Реализация военно-патриотического воспитания подростков через творческую деятельность во внеурочное время
Автор: Соловьева Ирина Викторовна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 02.04.2024
Статья просмотрена: 15 раз
Библиографическое описание:
Соловьева, И. В. Реализация военно-патриотического воспитания подростков через творческую деятельность во внеурочное время / И. В. Соловьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9134/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье автор рассматривает эффективность реализации военно-патриотического направления в общеобразовательной среде.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, творческая деятельность.
Одной из самых актуальных проблем в системе образования и воспитания в наше время является нравственно-патриотическое воспитание, которое заключается в формировании личности нового типа — творчески активной, свободно мыслящей, духовно развитой и преданной своему Отечеству.
В системе суворовских училищ основное направление в работе педагогов является подготовка подрастающего поколения к служению в вооруженных силах России, а в связи с этим определяются направления военно-патриотического воспитания в общеобразовательной среде:
– идейно-политическое;
– морально-психологическое;
– физическое воспитание;
– военно-техническая подготовка.
Системный подход в военно-патриотическом воспитании формирует в мальчиках чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой своего Отечества, направляет подростков на определение их в будущей профессии — военного. В связи с этим, задача педагогического коллектива учебного курса, занимающейся организацией внеурочной деятельности подростков в отдельных подразделениях, заключается в формировании не только всесторонне развитой, духовно богатой и креативной личности, но и личности с четкими патриотическими убеждениями.
В настоящее время организация досуга для подростка в основном имеет пассивные формы: телевидение, Интернет, компьютерные игры. Вовлечь, увлечь подростка активной творческой деятельностью становится затруднительно, поэтому большую роль, как и в любом деле, занимают нестандартные подходы к решению проблем:
– преобладание эмоционального аспекта над информативным;
– практическая реализация проделанной работы.
Реализация военно-патриотического воспитания в системе образовательного учреждения успешно происходит через сферу творчества, которая может иметь многовариативные формы и методы подготовки, проведения, участия в мероприятии. И немаловажный момент в организации данного направления является рефлексия на происходящее и дальнейшее формирование патриотической идентичности у подростка.
В системе Ульяновского гвардейского суворовского военного училища (далее УГСВУ) с учетом интернатного проживания обучающихся из разных областей России невозможно рассматривать патриотическое воспитание в отрыве от вопросов интернационализма. Сегодня сущность военно-патриотического воспитания состоит в выработке гибкой системы, на основании которой следует вести систематическую, целенаправленную, разнообразную, разноплановую, творческую работу.
Реализовать творческую, познавательную активность суворовцев наиболее эффективно посредством деятельностного подхода, который позволяет соединять в воспитательной работе процесс обретения подростком нравственных, патриотических ценностей с эмоциональным удовлетворением результатами своего труда.
Данный подход в УГСВУ реализуется педагогами и воспитателями в художественной, музыкальной деятельности, театрализованных постановках, видео-творчестве, проектно-исследовательской деятельности, имеющих военно-патриотическую составляющую, что позволяет формировать у суворовцев положительное эмоциональное отношение к будущей профессии офицера, к военному делу, к готовности служению Отечеству и его защите. Реализация основной задачи, стоящей перед училищем — подготовить всесторонне образованных, развитых и патриотически-настроенных граждан, в отдельной роте осуществляется через создание атмосферы творчества, побуждающей подростков к самостоятельной работе, саморазвитию, самоусовершенствованию, самореализации. Так художественная мастерская под руководством педагога-организатора путем выбора военно- патриотической тематики, погружения в эпоху героических побед русских воинов, изучения исторических событий, посвященных славному прошлому и настоящему России для осуществления живописных и графических работ, способствует не только развитию эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, развитию художественных способностей у суворовцев, но и формированию чувства причастности и принадлежности к когорте защитников Родины, передачи лучших традиций российского воинства. Также эффективным в развитии и формировании у обучающихся информационной, технической культуры, которая становится в наше время неотъемлемой частью профессиональных требований, предъявляемых в любой сфере деятельности, является создание суворовцами презентаций, видео, фильмов, в том числе патриотической направленности.
Одной из особенностей суворовского училища является то, что формирование личности происходит вне семейных отношений, а также имеет место тот факт, что большинство суворовцев являются детьми из династий военнослужащих. Поэтому организованная исследовательская деятельность с обучающимися, основанная на изучении архивных семейных документов, позволяет объединить усилия семьи и образовательного учреждения по вопросам сохранения и не прерывания семейных ценностей, формированию воинских традиций в сознании подростков и развитию положительного, осознанного отношения, гордости за выбранный путь в служении Отечеству.
В результате совместной работы обучающихся и воспитателей, педагога-организатора на сегодняшний день суворовцы учебного курса являются:
– дипломантами Международного смотра-конкурса детского художественного творчества «Этот день Победы…», посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–45г. г.;
– победителями (2, 3 места) в Международном Творческом конкурсе «Суворовцы и нахимовцы навсегда»;
– победителями (1, 3 места) суворовского конкурса рисунка в Санкт-Петербурге «Взятие турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова»;
– неоднократными победителями Всероссийского фестиваля творчества кадет «Юные таланты Отчизны» в номинациях «Художественная», «История кадетства» (2015, 2016, 2017, 2018,2019,2020, 2023годов);
– победителями конкурса исследовательских работ «Я — легенда», где были представлены презентации суворовцев о своих прадедах, участниках Великой Отечественной войны;
– победителями (1 места) всероссийских конкурсов «Моя Россия. Великое в малом», «Моя семья» и т. д. в номинациях компьютерное творчество;
– победителями (3 место) V открытой научно-практической конференции «Ивашевские чтения» в номинации «Военное духовенство в дореволюционный период»;
– победителями (3 место) IV Всероссийской (с международным участием) научной конференции учащихся им. Н. И. Лобачевского;
– призерами (2 место) в конкурсе «Моя Несокрушимая и легендарная: по страницам военной истории России», посвященного 100-летию создания Красной Армии;
– обладателями Гран-при II, Дипломами I и II Всеармейского конкурса-выставки изобразительного искусства «Армейский калейдоскоп» (2017, 2019, 2023 гг.).
– призерами (2 место) Всеармейского конкурса «Родная Армия» (2023г.)
Также совместная деятельность воспитателей и суворовцев УГСВУ 4 –й роты позволила реализовать творческие проекты, представленные на различных уровнях: игровые фильмы «Математические заповеди», «Мы встречаем…», документальный фильм «От суворовской жизни до судьбы в кинематографе», музыкальный клип «Поздравляем!», посвященный 25-летию училища.
Наиболее ценными качествами человека в настоящий время являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность, поэтому необходим не «обученный человек», а «человек обучаемый» и в еще большей степени «самообучающийся» [1], поэтому формирование патриотического сознания подрастающего поколения невозможно без создания особой творческой среды.
Литература:
1. Симаков В. Д. «Педагогический потенциал детского видео-творчества в общеобразовательной школе» //http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskii-potentsial-detskogo-videotvorchestva-v-obshcheobrazovatelnoi-shkole
Похожие статьи
Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся
В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
В статье авторы предлагают пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность.
Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания молодого поколения на уроках истории и во внеурочное время
В статье автор исследует методику реализации патриотического воспитания через исследовательскую деятельность.
Кружковая внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию
В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы военно-патриотич...
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства
Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.
Проектная деятельность в патриотическом воспитании старших дошкольников
В статье авторы раскрывают роль проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников на примере своего опыта работы.
Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности
В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.
Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.
Социально-педагогическое сопровождение как условие формирования культуры досуга школьников в образовательном пространстве
В статье автор пытается определить значение социально-педагогического сопровождения для формирования культуры досуга школьников в условиях образовательного пространства.
Похожие статьи
Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся
В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
В статье авторы предлагают пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность.
Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания молодого поколения на уроках истории и во внеурочное время
В статье автор исследует методику реализации патриотического воспитания через исследовательскую деятельность.
Кружковая внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию
В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы военно-патриотич...
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства
Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.
Проектная деятельность в патриотическом воспитании старших дошкольников
В статье авторы раскрывают роль проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников на примере своего опыта работы.
Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности
В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.
Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.
Социально-педагогическое сопровождение как условие формирования культуры досуга школьников в образовательном пространстве
В статье автор пытается определить значение социально-педагогического сопровождения для формирования культуры досуга школьников в условиях образовательного пространства.