Проектная деятельность в профессиональном образовании
Авторы: Козлова Светлана Леонидовна, Морозов Павел Михайлович, Лосева Светлана Станиславовна, Колесникова Евгения Владимировна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 26.04.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Козлова, С. Л. Проектная деятельность в профессиональном образовании / С. Л. Козлова, П. М. Морозов, С. С. Лосева, Е. В. Колесникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9178/ (дата обращения: 19.12.2024).
Современные образовательные подходы представляют собой стратегию, в соответствии с которой происходит масштабное развитие всех элементов образовательной системы. Реализация, которых происходит посредством регулярного проведения практических занятий. Основная цель, которых, заключается в формировании у обучающихся базовых компетенций, для развития способностей к обучению и осуществлению рабочей деятельности.
Ключевые слова: образование, проектная деятельность, компетентность, профессиональная компетентность, среднее профессиональное образование.
Процесс образования, в соответствии с которым формируется специфика среднего профессионального образования, дает определение базовым ориентирам организации образовательной деятельности. Он включает в себя несколько направлений:
– профессиональная направленность;
– принятие во внимание личностной мотивации;
– планирование образовательной работы;
– внесение корректировок по мере необходимости;
– следование рекомендациям преподавателя;
– интеграция опыта.
Логичным предположением является то, что на создание компетентности на профессиональном уровне требуется воздействие на мышление, начиная с первого курса. Для этого используются специальные методы обучения, которые содействуют определению и последующему развитию субъективного опыта.
Оптимальным дидактическим инструментом, имеющим прямую и непосредственную взаимосвязь с индивидуализацией обучения, является проектная деятельность. С ее помощью не составит труда смоделировать реальную картину посредством освоения профессиональных знаний, умений, навыков опыта. Причем это относится к различным направлениям деятельности:
– учебная;
– профессиональная;
– учебно-профессиональная.
Все это подразумевает полное погружение в рабочий процесс и заинтересованность в получении оптимальных результатов. Для этого используется принцип самостоятельного программирования и реализации.
В качестве неотъемлемого направления образовательной концепции выступает проектная деятельность. Суть ее заключается в формировании у обучающихся конкретных профессиональных навыков, знаний, опыта. Роль данной деятельности значительна. Ведь она выступает в качестве лидирующей стратегии, нацеленной на подготовку специалистов нового поколения, и стала базовым средством реализации программы обучения, в ходе которой обучающиеся получают не только знания, умения, навыки, опыт, но также и определенные личностные качества, которые потребуются в ходе осуществления профессиональной деятельности и карьерного роста.
Проектные технологии были внедрены в середине 20-го столетия. Многие специалисты утверждают, что это явление имеет тесную и непосредственную взаимосвязь с преобразованием американской и европейской школы. Теории, посвященные современным педагогическим подходам, детально изучены в трудах многих ученых. К ним относится Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, М. В. Кларина и многие другие.
На сегодняшний день под проектными технологиями следует понимать целую систему мер, принятых преподавателями в целях обеспечения решения профессионально-педагогических задач, чтобы реализовать учебный проект. Все многообразие этих исследовательских работ было проведено в сфере образования в школах, а также в колледжах, техникумах, лицеях.
Ключевая идея проектного подхода заключается в выявлении принципов, а также в реализации базовых методологических установок, присутствующих в процессе формирования профессиональной компетентности обучающихся по программам среднего профессионального образования. Такие выпускники традиционно используют средства проектной деятельности в ходе оптимизации образовательной среды.
Проектная деятельность — это не только инструмент реализации частично-поисковой методики обучения, но и средство обеспечения поведения выпускника в социуме. С его помощью можно добиться повышения качества обучения.
Проектная деятельность выступает в качестве весьма успешной модели реальной ситуации, которая может сложиться на производстве. В связи с этим ее использование крайне актуально в сфере образования. С ее помощью можно обеспечить нужное качество образования, а также предоставить обучающимся подготовку к адаптации в профессиональной деятельности за счет анализа сложных ситуаций, которые предлагаются в учебном проектировании в рамках учебной деятельности. Наряду с этим будущие выпускники обучаются самостоятельности и смогут принимать решения без посторонней помощи. Также они станут мобильными и обретут возможность поиска нужных сведений по теме проекта, получения знаний и их успешного применения на практике.
В качестве мотивационной базы для создания должной профессиональной компетенции выступает стремление к самореализации в этой области, а также к совершенствованию собственных знаний и навыков. Важную роль играет соблюдение базовых этических норм и принципов, через принятие которых субъект осознает ценностную и смысловую основу компетентности, а также сможет взять на себя ответственность за вероятные последствия.
Основным результатом, способом оценки и степени развития профессиональной компетентности является профессиональное качество, которое играет значимую роль в развитии личности. Опыт, в соответствии с которым внедряется организационно-педагогическое обеспечение в процесс образования, предлагаемый в учреждении, связанный с подготовкой обучающихся, на протяжении всего периода обучения. В частности, речь идёт, о том, что именно такие педагогические инструменты необходимы в соответствии с индивидуальными особенностями личности и оказывают влияние на степень ее компетентности. Они же характеризуют опыт и уровень знаний, а также способствуют формированию тех или иных профессиональных компетенций.
В качестве их когнитивной основы принято понимать комплекс волевых механизмов самостоятельной регуляции. Все они реализуются в процессе выбора основных мотивов, а также целевых действий в рамках профессиональной деятельности, в ходе принятия решений и формирования алгоритма собственной работы в процессе достижения целей. Важную роль играет их использование в процессе анализа результатов и их корректирования в случае необходимости.
Набор требований, предъявляемых к профессиональным качествам выпускника среднего профессионального образования, в полной мере представлен в образовательных нормативах. В качестве регламента по данному вопросу выступает Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности или профессии.
Ключевая функция проектной деятельности в процессе получения среднего профессионального образования состоит непосредственно в обеспечении обучающимся множества возможностей. Особое внимание заключается в предоставлении права на самостоятельное получение знаний в процессе реализации базовых задач на практике из тех или иных дисциплин в рамках профессионального модуля.
Преподаватель, обеспечивающий реализацию проектной деятельности по той или иной специальности в профессиональном модуле, выступает в качестве организатора, эксперта и консультанта, координирующего процесс и вносящего в него корректировки по мере необходимости. Применение специальной формы проектной деятельности в качестве инструмента, посредством которого происходит реализация частично-поискового метода, обеспечивает развитие и формирование познавательных функций, а также создание умений, связанных с самостоятельным конструированием собственных знаний. Важную роль играет предоставление обучающимся способности ориентирования в информационном пространстве и критического мышления. Наряду с этим выпускник учится использовать теоретические знания на практике, т. е. в ходе осуществления реальной производственной деятельности, в процессе достижения базовых целей и решения тактических/стратегических задач.
Проектная деятельность представляет собой эффективный инструмент, в процессе которого обеспечивается реализация частично-поискового способа обучения, с ее помощью можно добиться результативного образовательного процесса для обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Наряду с этим проектная деятельность способствует формированию личностно значимого средства раскрытия образовательного и творческого потенциала, проявлению способностей к исследованию и реализации профессиональных способностей. С ее помощью не составит труда получить комплекс знаний о нюансах практического применения имеющихся способностей.
Грамотное применение основных форм проектной деятельности в процессе предоставления образования педагогом и его получения обучающимся способствует объединению целей в будущей профессии и переходу от простого накопления сведений, а также их воспроизведения, к практическому их применению. И все это будет происходить в рамках реального производства.
Литература:
- 3имин В. Н. Активные методы обучения в педагогическом образовании: учеб.-метод. пособие / В. В. Чечет, С. Н. Захарова. — Минск: БГУ, 2015. — 127 с.
- Словарь иностранных слов // под ред. И. В. Лехина и др. М., 1964. — 784с.
- Табачук, Н. П. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / Н. П. Табачук. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. — 104с.
- Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. — Самара, 2001.
Ключевые слова
компетентность, профессиональная компетентность, образование, среднее профессиональное образование, проектная деятельностьПохожие статьи
Дидактическое проектирование как условие успешной профессиональной деятельности педагога
Совершенствование качества обучения в образовательных учреждениях напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Возможность использования их творческого потенциала выражается в подготовке и внедрении ими в образовательный процесс разнообразных дид...
Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе
В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...
Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...
Значение развития методологических и организационных подходов в обеспечении автономной работы студентов
Среди целей образовательного процесса важнейшее значение имеет развитие способности студентов к непрерывному самообразованию, их стремление пополнять и обновлять знания, творческое использование на практике и в областях будущей профессиональной карье...
Развитие инженерного образования в общеобразовательной школе
В статье представлен опыт работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по выполнению запроса общества и государства на формирование у школьников инженерного мышления, развития интереса к профессиям инженерно-технического профиля.
Наставничество в системе среднего профессионального образования
В статье представлены модели реализации наставнической деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования на примере Хабаровского технологического колледжа. Охарактеризованы особенности наставничества обучающихся как те...
Образовательный туризм как технология повышения профессиональных компетенций
В статье рассматриваются особенности образовательного туризма в качестве дидактических условий для построения образовательно-познавательных траекторий в рамках повышения квалификации педагогических кадров.
Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров
В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.
Теоретические методологические основы индивидуализации обучения иностранным языкам
В статье раскрывается актуальность темы индивидуализации обучения и формирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) обучающихся, которые учитывают особенность и интересы обучающихся и позволяют формировать иноязычную коммуникативную компе...
Актуальные проблемы развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации
На основе анализа психолого-педагогической литературы дается определение коммуникативной компетенции педагога начального общего образования. Рассматривается решение существующих проблем в практике начального общего образования через развитие коммуник...
Похожие статьи
Дидактическое проектирование как условие успешной профессиональной деятельности педагога
Совершенствование качества обучения в образовательных учреждениях напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Возможность использования их творческого потенциала выражается в подготовке и внедрении ими в образовательный процесс разнообразных дид...
Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе
В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...
Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...
Значение развития методологических и организационных подходов в обеспечении автономной работы студентов
Среди целей образовательного процесса важнейшее значение имеет развитие способности студентов к непрерывному самообразованию, их стремление пополнять и обновлять знания, творческое использование на практике и в областях будущей профессиональной карье...
Развитие инженерного образования в общеобразовательной школе
В статье представлен опыт работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по выполнению запроса общества и государства на формирование у школьников инженерного мышления, развития интереса к профессиям инженерно-технического профиля.
Наставничество в системе среднего профессионального образования
В статье представлены модели реализации наставнической деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования на примере Хабаровского технологического колледжа. Охарактеризованы особенности наставничества обучающихся как те...
Образовательный туризм как технология повышения профессиональных компетенций
В статье рассматриваются особенности образовательного туризма в качестве дидактических условий для построения образовательно-познавательных траекторий в рамках повышения квалификации педагогических кадров.
Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров
В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.
Теоретические методологические основы индивидуализации обучения иностранным языкам
В статье раскрывается актуальность темы индивидуализации обучения и формирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) обучающихся, которые учитывают особенность и интересы обучающихся и позволяют формировать иноязычную коммуникативную компе...
Актуальные проблемы развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации
На основе анализа психолого-педагогической литературы дается определение коммуникативной компетенции педагога начального общего образования. Рассматривается решение существующих проблем в практике начального общего образования через развитие коммуник...