Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве группы компенсирующей направленности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 31.03.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Данилова, Е. О. Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве группы компенсирующей направленности / Е. О. Данилова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9127/ (дата обращения: 19.12.2024).



Дошкольное детство является важным и достаточно благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, насколько прочно заложены элементарные математические представления в сознании детей, в значительной мере зависит весь дальнейший путь их математического развития.

На третьем году жизни у ребенка быстро развивается речь, накапливается личный опыт, развивается эмоциональная сфера и конкретное образное мышление. Малыш интенсивно знакомится с сенсорными эталонами- устойчивыми осознанными представлениями о форме, размер и цвет предметов, поэтому основная задача педагогов — помочь ему в этом. Мое исследование показало, что даже на конец учебного года дети пятого-шестого года жизни с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) еще недостаточно знают названия основных цветов и оттенков.

Немецкий исследователь К. Коффка отмечает, что эффективнее всего ребенок усваивает названия цветов в противопоставлении таких контрастов: закрашенное-не закрашено, красный-желтый, зеленый — синий. Причем чем чаще взрослый называет ребенку цвета, тем лучше он запоминает их и различает.

Немецкий педагог В. Фребель предлагает сначала изолированно называть цвет, затем рассматривать светлые и темные оттенки этого цвета и лишь со временем выделять определенный цвет из ряда других.

Краски служат едва ли не лучшим средством ознакомления ребенка с цветом предметов. Взрослым желательно самостоятельно называть цвета окружающих предметов и побуждать к этому ребенка. Сначала целесообразно познакомить малыша с основными цветами и лишь после полного их усвоения переходить к изучению оттенков, используя прямое образовательное влияние, указания, образцы вербального, наглядного и действующего характера.

На начальных этапах во время игр-занятий лучше всего использовать полоски цветной бумаги, картона или пластмассы разных цветов, которыми бы ребенок мог манипулировать, плотно накладывая их или прикладывая для распознавания и сравнения цветов. Таковы внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

На следующих этапах можно использовать яблоки разных цветов — зеленое, желтое и красное. Спросить у ребенка, что между ними общего (все это — яблоки), и чем они отличаются (все они разного цвета). Совместно назвать цвета. Взрослый может помогать ребенку: например, называть цвет самостоятельно и просить повторить название, подсказывать первый звук первый слог в названии цвета, задавать наводящие вопросы.

Зимой, закрашивая воду в разные цвета и разливая ее по формочкам, а затем замораживая, можно делать на улице разноцветные ледяные дорожки, узоры или настоящие сюжетные картины, что будет стимулировать ребенка к изучению цветов.

Когда ребенок запомнил основные цвета и научился различать их, можно приступать к изучению оттенков. И, конечно, во время игр-занятий не следует забывать про игры и упражнения, цветные слайды, развивающие мультфильмы и компьютерные программы по ознакомлению детей с цветами, стихотворные миниатюры и сказочные рассказы, различные виды познавательно-предметной деятельности (труд, рисование, лепка, аппликация, игры с мозаикой, нанизывание бусинок, сортировка по цветам мелких предметов), гармоничное сочетание двигательных, музыкальных и речевых средств.

Игровая мотивация побуждает ребенка к творчеству, проявлению фантазии, создает атмосферу заинтересованности, экспериментирования, эмоционального переживания, интеллектуального и речевого познания, формирует самоконтроль, активизирующий самостоятельность, придает уверенности в собственных силах.

Совместное обсуждение эмоционально-цветовой палитры стихотворения или рассказа способствует адаптации ребенка в цветной окружающей среде, стимулирует гармонизацию чувств, активизирует психо-речевую деятельность как ведущее средство художественного освоения детьми мира цветов.

Совместное оформление интерьера комнаты, украшение рисунками ребенка помещения, обучение дошкольника чутью цвета и ритма в образовании разноцветных орнаментов или узоров, умение видеть прекрасное в произведениях искусства, природе и повседневной жизни способствует качественному формированию у детей восприятия цвета.

Российский искусствовед А. В. Бакушинский отмечает, что у дошкольников часто фиксируется стереотип доминирующего цвета предмета (например, клубника — красная, трава — зеленая, море — синее), и если не преодолеть его, такой штамп может замедлять не только художественный, но и общее психофизическое развитие ребенка. Чтобы такого не случилось, взрослый может предлагать ребенку экспериментировать. Например, взять белую чашку и спросить, какого она цвета. (Белая) После того, как ребенок ответил, рядом с чашкой положить лимон и снова спросить: „А теперь чашка какого цвета?" (Желтая) можно взять синюю бумажную или тканевую салфетку и поставить на нее чашку, спросив: «какого цвета чашка теперь?"(Синяя).

Эффективными помощниками в преодолении стереотипов доминирующего цвета предметов являются наблюдения. Например, зимой стоит вместе понаблюдать, как в течение дня меняется цвет снега. Именно благодаря таким наблюдениям в природе и экспериментальной деятельности ребенок будет стремиться познавать что-то новое, станет гибким в своих мыслях и действиях.

Критериями оценки сформированности восприятия того или иного цвета являются умения ребенка:

— отождествлять одинаковые предметы и признаки (понятие «такой — не такой», «одинаковые — разные») (эти карандаши одинакового или разного цвета?);

— идентифицировать цвет с образцом (Найди такой же цвет);

— располагать цвета в соответствии с образцом-эталоном (Выложи рядом с этой такую же башенку);

— находить цвета и оттенки по заданию взрослого (Покажи, где...);

— называть цвета и оттенки (названия, какого цвета...);

— обобщать и группировать предметы определенного цвета (Сложи в коробку все предметы... цвета);

— находить лишний предмет по цвету (Покажи, что лишнее? Почему?);

— передавать цвет предмета в продуктивной деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).

Сенсорно-познавательному развитию способствует также использование друдлов (от doodle — абстрактные каракули и riddle — загадка) — таких незавершенных, преимущественно черно-белых изображений, которые нужно дорисовать, опираясь на собственные возникающие ассоциативные связи.

Детям с речевыми нарушениями трудно сразу выполнять задания на завершение друдлов, поэтому с дошкольниками нужно проводить значительную подготовительную работу в этом направлении. В частности, предлагать детям рассматривать такие предметные изображения, в которых графически (с помощью толстой линии или яркого цвета) выделена та или иная составляющая (например, Панцирь черепахи в виде полукруга или ромбовидное основание воздушного змея). Сначала целесообразно обращать внимание детей и приучать их ориентироваться на основные геометрические формы, впоследствии добавляя любые кривые линии или их сочетание. Например, воспитатель показывает детям квадрат и спрашивает: «О чем (ком) вы подумали?” (Тумбочка, телевизор, картина, окошко и т. п) Воспитатель предлагает детям рассмотреть обычные вертикальные линии и рассказывает, что они как бы поднимают нас вверх и вспоминаются высокие тополя, подъемные краны на стройке, обращается к детям: „а что напоминает такая линия вам?”. (Свечу, трубу, ручку, букву, столб, дерево, палочку для коктейля)

Педагог отмечает, что горизонтальные линии действуют успокаивающе, будто широкое поле или дорога, а еще есть линии толстые и тонкие, прямые и волнистые; предлагает детям рассмотреть их. Дети определяют, что волнистая линия похожа на змею, пружинку, тропинку, ручеек и тому подобное. Возможные образцы простых друдлов с возможными вариантами их преобразований представлены в таблице.

Задачи такого типа способствуют развитию аналитического мышления, связной речи, закрепляющей знания ребенка о составляющих того или иного предмета и его форме.

Образцы друдлов и возможные варианты их превращений

Друдл

Варианты преобразований

дом, грузовик, тележка, тачка, хлопушка, окно, картина

солнце, шарик, подсолнух, вишня, колобок, яблоко, помидор, мяч, руль, штурвал

зонт, парашют, абажур, гриб, юбка, шапочка, мышиная норка

пирамидка, воздушный змей, ракета, елка, мухомор, колпачок клоуна, мороженое

собака, кошка, лисичка, утка, птичка, курица, петух

На дальнейших этапах работы уже не нужны предметные изображения, ведь дошкольники постепенно учатся представлять, додумывать, фантазировать, причем делать это в разных вариантах (возвращают карточку с друдлом, рассматривают под разными углами). Дети убеждаются, что в этом виде работы нет правильных и неправильных ответов, зато имеются большой интерес и азарт: „Кто придумает больше вариантов?”. Дошкольники могут дорисовывать изображения, а могут и просто назвать ассоциируемый с друдлом предмет, указав, какая именно часть друдла напомнила ту или иную вещь.

Если дети сделали рисунки, можно выставить их на доску, а потом, опираясь на них, придумать и рассказать какую-нибудь историю. Целесообразно предлагать детям цветное изображение друдлов. Да, например, голубая кривая может ассоциироваться у дошкольников с рекой, лентой, ручейком, зеленая — со змейкой, водорослями и тому подобное.

Итак, использование друдлов способствует развитию различных видов мышления (ассоциативного, дивергентного, наглядно-образного), внимания и памяти, связной речи, фантазии детей, учит находить и реализовать нестандартные решения разнообразных задач.

Похожие статьи

Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности

Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как фактор познавательной деятельности

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет с трудностями формирования познавательных процессов через расширение представлений об окружающем мире

Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной деятельности

Познавательное развитие старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве детей со зрительной депривацией в условиях специализированного сада

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка

Развитие познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями через сенсомоторную деятельность

Развитие речи детей младшего возраста средствами сенсомоторной деятельности

Похожие статьи

Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности

Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как фактор познавательной деятельности

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет с трудностями формирования познавательных процессов через расширение представлений об окружающем мире

Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной деятельности

Познавательное развитие старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве детей со зрительной депривацией в условиях специализированного сада

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка

Развитие познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями через сенсомоторную деятельность

Развитие речи детей младшего возраста средствами сенсомоторной деятельности

Задать вопрос