Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения
Авторы: Ашиток Евгения Викторовна, Боцманова Наталья Владимировна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 30.05.2024
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Ашиток, Е. В. Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения / Е. В. Ашиток, Н. В. Боцманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9241/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки « Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на основе инновационного опыта, накопленного в рамках деятельности площадки.
Ключевые слова: бережливое мышление, бережливое производство, программа учебной дисциплины, чек-лист, дорожная карта, краевая инновационная площадка, мастер-класс.
Концепция развития навыков XXI века открывает новые пути для совершенствования традиционной системы образования с учетом актуальных образовательных технологий. Цифровая трансформация образования предполагает использование компетентностного подхода, который кардинально меняет структуру обучения и организацию образовательной среды. Digital Skills (цифровые навыки) не менее важны в современную эпоху, чем Hard Skills (базовые навыки) и Soft Skills (гибкие навыки).
Распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 1.06.2022 № 636 Губернаторскому авиастроительному колледжу г. Комсомольска-на-Амуре присвоен статус краевой инновационной площадки (далее КИП). Тема, над которой работала команда КИП в течение 2022 и 2023 годов «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». В ходе реализации данного проекта были развиты перспективные профессиональные компетенции, необходимые для работы с современными цифровыми образовательными инструментами, инструментами бережливого мышления через технологию наставничества. Созданные продукты могут быть применены на разные целевые аудитории образовательными организациями среднего профессионального образования.
В течение 2022/2023 годов деятельность краевой инновационной площадки освещали на сайте КИП http://gaskk-mck-kip-2021.tilda.ws/kip2022–2023. На станицах сайта представлены основные мероприятия за 2022–2023 год деятельности кип, цели, задачи и команда КИП.
Согласно дорожной карте в рамках работы КИП было необходимо:
— организовать и провести мастер-класс «Разработка дорожной карты по внедрению учебной дисциплины «Основы бережливого производства» в основную профессиональную образовательную программу»;
— написать статью об инновационном опыте КИП «Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)»;
— разработать учебно-методический комплекс «ЦИФРОВОЙ SKILLBOX».
Для организации эффективного образовательного процесса, повышения качества преподавания педагог должен владеть современными образовательными технологиями, цифровыми навыками.
ИКТ-компетенции педагога — это знания, навыки и установки, позволяющие педагогу свободно применять ИКТ для организации учебного процесса на всех его этапах — от подготовки к занятиям до создания цифровой среды, помогающей выстраивать индивидуальные образовательные траектории обучающихся, мотивировать их к обучению, анализировать и прогнозировать их успеваемость.
Педагогу необходимо идти в ногу со временем, внедряя в учебное занятие элементы геймификации, интерактивные технологии, технологию сотрудничества и другие.
Эффективное функционирование современной педагогической системы возможно при соответствующей готовности педагогов использовать современные технологии обучения и цифровые инструменты.
Разработанный в рамках КИП учебно-методический комплекс включает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации, которая состоит из трех модулей: модуль 1 «Online Test Pad»; модуль 2 «Виртуальные онлайн-доски»; модуль 3 «YouTube: создание видеохостинга». Категория слушателей: педагогические работники. Трудоемкость обучения: 62 часов. Форма обучения: онлайн обучение.
Помимо программы, в комплекс входят учебно-методические материалы по каждому модулю: видеолекции, лекционный теоретический материал, практические задания, контрольно-оценочные средства. Комплект контрольно-измерительных материалов состоит из практических кейсов по изучаемым темам модулей.
Учебно-методический комплекс может быть использованвпрофессиональном обучении, в профессиональной подготовке и переподготовке педагогических работников.
Педагогическое сообщество после успешного прохождения программы повышения квалификации может получить удостоверение о повышении квалификации, сертификат об освоении отдельного модуля, либо использовать данную программу повышения квалификации как самостоятельный инновационный продукт для развития индивидуальных профессиональных компетенций, без выдачи подтверждающего документа.
Рис. 1. Учебно-методический комплекс «ЦИФРОВОЙ SKILLBOX»
За время работы КИП команда организовала и провела митап-сессию, где педагоги представили лучшие инновационные практики педагогического сообщества Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре такие, как: «QR-навигация как средство адаптации студентов бережливого колледжа», «Цифровые ресурсы педагога для эффективного преподавания», «Реализация ЦМН в КГА ПОУ ГАСКК МЦК: опыт, результаты, перспективы».
Реализация задач Национального проекта «Производительность труда», в соответствии с указом Президента о национальных целях и стратегических задачах развития РФ, направлена на повышение производительности труда с помощью внедрения методов и инструментов бережливого производства, в том числе и в системе образования. В этой связи, актуальным является вопрос о внедрении в основные профессиональные образовательные программы учебной дисциплины, которая бы решала вопросы популяризации и знакомила с инструментарием бережливых технологий на производствах разного типа [3].
В новых ФГОС СПО учебная дисциплина «Основы бережливого производства» является обязательной и входит в состав Социально-гуманитарного цикла. Изменилась и формулировка одной из общих компетенций — ОК 07 «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства , эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях» [1,2].
Так как колледж достаточно давно и продуктивно занимается развитием бережливого мышления у участников образовательного процесса, а также разработкой и внедрением образовательных программ в этом направлении, было принято решение, поделиться своим опытом с коллегами на мастер-классе, проведенном в рамках КИП.
Мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по методике и технологии программного проектирования с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым успешным опытом участников.
В мастер-классе приняли участие педагогические работники образовательных организаций Хабаровского края.
Во время мастер-класса, мы рассказали и, что более важно, показали применение на практике технологии: поэтапного создания Дорожной карты по проектированию; согласованию с работодателем; внедрению в образовательный процесс учебной дисциплины «Основы бережливого производства». Поделились со слушателями методикой, которая успешно использовалась колледжем и индустриальным партнером Филиалом ПАО «ОАК» — КНААЗ им. Ю. А. Гагарина.
Практическая часть встречи осуществлялась в формате групповой работы. Перед рабочими группами на первом этапе была поставлена задача разработать алгоритм действий по разработке и внедрению программы учебной дисциплины с учетом требований работодателя. Стоит отметить, что работа проходила в теплой творческой обстановке, участники мероприятия были искренне заинтересованы и активно вовлекались в предложенный формат работы, предлагали интересные идеи, за что мы им очень благодарны.
После презентации группами своих результатов, было предложено расширить свои дорожные карты дополнительными мероприятиями и сроками их исполнения. В итоге работы каждый участник получил чек-лист и рекомендации по разработке программы и ее внедрению в учебный процесс.
В результате мастер-класса участники познакомились с подходами и этапами разработки программы учебной дисциплины «Основы бережливого производства», приобрели навыки составления дорожной карты по внедрению учебной дисциплины «Основы бережливого производства» в основную профессиональную образовательную программу», обменялись успешным опытом по разработке программ, развили собственный нетворкинг, унесли с собой чек-лист и рекомендации по программному проектированию и внедрению программы новой дисциплины в образовательный процесс.
Литература:
- Приказ Минпросвещения России от 1 сентября 2022 г. No 796 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2022 г. No 70461).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 518 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов» (Зарегистрирован 29.07.2022 № 69446).
- Курамшина, А. В. Основы бережливого производства: учебник / А. В. Курамшина, Е. В. Попова. — Москва: КноРус, 2023. — 199 с.
Ключевые слова
бережливое производство, дорожная карта, мастер-класс, краевая инновационная площадка, чек-лист, бережливое мышление, программа учебной дисциплиныПохожие статьи
Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)
В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...
Инновационная деятельность в профессиональном образовании: цели, задачи, результат (региональный аспект)
В статье описан опыт организации, координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Разработаны критерии результативности деятельности КИП. Представлены инновационные услуги и...
Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...
Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...
Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...
Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...
Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...
Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...
Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...
Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог»
Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В с...
Похожие статьи
Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)
В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...
Инновационная деятельность в профессиональном образовании: цели, задачи, результат (региональный аспект)
В статье описан опыт организации, координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Разработаны критерии результативности деятельности КИП. Представлены инновационные услуги и...
Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...
Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...
Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...
Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...
Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...
Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...
Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...
Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог»
Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В с...