Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»
Автор: Железнова Светлана Сергеевна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 10.04.2024
Статья просмотрена: 38 раз
Библиографическое описание:
Железнова, С. С. Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир» / С. С. Железнова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9136/ (дата обращения: 19.12.2024).
Предмет «Человек и мир» обеспечивает социально-личностное развитие учащихся на основе ознакомления их с окружающим миром. Основная цель предмета — формирование жизненно значимых знаний, умений, навыков, способов практической деятельности в системе «человек — общество — природа», обеспечивающих развитие личности и успешное функционирование учащихся с интеллектуальной недостаточностью в основных сферах жизнедеятельности [1, с. 124].
Предмет «Человек и мир» ориентирован на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни, повышение уровня их общего развития, активизацию речемыслительной деятельности. Вопросы социального и природоведческого характера на уроках тесно переплетаются, взаимно обогащая друг друга.
Содержание программы представлено тремя образовательными компонентами «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество». Содержание образовательного компонента «Человек и общество» обеспечивает ориентировку учащихся в социуме, самопознание, усвоение правильных представлений о предметном мире и отношениях между людьми. Краеведческий материал, включенный в данный раздел программы, способствует воспитанию интереса учащихся к своей стране, уважения к людям, их деятельности, культуре, сохранению и приумножению национальных богатств и традиций [2, с. 51].
Направления работы учителя-дефектолога по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроке «Человек и мир» содержат:
— организацию недели краеведческих знаний;
— организацию экскурсий в школьный музей, школьную библиотеку;
— наполнение содержания уроков дополнительным материалом по краеведению [3, с. 167].
1) Организация тематических недель краеведческих знаний. Главная цель таких недель заключается в том, чтобы расширить знания учеников в области краеведения. Основные задачи:
— сформировать интерес к познанию;
— поддержать и распространить историческое и культурное наследие своей родины;
— воспитать патриотизм, используя примеры заслуг выдающихся лиц малой родины;
— приобщить учеников к культуре, литературе, истории, биологии, географии родного края;
— предоставить к изучению полную, достоверную краеведческую информацию.
Неделя краеведческих знаний поможет собрать все усилия на то, чтобы сформировать и укрепить краеведческие знания, сформировать многосторонне развитую личность, реализовать комплексный подход к изучению природы родного края. Вот несколько мероприятий в рамках этой недели:
— фотовыставка «Мой край»;
— краеведческие уроки «Наши знаменитые земляки»;
— игра «Краеведческий калейдоскоп».
Также широкое распространение получили конкурсы и викторины по краеведению. Они проводятся с целью выявления и развития интересов и способностей обучающихся, стимулирования их познавательной активности.
Викторины по краеведению ближе стоят к игровой форме, могут проводиться без предварительной подготовки обучающихся или с сообщением темы, литературных источников, вопросов [4, с. 214].
Для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью будут интересны следующие мероприятия:
— краеведческие викторины: «Гомельский край, нет тебя дороже!», «Наш край многоликий, делами великий»;
— уроки краеведения и краеведческие познавательные часы: «Страницы прошлого и настоящего», «Родного края имена», «Памятники нашего района», «Прогулки по улицам Гомеля», «Наши достопримечательности»;
— творческие конкурсы: «Есть жемчужина в сердце Беларуси, Гомельского края», «Посмотри, как хорош город тот, где ты живёшь!», «В моих рисунках Родина моя»;
— игры-путешествия: «Листая книжные страницы, мы путешествуем по краю», «Загадки природы родного края»;
— игры-путешествия: «В путешествие по родной земле», «По улицам, длинною в жизнь», «Города и поселки Гомельского края»;
— литературные чтения: «Они прославили землю нашу своим талантливым пером», «Земля, что дарит вдохновенье», «Мой край родной, поэтами воспетый»;
— творческие конкурсы: «Родного города черты», «О чем расскажут нам предметы старины», «Вот моя деревня», «Любуюсь и горжусь тобой, любимый город!», «Их именами названы…», «Разноцветная палитра живой природы» (о растениях, насекомых, животных края) [5, с. 19].
2) Организация экскурсий в школьный музей .
Экскурсия — путь к познанию окружающей действительности. Она дает богатейший материал, характеризующий природу и трудовую деятельность населения ближайшего окружения школы. Изучение родного края, его природных богатств, трудовой деятельности людей раскрывает большие возможности для образования и воспитания. Экскурсии могут быть достаточно разнообразны по тематике: быт людей средневековья, обряды, праздники и т. д.
К проведению любого рода экскурсии, необходимо готовиться поэтапно. Сначала нужно выбрать тематику мероприятия. Затем необходимо определиться с целями и задачами.
В качестве дополнительных целей экскурсии выступают:
— воспитать патриотизм;
— экологическое воспитание;
— показ исторической роли населенного пункта;
— знакомство с особенностями природы края;
— расширение кругозора.
После окончания экскурсии ученикам можно предложить написать сочинение и поделиться эмоциями от увиденного и услышанного материала.
Формой выявлений результатов экскурсии также может быть выпуск стенгазеты, зарисовки, сочинения, фотографий, кратких описаний экспонатов, экскурсионных объектов [6, с. 30].
Историю родного края можно узнать не только благодаря экскурсиям, но и непосредственно, встречаясь со знаменитыми людьми нашего города, с ветеранами войны, приглашая их на уроки и внеклассные мероприятия. Они могут рассказать ребятам много нового, интересного и познавательного.
Для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью можно провести интерактивные экскурсии с участием сказочных героев или подготовить экскурсию-спектакль кукольного театра.
У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью вызовет интерес работа по созданию краеведческих лэпбуков. Лэпбук, в переводе с английского языка «книга на коленях». Это самодельная папка или книжка-раскладушка, где собраны материалы по определенной теме. На страницах лэпбука расположены различные конвертики, кармашки, гармошки, разворачивающиеся картинки, выдвижные и вращающиеся элементы, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, фотографий, небольших текстов, карт, коллажей, пазлов.
Темы для краеведческих лэпбуков могут быть различными: «Мой город», «Красная книга Гомельского края», «Животный мир Гомельского края». Можно провести самостоятельный конкурс на лучший краеведческий лэпбук или заявить в качестве отдельной номинации в любом краеведческом конкурсе.
3) Наполнение содержания уроков дополнительным краеведческим материалом . Материал по краеведению может быть донесен как педагогом, так и учеником. Главная цель — сформировать определенную систему знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии страны.
К результативным средствам формирования краеведческих знаний следует также отнести сказки, мифы, народные приметы, пословицы, наглядный и дидактический материал, оборудование для учебных исследовательских работ, краеведческую и учебную литературу, произведения изобразительного искусства.
Так, географические карты формируют у детей пространственные представления о размерах различных участков земной поверхности и размещении на ней природных объектов. Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью получают первоначальные знания о карте Беларуси (границы, главные реки, равнины) [7, с. 58].
Цель использования краеведческого материала на уроках в начальной школе — формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что учебный предмет «Человек и мир» выполняет интегрирующую функцию и помогает формировать у детей целостную научную картину природного, социального и культурного мира, раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, помогает в осознании своего места в обществе. Работа по формированию краеведческих знаний у младших школьников на уроке «Человек и мир» может включать экскурсии, выставки, игры, интеллектуальные турниры, задания творческого характера: составление портфолио, показ презентации на тему родного края и семьи.
Литература:
- Варенова, Т. В. Основы специальной педагогики: учеб.-метод. пособие / Т. В. Варенова. — Минск: БГПУ, 2018. — 352 с.
- Лярский, П. А. Пособие по краеведению / П. А. Лярский. — Минск: Высшая школа, 2006. — 76 с.
- Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / А. Н. Коноплева [и др.]; под общ. ред. Т. Л. Лещинской. — Минск: НИО, 2005. — 260 с.
- Шамов, В. П. Краеведение Беларуси: пособие / В. П. Шамов. — Минск: РИПО, 2014. — 302 с.
- Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич. — Минск: БГПУ, 2006. — 98 с.
- Ильинич, Н. В. Психология детей с интеллектуальной недостаточностью (умственно-отсталых) / Н. В. Ильинич // Специальная психология: метод. пособие. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2006. — С. 28–32.
- Шурпан, О. В. Организация педагогического общения, контроля и оценки деятельности учащихся в условиях сенсорной и интеллектуальной депривации / О. В. Шурпан // Основы коррекционной педагогики: учеб.-метод. пособие. — Брест: УО «Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина», 2010. — С. 69–78.