
Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение
В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.
К вопросу о развитии умений чтения с критической оценкой у учащихся средней школы на основе произведений современных англоязычных авторов
В работе рассмотрены теоретико-методические основы технологии развития умений чтения с критической оценкой. Обоснована актуальность применения современной художественной прозы с целью развития умений критического чтения на уроке английского языка в с...
«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников
В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.
Похожие статьи
Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников
В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.
Формирование функциональной грамотности посредством применения стратегий функционального и смыслового чтения на уроках английского языка в средней школе
В статье анализируется понятие «формирование функциональной грамотности» через применение стратегий функционального и смыслового чтения на уроках английского языка. Рассматриваются читательские стратегии для полного понимания и восприятия текста как ...
Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии
В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.
Методы работы с текстами на этапах изучения иностранного языка
В статье описаны методы и группы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку. Описываются приемы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку, расширение текста, сжатие текста, продолжение текста, использование новых методов ко...
Психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов
В статье автор исследует психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов.
Математическая обработка образовательных результатов учащегося с использованием языка программирования Python как метод выявления уровня мотивации школьника
В статье автор предлагает метод обработки образовательных результатов учащихся на примере программы Python для выявления уровня мотивации учащегося.
Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения
В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.
Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение
В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.
К вопросу о развитии умений чтения с критической оценкой у учащихся средней школы на основе произведений современных англоязычных авторов
В работе рассмотрены теоретико-методические основы технологии развития умений чтения с критической оценкой. Обоснована актуальность применения современной художественной прозы с целью развития умений критического чтения на уроке английского языка в с...
«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников
В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.