ПрофТраектория: инструменты для профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Авторы: Карпова Ирина Викторовна, Оситнянко Яна Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 30.05.2024
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Карпова, И. В. ПрофТраектория: инструменты для профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / И. В. Карпова, Я. А. Оситнянко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9244/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Приводятся разработанные и апробированные инструменты для профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: лица с ОВЗ, диагностика, профессиональное обучение, интеллектуальные нарушения, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.
Одним из основных условий успешной социализации и эффективной самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья является включение в активную общественную жизнь с помощью трудовой деятельности. В связи с этим вполне объяснимым становится повышенный интерес к теме профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья [5, 6].
В начале 2022 года на базе Хабаровского промышленно-экономического техникума была организована Краевая инновационная площадка «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья». Целью ее создания стала разработка портфеля «ПрофТраектория», в состав которого вошли эффективные методики профессиональной ориентации лиц с психофизическими нарушениями.
Разработанные продукты являются элементами комплексной профориентационной работы специалистов данного образовательного учреждения. «Рабочая тетрадь по трудоустройству для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» представляет собой сборник заданий, упражнений, тренингов по подготовке к трудоустройству лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Особенность учебного пособия заключается в следующем:
— адаптированность текстового материала в соответствии с возможностями молодых людей;
— сочетание социальных, педагогических и психологических подходов к содержанию учебного материала;
— тематическое содержание учебного пособия представляет собой материал, отражающий актуальные потребности людей, имеющих психофизические нарушения.
Отсутствие разработанных практически применимых форм ранней профориентации с обучающимися с особыми образовательными потребностями стало толчком к созданию профориентационной игры «ПрофиТур».
«ПрофиТур», в соответствии с классификацией, представляет собой игру, возникающую по инициативе взрослого, который использует ее с образовательной и воспитательной целями. Позволяет создавать ситуации, в которых участники могут расширить знания о профессиях, увидеть перспективы той или иной профессиональной деятельности и осознать значимость выбора будущей профессии.
Игра имеет развивающую направленность, учитывает возможности и особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Информационное содержание мероприятия адаптировано и предполагает знакомство с миром профессий доступных для дальнейшего профессионального обучения школьникам. Собранные упражнения имеют благоприятное воздействие на развитие мышления, памяти, воображения и речи; воздействуют на зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы.
Опыт проведения профессиональных проб на базе производственных мастерских образовательного учреждения позволил создать руководство по применению данного мероприятия в качестве профессиональной диагностики обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Методический практикум «Профориентационные пробы от создания до диагностики» описывает механизм создания инструментов профдиагностики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе профессиональных проб. Практическое использование данного материала дает возможность создавать инструменты профдиагностики, позволяющие фиксировать и подвергать анализу результаты деятельности участников профпроб практически по любой профессии. В условиях отсутствия валидных общепринятых форм оценки профессиональных возможностей лиц с инвалидностью, практикум поможет специалистам, занимающимся профориентационной работой построить индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.
Востребованным путеводителем для педагогов, родителей и обучающихся стал «Информационный справочник программ профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья». Пособие представляет собой полный обзор программ профессионального обучения в Хабаровском крае на данный момент с указанием профессиональных образовательных организаций. Содержит информацию о профессиях, характеристики работ и возможные противопоказания, а также памятку для поступающих. Справочник поможет правильно выстроить траекторию выбора профессионального образования оптантов.
За время работы инновационной площадки специалисты Хабаровского промышленно-экономического техникума провели 13 игр «ПрофиТур», в которых поучаствовали 134 обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Информационный справочник рассылается по образовательным организациям Хабаровского края, реализующим адаптированные общеобразовательные программы. Также с использованием справочника было организовано: 19 профориентационных уроков; 7 родительских собраний, с участием 249 человек.
Рабочая тетрадь используется в адаптационном цикле программ профессионального обучения в 9 учебных группах.
Профессиональные пробы с использованием диагностического инструментария проведены 22 раза, в них поучаствовали 229 обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Для подтверждения эффективности проводимых мероприятий в Хабаровском промышленно-экономическом техникуме проводится ежегодное анкетирование обучающихся первых курсов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Первокурсникам предлагается ответить на четыре вопроса: указать профессию, по которой учащиеся обучаются; указать профессию, по которой хотелось бы обучаться; назвать причину поступления в техникум; оценить, насколько интересно учиться в техникуме [3,4]. Анкетирование проводится анонимно и охватывает все группы первого курса программ профессионального обучения.
Сравнительный анализ результатов последних трех лет позволяют сделать следующие выводы. Среди обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья образовательного учреждения:
— рост процента профессионально определившихся к моменту поступления;
— стабильное увеличение процента обучающихся, получающих знания по желаемой профессии;
— сокращения процента профессий мечты, не соответствующих уровню образования (пожарный, медицинская сестра, педагог и т. п.);
— подавляющему большинству учиться в техникуме интересно.
Таким образом, результаты данного исследования показывают, что внедрение в практику новых форм профориентационной работы способствует эффективной деятельности, направленной на профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Литература:
- Гордиевская, Е.О., Старобина, Е. М. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот: методические материалы для специалистов детских учреждений для детей-сирот. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. — 96 с.
- Данилова, З. Г. Педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и учащихся колледжа с ОВЗ к осуществлению выбора в профессиональном обучении. — М.: Изд-во Русимпо, 2015. — 132 с.
- Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа по вспомогательной школе: Пособие для учителей / Г. М. Дульнев. — М: Просвещение, 1981. — 176 с;
- Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. — Москва: Педагогика, 1985. — 124 с.
- Пузанов, Б. П. Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие для вузов / Б. П. Пузанов. — М.: ВЛАДОС, 2017. — 88 с.
- Старобина, Е. М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: методическое пособие / Под ред. Е. М. Старобиной. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 304 с.
Ключевые слова
профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, диагностика, профессиональное обучение, интеллектуальные нарушения, лица с ОВЗПохожие статьи
Инновационные технологии в профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Приводятся результаты анализа современного состояния профессионально...
Игровые технологии в ранней профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
В статье представлена авторская разработка — профориентационная игра «ПрофиТур» для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для расширения знаний о профессиях, их...
Методическое обеспечение эффективного трудоустройства выпускников c инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
В статье представлена авторская разработка — рабочая тетрадь по трудоустройству для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для формирования активного поведения н...
Использование приемов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
В статье описывается опыт интегрированной сенсомоторной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы (далее ФОП ДО). Показана система работы учителя-дефектолога с детьми, имеющие с...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования
В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике
Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...
Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...
Уровень готовности будущих педагогов-психологов к реализации инклюзивного образования
В статье раскрывается тема инклюзивного образования в России, производится сравнение специальной и инклюзивной моделей обучения, анализируется процесс совершенствования законодательства в области образования детей с ограниченными возможностями здоров...
Спортивные игры в инклюзивном образовательном пространстве: потенциал и возможности
В статье представлена авторская разработка — методические материалы и рекомендации использования спортивных игр в инклюзивном образовательном пространстве, которые содержат в себе описание и ход применения в адаптивной физической культуре в учреждени...
Современные цифровые средства обучения географии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье анализируются современные цифровые средства обучения географии для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются адаптивные технологии, интерактивные карты и виртуальные экскурсии. Исследование подчеркивает важность пер...
Похожие статьи
Инновационные технологии в профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Приводятся результаты анализа современного состояния профессионально...
Игровые технологии в ранней профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
В статье представлена авторская разработка — профориентационная игра «ПрофиТур» для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для расширения знаний о профессиях, их...
Методическое обеспечение эффективного трудоустройства выпускников c инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
В статье представлена авторская разработка — рабочая тетрадь по трудоустройству для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для формирования активного поведения н...
Использование приемов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
В статье описывается опыт интегрированной сенсомоторной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы (далее ФОП ДО). Показана система работы учителя-дефектолога с детьми, имеющие с...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования
В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике
Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...
Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...
Уровень готовности будущих педагогов-психологов к реализации инклюзивного образования
В статье раскрывается тема инклюзивного образования в России, производится сравнение специальной и инклюзивной моделей обучения, анализируется процесс совершенствования законодательства в области образования детей с ограниченными возможностями здоров...
Спортивные игры в инклюзивном образовательном пространстве: потенциал и возможности
В статье представлена авторская разработка — методические материалы и рекомендации использования спортивных игр в инклюзивном образовательном пространстве, которые содержат в себе описание и ход применения в адаптивной физической культуре в учреждени...
Современные цифровые средства обучения географии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье анализируются современные цифровые средства обучения географии для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются адаптивные технологии, интерактивные карты и виртуальные экскурсии. Исследование подчеркивает важность пер...