Построение основной профессиональной образовательной программы ФП «Профессионалитет» с использованием «Цифрового конструктора компетенций» на примере специальности 15.02.09 Аддитивные технологии
Автор: Боцманова Наталья Владимировна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 30.05.2024
Статья просмотрена: 139 раз
Библиографическое описание:
Боцманова, Н. В. Построение основной профессиональной образовательной программы ФП «Профессионалитет» с использованием «Цифрового конструктора компетенций» на примере специальности 15.02.09 Аддитивные технологии / Н. В. Боцманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9246/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются этапы построения и выгрузки профессиональной образовательной программы ФП «Профессионалитет» с использованием «Цифрового конструктора компетенций». Подчеркиваются эффекты от применения информационной системы «Цифровой конструктор компетенций».
Ключевые слова: конструктор образовательных программ, федеральный проект «Профессионалитет», система среднего профессионального образования, аддитивные технологии.
«Основная профессиональная образовательная программа (далее ОПОП) — это совокупность (комплект) учебно-методической документации, определяющей в соответствии со стандартом содержание профессионального образования определенного уровня по конкретной специальности/профессии, нормативные сроки обучения». «Цифровой конструктор компетенций (далее ЦКК) — федеральная информационная платформа для автоматизированной сборки образовательных программ под конкретный запрос организации-работодателя [4].
Образовательные программы в настоящее время формируются в ручном режиме преподавателями и мастерами образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере СПО. Подготовленные образовательные программы передаются на согласование работодателям. При этом работодатели не имеют прямого влияния на формирование образовательных программ СПО, что вызывает рассинхронизацию системы подготовки кадров и кадровых потребностей экономики
Цифровой конструктор компетенций позволяет собрать образовательную программу, получить экспертное заключение и быстро реагировать на потребности рынка. Электронная платформы позволяет оптимизировать сроки разработки образовательной программы и автоматизировать рутинные ручные операции.
С 1 сентября 2022 года КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г.Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)» приступил к подготовке обучающихся в рамках ФП «Профессионалитет».
Федеральный проект «Профессионалитет» — это новая модель практико-ориентированной подготовки квалифицированных кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям, направленная на максимальное приближение условий подготовки обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования к реальным условиям производства [4].
Федеральный проект «Профессионалитет» Министерства просвещения Российской Федерации включен в число стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года и ставит своей целью создание в системе СПО гибкой модели подготовки квалифицированных кадров в соответствии с актуальными потребностями реального сектора экономики.
В соответствии с новыми образовательными технологиями разрабатываемые образовательные программы должны соответствовать новым требованиям. Изменились требования к содержимому и содержанию основных профессиональных образовательных программ. В состав ОПОП профессий/специальностей по которым ведется подготовка в рамках ФП «Профессионалите» входят пояснительная записка, и приложения — матрица компетенций выпускника, рабочие программы учебных дисциплин, рабочие программы профессиональных модулей, рабочая программы воспитания и оценочные средства для проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) [3].
Объем выполняемой работы стал больше, ответственнее, и вся образовательная программа должна быть ориентирована под конкретного работодателя — заказчика будущих специалистов.
Выполняя работу по разработке ОПОП «вручную» тратиться большое количество времени и сил преподавателей и мастеров производственного обучения, большое количество времени тратиться на согласование разработанной ОПОП с работодателем, на актуализацию образовательной программы в соответствии с изменяющимися требованиями работодателей.
С 1 сентября 2022года Министерством Просвещения Российской Федерации по программе «Профессионалитет» был запушен сервис «Конструктор компетенций».
Преимущество ЦКК: позволяет собрать образовательную программу; позволяет оптимизировать сроки разработки образовательной программы; автоматизировать рутинные ручные операции; оптимизировать разработку учебных планов; сокращение времени реагирования системы подготовки кадров на потребности работодателей; получить экспертное заключение и быстро реагировать на потребности рынка; быстро реагировать на изменения требований работодателя.
Доступ к ЦКК осуществляется с использование логина и пароля. Доступ в подсистему ограничен ролью и правами пользователя [1].
С использованием информационной платформы педагоги и мастера производственного обучения могут создавать новые актуализированные программы, что выпускникам обладать теми компетенциями, знаниями, умениями и навыками, которые необходимы работодателю. Учебные материалы, разработанные педагогами и мастерами производственного обучения для наполнения «Цифрового конструктора компетенций», цифрового сервиса для автоматической сборки новых образовательных программ «Профессионалитета» являются базой основной образовательной программы. Первоначально разрабатывается примерная основная образовательная программа (далее ПООП).
Раздел «Конструирование ПООП» обеспечивать конструирование ПООП на основании утвержденного макета ПООП [3]. Каждый раздел конструктора представляет собой элемент основной образовательной программы. Заполнять разделы конструктора можно последовательно. Есть разделы, содержащие независимую информацию, и их можно заполнять в произвольном порядке.
На каждую ПООП заполняется базовая информация, которая затем отражается в информационной справке на ПООП, и в соответствующих разделах программы. Базовая информация вводится и не корректируется. Основная информация, которая указывается в данном разделе — кластер, работодатель, специальность, что позволяет подключить необходимые для работы справочники.
Затем последовательно заполняются все разделы ПООП. Информационное содержание разделов позволяет выбрать необходимую информацию из выпадающего списка (справочника), или создать необходимую (внесение нового значения в справочник), например, при заполнении раздела «Профессиональные компетенции» в выпадающем списке отсутствует соответствующие компетенции для разрабатываемой основной профессиональной образовательной программы 15.02.09, поэтому данная компетенция создается при помощи соответствующей кнопки.
После заполнения всех разделов необходимо выполнить «проверку ПООП» для осуществления контроля полноты и актуальности описания ПООП. ПООП можно выгрузить в файл формата *.docx и *.pdf на любом этапе конструирования образовательной программы (рисунок 3). По мере заполнения всех разделов информационной системы «Цифровой конструктор компетенций» формируются все приложения основной профессиональной образовательной программы.
Разработанную ПООП можно отправить «на экспертизу», то есть образовательная программа будет передана в Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) для проведения экспертизы той укрупненной группы профессий/специальностей (УГПС) к которой относится разрабатываемая образовательная программа.
После того как ПООП будет утверждена на ее основе формируется ОПОП. При формировании ОПОП все поля автоматически заполняются данными из макета ранее разработанной ПООП. Все действия в ОПОП по корректировке (добавление/удаление/изменение очередности) данных можно с помощью выбора новых значений из справочников или заполнение полей вручную; а также выгрузку ОПОП в файл формата *.docx или *.pdf на любом этапе формирования ОПОП.
Для реализации инновационного продукта необходимы следующие ресурсы:
— кадровые: педагоги, мастера производственного обучения, реализующие основную профессиональную образовательную программу; работодатели, участвующие в процессе разработки программы; эксперты по направлению подготовки, по которому ведется разработка основной профессиональной образовательной программы.
— технические: персональный компьютер с выходом в Internet.
Основной эффект от применения информационной системы «Цифровой конструктор компетенций»:
— сокращение сроков разработки образовательных программ с учетом запроса работодателя;
— высвобождение времени, используемого для «ручного» описания, построение, разработки ОПОП;
— быстрое обновление данных в программе вне зависимости от формата хранения данных на предыдущих этапах;
— увеличение точности введенных параметров с учетом разнородных данных, приведенных воедино;
— качественные основные образовательные программы, адаптированные под конкретного работодателя, запросы рынка труда;
— выстраивание; образовательной траектории, необходимой потенциальному работодателю.
Таким образом, информационная система «Цифровой конструктор компетенций», реализует приоритетную для нашей страны задачу подготовки молодых специалистов, востребованных в различных областях и на различных уровнях, раскрытия их потенциала и их эффективной самореализации, способствующей дальнейшему экономическому росту. Это сокращение длительности адаптации на рабочем месте выпускников и, как следствие, высокий процент трудоустройства выпускников.
Литература:
- Информационная система «Цифровой конструктор компетенций». Руководство пользователя ИС «Конструктор». — Москва, 2023.
- Методические рекомендации по реализации новой образовательной технологии «Профессионалитет», предусматривающей интенсификацию образовательной деятельности с учетом совершенствования практической подготовки на современном оборудовании с применением интегративных подходов / А. С. Бахтов, М. С. Емельяненко, Е. Ю. Миньяр-Белоручева, Т. А. Юзефавичус. — Москва: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. — 250 с.
- Методические рекомендации примерной основной образовательной программы «Профессионалитет» (ПООП-П). Приложение № 1 (Утверждено приказом ФГБОУ ДПО ИРПО от 27.05.2022 № П-159)
- Новая образовательная технология «Профессионалитет»: сборник методических материалов / Центр содержания и оценки качества среднего профессионального образования; ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования». — Москва: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2023. — 312 с.
Ключевые слова
система среднего профессионального образования, аддитивные технологии, конструктор образовательных программ, федеральный проект «Профессионалитет»Похожие статьи
Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как средство развития информационной компетентности старшеклассников
В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности старшеклассников посредством использования профориентационного фестиваля. Разведены понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность». Дана характеристик...
Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...
Формирование цифровой грамотности на уроках технологии
Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...
К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании
В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...
Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...
Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в ...
Авторский курс «Иностранный язык в профессиональной деятельности» по специальности 25.02.08. «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»
В статье рассматриваются этапы создания и апробирования авторского курса «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Приводится модель реализации авторского курса на примере специальности «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».
Внедрение дистанционных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС СПО в соответствии с передовыми технологиями образования
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Автором предлагаетс...
Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)
В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...
Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения
В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...
Похожие статьи
Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как средство развития информационной компетентности старшеклассников
В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности старшеклассников посредством использования профориентационного фестиваля. Разведены понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность». Дана характеристик...
Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...
Формирование цифровой грамотности на уроках технологии
Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...
К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании
В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...
Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...
Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в ...
Авторский курс «Иностранный язык в профессиональной деятельности» по специальности 25.02.08. «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»
В статье рассматриваются этапы создания и апробирования авторского курса «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Приводится модель реализации авторского курса на примере специальности «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».
Внедрение дистанционных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС СПО в соответствии с передовыми технологиями образования
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Автором предлагаетс...
Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)
В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...
Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения
В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...