Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» для 1–4-х классов
Автор: Юрченко Ольга Николаевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 21.05.2024
Статья просмотрена: 29 раз
Библиографическое описание:
Юрченко, О. Н. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» для 1–4-х классов / О. Н. Юрченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 65-71. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9220/ (дата обращения: 16.11.2024).
Количество часов: 138
Срок реализации: 4 года
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012-ог № 273-ФЗ);
— Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309 (ред. от 23.07.2013г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.№ 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№ 1897»;
— Программа разработана для занятий с учащимися 1–4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Цель данной программы раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке; развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание, трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
— Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
— Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.
— Использование в работе различных материалов (бумага, картон, проволока, пластилин, пряжа, бросовый материал, природный материал и т. д.)
— Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
— Правильное использование цветовой гаммы.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Курс «Чудеса своими руками» является логическим продолжением основного курса «Технология». Методологической основой курса является системно — деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Место курса в учебном плане.
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования — 4 года, объёмом в 138 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в 1 классе по 35 минут (33 часа), во 2–4 классах по 35 минут (35 часа). Место проведения занятий — учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7–11 лет. Программа имеет возрастную привязку:
— для 1–2-го класса — программа, ориентированная на приобретение школьником общекультурных знаний в различных видах деятельности;
— для 2–3-го класса — программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
— для 4-го класса — программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
— интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
— познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
— выраженной познавательной мотивации;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Обучающийся получит возможность научиться:
— проявлять познавательную инициативу;
— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
— допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
— формулировать собственное мнение и позицию;
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
— высказываться в устной и письменной форме;
Обучающийся получит возможность научиться:
— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
— развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
— познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
— использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
— познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
— совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
Содержание программы
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с пряжей и др.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических работ.
Программа изучения состоит из нескольких блоков:
1 класс:
I Аппликация и моделирование.
II Работа с пластическими материалами.
III Аппликация из деталей оригами.
2 класс:
I. Аппликация и моделирование.
II. Работа с пластическими материалами.
III. Поделки из гофрированной бумаги.
IV. Модульное оригами.
3 класс:
I. Аппликация и моделирование.
II. Папье-маше.
III. Вязание крючком.
4 класс:
I. Аппликация из ткани.
II. Мягкая игрушка.
III. Модульное оригами.
IV. Вязание крючком.
Особенности реализации программы.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ.
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий :
— традиционные, комбинированные и практические занятия;
— игры, творческие конкурсы, соревнования, экскурсии, выставки и другие.
Основной вид занятий — практический.
А также различные методы :
— словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
— наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
— практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
— исследовательский — самостоятельная творческая работа обучающихся.
— фронтальный — одновременная работа со всеми обучающимися;
— групповой — организация работы в группах;
— индивидуальный — индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Условия реализации программы
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для шитья.
Материалы: бумага, стекло, картон, проволока, пластилин, пряжа, бросовый материал, природный материал, бархатная бумага, нитки швейные — белые, черные и цветные, мулине, клей ПВА, салфетки, открытки.
Учебно-тематический план для воспитанников 1- х классов
№ п/п |
Кол-во часов |
Наименование тем |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
I. Аппликация и моделирование (18 ч.) |
||||
1 |
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях |
||
2 |
1 |
Аппликация из листьев «Цветок» |
||
3 |
1 |
Завершение аппликации из листьев «Цветок» |
||
4 |
1 |
Аппликация из сухих листьев «Бабочка» |
||
5 |
1 |
Завершение аппликации из сухих листьев «Бабочка» |
||
6 |
1 |
Аппликация из природных материалов «Петушок» |
||
7 |
1 |
Завершение аппликации из природных материалов «Петушок» |
||
8 |
1 |
Аппликация «Прогулка ёжиков по осеннему лесу» |
||
9 |
1 |
ЗавершениеАппликация «Прогулка ёжиков по осеннему лесу» |
||
10 |
1 |
Беседа «История создания бумаги». Новогодняя игрушка «Елочка» |
||
11 |
1 |
Беседа «Как появились ножницы».Изготовление новогодней игрушки «Елочка» |
||
12 |
1 |
Завершение изготовление новогодней игрушки «Елочка» |
||
13 |
1 |
Беседа «Откуда появились пуговицы». Аппликация «Стрекоза» |
||
14 |
1 |
Аппликации из пуговиц «Стрекоза» |
||
15 |
1 |
Завершение аппликации из пуговиц «Стрекоза» |
||
16 |
1 |
Аппликация из пуговиц «Медвежонок» |
||
17 |
1 |
Поэтапное выполнение аппликации из пуговиц «Медвежонок» |
||
18 |
1 |
Завершение аппликация из пуговиц «Медвежонок» |
||
II. Работа с пластическими материалами (10 ч) |
||||
19 |
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях |
||
20 |
1 |
Разрезание смешанного пластилина. Изготовление стрекозы |
||
21 |
1 |
Изготовление туловища стрекозы |
||
22 |
1 |
Изготовление крыльев стрекозы |
||
23 |
1 |
Завершение изготовление стрекозы |
||
24 |
1 |
Резание смешанного пластилина. Изготовление цветка |
||
25 |
1 |
Изготовление стебля цветочного куста |
||
26 |
1 |
Изготовление цветов |
||
27 |
1 |
Изготовление листьев цветочного куста |
||
28 |
1 |
Завершение изготовления цветочного куста |
||
III. Аппликация из деталей оригами( 5 ч) |
||||
29 |
1 |
Аппликация — оригами «Лягушка» |
||
30 |
1 |
Аппликация — оригами «Собачка» |
||
31 |
1 |
Коллективные композиции в технике оригами |
||
33 |
1 |
Коллективные композиции в технике оригами. Выставка работ |
||
Итого |
33 |
|||
Учебно-тематический план для воспитанников 2- х классов
№ п/п |
Кол-во часов |
Наименование тем |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
I. Аппликация и моделирование ( 12 ч) |
||||
1 |
1 |
Аппликация из листьев и цветов. Подготовка фона |
||
2 |
1 |
Выполнение аппликации из листьев «Ёжики в лесу |
||
3 |
1 |
Завершение аппликации из листьев «Ёжики в лесу» |
||
4 |
1 |
Выполнение аппликации из цветов |
||
5 |
1 |
Аппликация из птичьих перьев. Теоретическая часть |
||
6 |
1 |
Выполнение аппликации из птичьих перьев «Сорока» |
||
7 |
1 |
Выполнение аппликации из птичьих перьев «Сорока» |
||
8 |
1 |
Завершение аппликации из птичьих перьев |
||
9 |
1 |
Аппликация из соломы. Теоретическая часть |
||
10 |
1 |
Выполнение аппликации из соломы «Домик» |
||
11 |
1 |
Выполнение аппликации из соломы «Домик» |
||
12 |
1 |
Завершение аппликации из соломы |
||
II. Работа с пластическими материалами (12 ч) |
||||
13 |
1 |
Обратная мозаика на прозрачной основе. Что это такое? |
||
14 |
1 |
Показ техники выполнения обратной мозаики на прозрачной основе |
||
15 |
1 |
Выполнение обратной мозаики на прозрачной основе «Жучок» |
||
16 |
1 |
Выполнение крыльев жучка |
||
17 |
1 |
Завершение обратной мозаики на прозрачной основе «Жучок» |
||
18 |
1 |
Подготовка фона для обратной мозаики на прозрачной основе «Рыбка» |
||
19 |
1 |
Выполнение обратной мозаики на прозрачной основе «Рыбка» |
||
20 |
1 |
Завершение обратной мозаики на прозрачной основе «Рыбка» |
||
21 |
1 |
Торцевание на пластилине. Что это такое? |
||
22 |
1 |
Техника выполнения торцевания на пластилине |
||
23 |
1 |
Выполнение торцевания на пластилине «Божья коровка»» |
||
24 |
1 |
Завершение выполнения божьей коровки |
||
III. Поделки из гофрированной бумаги(4ч) |
||||
25 |
1 |
Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. Техника выполнения |
||
26 |
1 |
Объёмные аппликации из гофрированной бумаги «Павлин». Выбор рисунка |
||
27 |
1 |
Выполнение объёмной аппликации из гофрированной бумаги «Павлин» |
||
28 |
1 |
Завершение объёмной аппликации из гофрированной бумаги «Павлин» |
||
IV. Модульное оригами( 6 ч) |
||||
29 |
1 |
Треугольный модуль оригами. Техника выполнения |
||
30 |
1 |
Выполнение рыбки в технике оригами |
||
31 |
1 |
Выполнение рыбки в технике оригами |
||
32 |
1 |
Замыкание модулей в кольцо. Техника выполнения |
||
33 |
1 |
Замыкание модулей в кольцо «Солнышко» |
||
34 |
1 |
Замыкание модулей в кольцо «Солнышко» |
||
35 |
1 |
Завершение поделки «Солнышко» |
||
Итого |
35 |
|||
Учебно-тематический план для воспитанников 3-х классов
№ п/п |
Кол-во часов |
Наименование тем |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
I. Аппликация и моделирование (6 ч) |
||||
1 |
1 |
Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий |
||
2 |
1 |
Поделки из сережек березы |
||
3 |
1 |
Беседа «Флористика». Картины из листьев |
||
4 |
1 |
Картины из листьев. Продолжение работы |
||
5 |
1 |
Аппликация в технике «Шерстяная крошка» |
||
6 |
1 |
Завершение аппликация в технике «Шерстяная крошка» |
||
II . Папье-маше (14 ч) |
||||
7 |
1 |
Правила техники безопасности при проведении занятий |
||
8 |
1 |
Что такое папье-маше? Презентация |
||
9 |
1 |
Новогодняя игрушка. Звезда. (Плоская) |
||
10 |
1 |
Изготовление звезды |
||
11 |
1 |
Раскрашивание звезды |
||
12 |
1 |
Покрытие звезды лаком |
||
13 |
1 |
Папье-маше «Вазочка» |
||
14 |
1 |
Изготовление вазочки |
||
15 |
1 |
Раскрашивание вазочки |
||
16 |
1 |
Покрытие вазочки лаком |
||
17 |
1 |
Папье-маше «Чашка» |
||
18 |
1 |
Изготовление чашки |
||
19 |
1 |
Раскрашивание чашки |
||
20 |
1 |
Покрытие чашки лаком чашки |
||
III . Вязание крючком (14 ч) |
||||
21 |
1 |
Правила техники безопасности при проведении занятий |
||
22 |
1 |
История вязания крючком. Презентация |
||
23 |
1 |
Инструменты, и материалы |
||
24 |
1 |
Приемы вязания |
||
25 |
1 |
Воздушная петля. Цепочка из воздушных петель |
||
26 |
1 |
Соединительный столбик |
||
27 |
1 |
Столбик без накида |
||
28 |
1 |
Вязание рядами |
||
29 |
1 |
Закрепление вязания |
||
30 |
1 |
Вязание чехла на телефон |
||
31 |
1 |
Вязание чехла на телефон |
||
32 |
1 |
Закрепление вязания основной части чехла |
||
33 |
1 |
Вязание застежки и соединение с основной частью чехла |
||
34 |
1 |
Вязание застежки и соединение с основной частью чехла |
||
35 |
1 |
Отделка изделия |
||
Итого |
35 |
|||
Учебно-тематический план для воспитанников 4-х классов
№ п/п |
Кол-во часов |
Наименование тем |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
I . Аппликация из ткани (3 ч) |
||||
1 |
1 |
Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий |
||
2 |
1 |
Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки» |
||
3 |
1 |
«Веселые зверюшки». Продолжение аппликации |
||
II . Мягкая игрушка (7 ч) |
||||
4 |
1 |
Правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами |
||
5 |
1 |
Материалы, инструменты и приспособления |
||
6 |
1 |
Раскрой мягкой игрушки «Жираф» |
||
7 |
1 |
Мягкая игрушка «Жираф» |
||
8 |
1 |
Мягкая игрушка «Жираф» |
||
9 |
1 |
Мягкая игрушка «Жираф» |
||
10 |
1 |
Завершение изготовления мягкой игрушки |
||
III . Папье-маше (8 ч) |
||||
11 |
1 |
Правила техники безопасности при проведении занятий |
||
12 |
1 |
Новогодняя игрушка «Шар» |
||
13 |
1 |
Раскрашивание игрушки «Шар» |
||
14 |
1 |
Покрытие лаком игрушки «Шар» |
||
15 |
1 |
Подарок папе «Пенал» |
||
16 |
1 |
Изготовление пенала |
||
17 |
1 |
Раскрашивание пенала |
||
18 |
1 |
Покрытие лаком пенала |
||
IV. Модульное оригами (6 ч) |
||||
19 |
1 |
Правила техники безопасности при проведении занятий |
||
20 |
1 |
Салфетница «Котенок» |
||
21 |
1 |
Изготовление салфетницы «Котенок» |
||
22 |
1 |
Изготовление салфетницы «Котенок» |
||
23 |
1 |
Изготовление салфетницы «Котенок» |
||
24 |
1 |
Оформление салфетницы «Котенок» |
||
V .Вязание крючком (10 ч) |
||||
25 |
1 |
Правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами |
||
26 |
1 |
Приемы вязания. Соединительный столбик |
||
27 |
1 |
Столбик с накидом |
||
28 |
1 |
Столбик с двумя накидами |
||
29 |
1 |
Столбик с тремя накидами |
||
30 |
1 |
Способы вязание по кругу |
||
31 |
1 |
Вязание детской шапочки |
||
32 |
1 |
Вязание детской шапочки |
||
33 |
1 |
Вязание детской шапочки |
||
34 |
1 |
Завершение вязания детской шапочки |
||
35 |
1 |
Окончательная обработка изделия |
||
Итого |
35 |
|||
Литература:
- «Внеурочная деятельность школьников», методический конструктор, авторы Д. В. Григорьев, /П. В. Степанов, М.: «Просвещение» 2011 г.;
- Г. И. Долженко 100 поделок из бумаги -Ярославль: Академия развития, 2012.
- И. А. Андреева энциклопедия «Шитье и рукоделие» М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,2014.