Шесть базовых правил успешной организации занятий в группе раннего эстетического развития дошкольников
Автор: Колесникова Наталья Геннадьевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 30.05.2024
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Колесникова, Н. Г. Шесть базовых правил успешной организации занятий в группе раннего эстетического развития дошкольников / Н. Г. Колесникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9236/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова : занятие, правило, рисование песком, дисциплина, успех занятия
Эта статья адресована в первую очередь молодым специалистам, испытывающим трудности в организации занятия, выставлении границ для детей, родителей в процессе его организации.
Я преподаватель группы раннего эстетического развития в музыкальной школе. Мой предмет «Развитие изобразительных способностей». Занимаемся с детьми от 4 до 7 лет на специальных световых столах рисованием песком. Эта техника новая, интересная, дающая много возможностей воплощения современных педагогических подходов в обучении дошкольников и позволяет воплотить творческий поиск преподавателя в этой области.
Рисование песком на световом столе хорошо развивает мелкую моторику детей и позволяет без особых, сложных инструментов и материалов создавать замечательные и оригинальные изображения.
Работаю с детьми различных возрастов более 30 лет, преподавала и продолжаю преподавать различные дисциплины из области изобразительного искусства. Многие годы преподавания сформировали у меня определённое представление о том, как достичь максимальной продуктивности учебного занятия. Так же, основываясь на личном опыте преподавания, я сформулировала для себя главные правила, необходимые для успешного учебного процесса. Вот они:
— Правила техники безопасности.
— Правило эстетичного внешнего вида.
— Правило культуры поведения.
— Правило молчания.
— Правило запрета посторонних предметов.
— Правило чистых рук.
Важность выполнения правил техники безопасности понятна и не требует никаких особых объяснений. Они доступны для понимания любому дошкольнику учебной группы. Я считаю, задача преподавателя состоит в следующем: ясно, избегая многословия, понятным для ребёнка языком сначала объяснить важность соблюдения этих правил, а потом ни под каким предлогом не допускать отхода от них. Дети способны привыкнуть к границам, которые вы выставляете. Главное, быть последовательным и не допускать поблажек и никаких исключений из правил. Отступите один раз — и всё, дети поймут, что правила можно нарушать, не будут ценить важность ваших требований в целом и в мелочах. Это очень опасно, любой преподаватель должен оценивать риски и максимально понимать пагубность поблажек в детских шалостях. Каждую минуту все дети находятся в поле моего зрения.
Правило эстетичного внешнего вида подразумевает, что дети приходят в опрятной, не сковывающий движения одежде, соответственно температуре в помещении. Перекутанный ребёнок (это, к сожалению, обычное явление) — вял и капризен, не настроен на занятие, не собран, теряет нить занятия; по всем внешним признакам демонстрирует плохое самочувствие. У дошкольника терморегуляция своеобразна, преподаватель должен ясно понимать, что в отдельных случаях такой перегрев может спровоцировать даже тепловой удар. Я прошу родителей, по возможности, подобрать одежду без длинных рукавов, без оборок и рюшей; шнуры, молнии, ремни и прочие аксессуары будут помехой в выполнении рисунков на песке. Это правило, как ни покажется это кому -то странным, касается и меня. Я стараюсь одеваться в одном стиле, в одежду, допускающую широкую амплитуду движений: рисовать спокойно и не скованно на световом столе и на доске, присесть на корточки перед ребёнком, организовать двигательную физкультминутку, присесть с детьми на коврик и т. д. Яркая, блестящая, открытых цветов одежда и заметные аксессуары (даже часы!), как магнит привлекают внимание, у девочек тут же масса вопросов и комплиментов-вздохов. Проверено опытом. Вы изменили причёску, цвет волос? Будьте готовы к тому, что сначала на Вас обрушится поток вопросов, и только потом вы сможете направить занятие в привычное русло.
Правило культуры поведения — это правило следования элементарным нормам этикета. Я, как взрослый человек, как преподаватель, при обращении к детям всегда употребляю вежливую форму обращения, слежу за тем, чтобы это не звучало вычурно, было органичным текущему моменту. Всячески отмечаю детей, когда они вежливы. Побуждаю их произносить «волшебные слова». На занятии недопустимы жаргонные словечки, грубая брань, вульгаризмы. Важно не концентрироваться на этих словах, мягко, тактично поправлять, не привлекая ненужного интереса, не вызывать смех детей. Работать также максимально тактично с родителями, только тогда, когда ребёнок отказывается выполнять ваши правила, демонстрирует браваду, когда все ваши меры воздействия исчерпаны и не принесли положительного результата. Я стараюсь максимально, насколько это возможно, договариваться с ребёнком, и прибегать к помощи родителя только в по-настоящему тупиковой ситуации.
Правило молчания.
Это правило означает, что когда говорит преподаватель, дети молчат. Нельзя говорить, если ещё до конца не сформулирован вопрос к группе. Нельзя говорить, когда я объясняю порядок выполнения задания. Дети постепенно привыкают к тому, что моя тактика объяснения такова: после словесного объяснения и практической наглядной демонстрации, я обязательно уточняю у детей, всё ли им ясно, и есть ли моменты оставшиеся непонятными. Так постепенно, все, даже самые нетерпеливые и невежливые, привыкают не перебивать и соблюдают правило молчания. Так же это правило действует неукоснительно во время практической работы на световом столе. Мы работаем молча, сосредотачиваемся на движениях рук. И я не довожу это правило до абсурда. Когда дети вовлечены в задание, переполнены желанием рассказать что-то действительно, по их мнению, важное — тогда просто необходимо (это подскажет и ситуация и эмоциональное состояние группы) их выслушать и дать выговориться. Важно быть гибким и тонко управлять эмоциональным фоном в группе, не соблюдать правила ради правил.
Правило запрета посторонних предметов .
На моё занятие запрещено приносить, что бы то ни было. Это означает — ни игры, ни игрушки; ничего и никогда. Исключение составляет питьевая вода в бутылке (но есть один нюанс — если это разрешено, приносят все, и тогда каждый пьёт по потребности из своей личной бутылочки). Любая игрушка маленькая или большая, крошечная или совсем незаметная сконцентрирует ребёнка на ней, а не на вас и вашем занятии. Это непреложная истина, она не требует проверки вашим личным опытом. Это просто возрастная особенность. Примите её как данность и не боритесь с ветряными мельницами. Если вы разрешите нарушить правило хоть один раз, дети с вожделением будут наблюдать за игрушкой, или за тем как вы бесконечно прерываетесь, останавливая занятие, пытаясь восстановить нарушенную атмосферу всеобщего внимания. Ваше занятие станет непредсказуемым. Расторможенные и невнимательные ещё больше выпадут из рабочего настроя, а внимательных и дисциплинированных эта ситуация будет сильно раздражать.
Естественно, эти правила вы обсуждаете не с детьми, а с родителями. Детям я правила сообщаю и контролирую их неукоснительное соблюдение. И с родителями вы не пускаетесь в дискуссии о педагогических приёмах и принципах, а просто говорите свою установку: ребёнок пришёл заниматься, игрушка ему не нужна ни для какой цели. Я не разрешаю приносить с собой никакие сладости-конфетки-перекусы. Если ребёнок голоден — родитель кормит его до занятия или после.
Просто, доступно и доходчиво объясняю свою позицию на родительском собрании или в личном общении. И я ни разу не столкнулась с непониманием родителей. По моим наблюдениям ни один родитель не оспаривает факт того, что у пребывания ребёнка в нашем детском учреждении есть главная цель: обучение. Для кормления и игр есть много других, более приспособленных для этого мест. Но и тут есть один ожидаемо — неожиданный нюанс. Нужно быть готовым к тому, что родители делегируют привод детей на занятие няням и дедушкам-бабушкам. И вот им то они ваши требования и просьбы могут забыть сообщить, или бабушки-дедушки посчитают их необязательными к выполнению. Будьте готовы к этому. Ваш выбор: обращаться напрямую или действовать через родителей.
Я решаю это раз и навсегда, не запуская момент недосказанности, не допускаю никаких исключений. Иначе продуманное и распланированное занятие превращается в бесконечное отвлечение на мытьё липких рук, протирание грязных поверхностей, устранение крошек, порчу оборудования, и всеобщий хаос в виде несмолкаемого чавканья, угощение кого-то, и обид, что кто-то кого-то не угостил.
Правило чистых рук.
Поскольку мы работаем с очень впитывающей структурой (очищенный мелкий кварцевый песок), важно следить за тем, чтобы ничего лишнего, никакого рода грязь, не перешла с рук детей и не осталась в структуре песка. Такой, уже не очищенный песок, не будет удовлетворять всем требованиям работы с ним. А именно, запрограммированные способы выполнения рисунков не будут в принципе выполняться или будут выполняться некорректно, что в нашей работе недопустимо.
Также я очень внимательно слежу за тем, чтобы дети помыли руки после манипуляций с песком, так как простое отряхивание рук их полностью не очищает. Важный момент выполнения этого правила: я с ним столкнулась неожиданно для себя и теперь всегда обращаю внимание.
Как не прискорбно, к стыду родителей, дети не всегда приучены мыть руки после посещения туалета. Просто спокойно на первом занятии сообщаю им, когда мы моем руки, обговариваю все ситуации. Правило чистых рук на первых занятиях я постоянно проговариваю, повторяю, обращаю внимание, добиваясь того, чтобы это вошло в привычку и не требовало постоянных напоминаний.
Если вы будете строго соблюдать нехитрые правила занятия, то оно будет проходить более продуктивно и организованно.
Похожие статьи
Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.
Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Метод интеграции на занятиях по математике в детских дошкольных учреждениях
В данном материале рассматривается применение метода интеграции на занятиях по математике.
Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике
Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.
Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников
В статье автор показывает организацию занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Формирование положительного эмоционального отношения детей с речевыми нарушениями к обучению в школе с использованием пескотерапии и игр Воскобовича
В статье раскрываются виды эмоционального отношения детей к школьному обучению и методы формирования положительного отношения к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада
В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...
Похожие статьи
Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.
Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Метод интеграции на занятиях по математике в детских дошкольных учреждениях
В данном материале рассматривается применение метода интеграции на занятиях по математике.
Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике
Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.
Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников
В статье автор показывает организацию занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Формирование положительного эмоционального отношения детей с речевыми нарушениями к обучению в школе с использованием пескотерапии и игр Воскобовича
В статье раскрываются виды эмоционального отношения детей к школьному обучению и методы формирования положительного отношения к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада
В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...