Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Власюк, О. В. Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования / О. В. Власюк. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9249/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной работе предложены педагогические приемы, создающие условия для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в СПО. Рассматриваются скрайбинг, влияние цвета на психоэмоциональное состояние и цветовое оформление конспектов, разбор многокомпонентных научных терминов, использование ментальных карт.

Ключевые слова: СПО, студент, адаптация, скрайбинг, цветовое оформление, многокомпонентные слова, ментальная карта, эмоциональный комфорт.

Социальная адаптация современной молодежи представляет одну из значимых социальных проблем российского общества.

В педагогической науке под понятием адаптация подразумевается способность человека приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Многогранный процесс взаимодействия личности с социальной средой, включающий в себя усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды с новыми условиями и целями деятельности. [1]

В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества студенческая молодежь испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их физиологическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменяющимся для них условиям жизни, коллектива, высокой суммарной учебной нагрузкой, большого объема, новизны и сложности материала, которым должен овладеть студент. В психогигиене, как одном из научных направлений гигиены детей и подростков, традиционно большое влияние уделяется проблеме адаптации учащихся к внутренней среде образовательных учреждений. [4]

Самым сложным периодом адаптации для студентов является обучение на первом курсе, когда в привычном режиме бывшего школьника меняется все: умственные нагрузки, психоэмоциональное состояние, режим сна, питания, отдыха. Организм подростков испытывает психофизиологические перегрузки, которые впоследствии могут привести к дезадаптации, кризису личности и даже развитию целого ряда соматических заболеваний.

Количественные различия заключаются в том, что в колледже интенсивная нагрузка, крайне возрастающая в период сессии, замена простого урока, который длится 45 минут на пару продолжительностью 1 час 30 минут. Необходимо отметить, что большинство студентов не являются жителями п. Ванино и им приходится тратить от 50 и более минут на дорогу до колледжа. Что само по себе приводит к более раннему утомлению.

Качественные различия заключаются в том, что появляются новые профильные дисциплины, изменяется форма занятия и форма контроля. Данные факторы выбивают вчерашнего школьника из привычной колеи обучения.

Ряд исследователей вопроса адаптации студентов к специфике обучения среднем профессиональном учреждение отмечают, что большинство выпускников средней школы имеют психологическую неподготовленность к новой учебной деятельности, заметна нехватка различных умений и навыков необходимых для усвоения программы [1].

Этот факт подтверждают данные анкетирования студентов, которые проводились в нашем колледже. Большинству студентов сложно воспринимать лекционную форму занятия (63 %), не умеют правильно составлять конспект учебной литературы 68 %, у многих отсутствует умение выступать перед аудиторией и давать оценку проблемным вопросам 73 %, а также испытывают дефицит знаний по предметам школьной программы. Все это сказывается на работоспособности обучающихся. У студентов отмечается раннее утомление (первая стадия утомления уже заметна в конце первой пары, вторая стадия — на второй паре), что в свою очередь замедляет адаптивный период.

Скрайбинг как средство визуализации учебного материала. Лекции — это основной источник передачи большого объема информации на занятиях в СПО. Именно лекционное представление материала ориентировано на детальное изучение проблемы. На таких занятиях важно стимулировать интерес студентов, развивать самостоятельную мыслительную деятельность и формировать профессиональные компетенции.

Техника скрайбинга на лекции обеспечивает живое изложение, стойкие и запоминающиеся сообщения. В процессе применения скрайбинга у студентов развивается воображение. Например, это может быть реализовано в процессе создания схем, набросков, моделей. Скрайбинг представляет собой иллюстрацию текса наравне с изображением рисунков. Педагог может использовать доску, бумагу, интерактивные средства. Таким образом создается эффект параллельного изложения, что эффективно влияет на развитие мыслительной и познавательной деятельности.

Человек изначально мыслит образами, а не текстом, услышав слово, в сознании возникает образ, он первичен. Именно поэтому учебная информация усваивается более четко и структурировано, благодаря знаковым образам запоминается надолго [3].

Произведенные записи могут использоваться для закрепления изученного материала, что значительно сокращает время для подготовки к занятиям, а значит позволяет уделять больше времени отдыху и любимым увлечениям.

На семинарских/практических занятиях использование скрайбинга также важно. Студенты, изучая на практических занятиях более углубленные темы, должны формировать стойкие визуальные образы с помощью изображений, символов и знаков. Например, очень эффективно использование скрайбинга в групповой деятельности студентов. Обучающиеся делятся на группы, создают на листе бумаги свое видение изучаемого вопроса, учатся прислушиваться к мнению коллектива, развивают творческие способности. В результате проведения семинарского/практического занятия, обучающиеся представляют свою работу перед остальными студентами, формируя при этом навыки публичных выступлений.

Визуализация в процессе обучения является важным компонентом для эффективного усвоения учебной информации. Скрайбинг позволяет сэкономить время при подготовке к занятию и качественно, наглядно донести до обучающихся материал. Внедрение скрайбинга в образовательный процесс повышает образовательную мотивацию, развивает творческое мышление. С использованием скрайбинга повышается результативность обучения, самостоятельность студентов, увеличивается работоспособность, а также позволяет сокращать время на подготовку к занятиям.

Цветовое оформление учебного материала как способ создания эмоционального комфорта у обучающихся. Целью использования данного приема является установление эмоционального комфорта у обучающихся и повышение качества усвоения новой информации, что способствует успешной адаптации студентов первого курса, а также способствует эмоциональной разгрузке студентов второго и последующего курсов обучения.

Общеизвестный факт, что есть общее влияние цвета на психоэмоциональное состояние, а также индивидуальные предпочтения в цветовой гамме [2]. Представление материла в цветном виде позволяет актуализировать необходимую информацию, акцентировать внимание, развивать наглядно-образное мышление и творческий потенциал, разгружать работу левого полушария, т. к. большой объем информации будет усваиваться через образное мышление. Некоторые рекомендации по использованию цветового оформления:

— на первых занятиях педагог сам показывает на доске /презентации /листе бумаги пример цветового оформления;

— для работы необходимо использовать цветные ручки или не проникающие через лист на обратную сторону хайлатеры;

— цвета студенты выбирают и подбирают сами, исходя из эмоционального состояния;

— в начале необходимо давать некоторое время на цветовыделение или оформление, чтобы студенты привыкли к такой работе;

— в последствии вырабатывается навык цветового оформления и дополнительное время уже не требуется.

Приемы разбора многокомпонентных терминов в химии и биологии. В процессе преподавания химии и дисциплин биологического цикла, сталкиваешься с трудностью запоминания студентами сложных многокомпонентных терминов. Эта проблема в настоящее время касается всех отраслей науки, техники и промышленности, т. к. научно-технический прогресс требует все большее использование различной терминологии.

Для упрощения подачи учебного материала в своей практике использую ступенчатый перевод многокомпонентых терминов.

Например, слово «ацетальдегиддегидрогеназа». С первого раза его и произнести могут не все студенты, соответственно о запоминании и использовании речь уже не идет. Но если разбить это слово на составные компоненты и перевести их на русский язык, применив цветовое оформление и скрайбинг, то понимание обозначенного процесса, запоминание и повторение становится легким и не вызывает сопротивления со стороны студентов.

« АЦЕТАЛЬДЕГИД » — уксусный альдегид ( этаналь )

« ДЕ » — минус (жадный, забирает)

« ГИДРО » — Н 2 (газ водород)

« ГЕНАЗА » — работает, делает

Таким образом сложный многокомпонентный термин и строго научное оформление процесса окисления альдегида в кислоту становится понятным и легко запоминающимся.

С помощью этого метода можно разбирать совершенно любые термины. Студенты тренируются сами «переводить», «дешифровать» многокомпонентные термины. При этом повышается их самооценка, интерес к учебе.

Ментальная карта как средство сокращения потока информации. Проблемы обучающихся, связанные с отсутствием навыка работы с большим потоком информации, можно решить, проработав сними методику создания ментальных карт, с помощью которых обучающиеся учатся анализировать, обобщать, выстраивать логические связи и последовательности [3].

В век огромного потока информации крайне важно представлять изучаемые темы в сжатом виде так, чтобы хватало лишь просмотреть схему и вспомнить весь изученный материал.

Ментальные карты важно ПРОГОВАРИВАТЬ! Открыть свой конспект и по схемам/символам проговорить (а это означает повторить) все то, что было изучено на занятии.

К тому же студенты первокурсники боятся упустить что-то важное, и поэтому пишут каждое слово! В последствии они теряются в своих конспектах, устают от лекционных занятий и не могут качественно усваивать новый материал в большом объеме.

Некоторые правила составления ментальных карт:

— ментальные карты студентам лучше всего прописывать от руки, так больше работает правое полушарие, развивается творчество;

— на первых занятиях Ментальную карту каждый студент пишет от руки следом за педагогом в своей тетради или альбоме;

— лист/тетрадь лучше расположить горизонтально;

— в центре пишется ключевое понятие (одно или два слова);

— все схемы и рисунки оформляются в цвете;

— от ключевого понятия отходят главные идеи, их можно разветвлять до тех пор, пока вся информация не будет структурирована, главные идеи записывают по часовой стрелке;

— вместо слов очень наглядно получается использовать символы или зарисовывать в стиле скрайбинга;

— ментальные карты можно оформлять и в специальных программах.

Вышеописанные педагогические приемы могут использоваться как отдельно, так и все вместе при изучении любых дисциплин. Они не требуют специальной подготовки, просты в исполнении. Результатом применения данных приемов является более быстрая и легкая адаптация студентов первого курса к условиям СПО.

Литература:

  1. Васильева А. Т., Бочарникова О. Н. Трудные вопросы адаптации студентов первокурсников в системе СПО / А. Т. Васильева, О. Н. Бочарникова // Проблемы науки. — 2019. — № 1(37).
  2. Васильева Е. В. Познание через образ: к вопросу о значимости визуализации учебной информации Е. В. Васильева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2020. — № 3.
  3. Грушина Т. П. Применение скрайбинг-технологии на уроках географии Т. П. Грушина // Вестник МГПУ: Серия естественные науки. 2019.
  4. Ступина М. Ю., Сетко Н. П. Особенности уровня тревожности и социально-психологической адаптации обучающихся учреждений среднего профессионального образования // Оренбургский медицинский вестник 2017. — Т. 5. — № 4.

Ключевые слова

адаптация, студент, СПО, ментальная карта, эмоциональный комфорт, скрайбинг, цветовое оформление, многокомпонентные слова

Похожие статьи

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Из опыта работы над учебным пособием «Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся»

В статье описан опыт работы над учебным пособием, направленным на развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся по юридическим специальностям. Рассмотрено понятие «социокультурная компетенция», ее компоненты, способы формирования, ра...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Разработка психолого-педагогического комплекса для прогнозирования успешности формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза

В статье анализируются возможность повышения качества формирования обще-культурных компетенций у студентов медицинского вуза за счет использования данных психолого-педагогической диагностики об актуальных способностях и потенциальных возможностях сту...

Использование аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются методические принципы работы с аутентичными видеоматериалами; приводятся рекомендации по их адаптации к условиям обучения; анализируется использование видео-ресурсов как средства формирования коммуникативной компетенци...

Дискуссионный клуб как способ реализации предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе

Предметно-языковая интеграция отвечает современным требованиям, предъявляемым к качеству подготовки выпускника неязыкового вуза. В статье исследуются вопросы, связанные с возможностями ее реализации при подготовке бакалавров и обсуждаются проблемы ис...

Особенности работы педагога в дистанционном формате

Данная статья подробно исследует особенности выполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками в условиях реализации дистанционной формы обучения. В частности, в ней рассматриваются такие аспекты, как необходимость овладения навыка...

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Похожие статьи

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Из опыта работы над учебным пособием «Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся»

В статье описан опыт работы над учебным пособием, направленным на развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся по юридическим специальностям. Рассмотрено понятие «социокультурная компетенция», ее компоненты, способы формирования, ра...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Разработка психолого-педагогического комплекса для прогнозирования успешности формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза

В статье анализируются возможность повышения качества формирования обще-культурных компетенций у студентов медицинского вуза за счет использования данных психолого-педагогической диагностики об актуальных способностях и потенциальных возможностях сту...

Использование аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются методические принципы работы с аутентичными видеоматериалами; приводятся рекомендации по их адаптации к условиям обучения; анализируется использование видео-ресурсов как средства формирования коммуникативной компетенци...

Дискуссионный клуб как способ реализации предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе

Предметно-языковая интеграция отвечает современным требованиям, предъявляемым к качеству подготовки выпускника неязыкового вуза. В статье исследуются вопросы, связанные с возможностями ее реализации при подготовке бакалавров и обсуждаются проблемы ис...

Особенности работы педагога в дистанционном формате

Данная статья подробно исследует особенности выполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками в условиях реализации дистанционной формы обучения. В частности, в ней рассматриваются такие аспекты, как необходимость овладения навыка...

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Задать вопрос