«Финансовый волонтер»: блокнот-помощник по финансовой грамотности для обучающихся | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иоха, Н. С. «Финансовый волонтер»: блокнот-помощник по финансовой грамотности для обучающихся / Н. С. Иоха. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9257/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлена авторская разработка линейки блокнотов-помощников «Финансовый волонтер» для повышения интереса обучающихся к вопросам финансовой грамотности, стимулированию у них процессов самообразования и самовоспитания в этой области, применению теоретических знаний в повседневной жизни.

Ключевые слова: волонтеры финансового просвещения, финансовая безопасность, финансово грамотный человек, технология сотворчества.

На сегодняшний день вопросам финансовой грамотности в нашей стране уделяется большое внимание. Различные государственные структуры заинтересованы в том, чтобы граждане более ответственно относились к своим финансам, не копили долгов и не попадали в руки мошенников. Финансовая грамотность стимулирует принятие адекватных решений, минимизирует риски, повышает финансовую безопасность. Она помогает думать более рационально и тем самым планировать свое будущее. Особенно актуальной в этих условиях становится проблема воспитания современной молодежи, способной системно мыслить и принимать грамотные финансовые решения, ведь сегодняшние студенты — это завтрашние активные участники финансового рынка.

При поступлении в учебные заведения и отрываясь от родителей молодые люди совершают первые шаги к самостоятельной финансовой жизни. Им приходится учиться планировать свои денежные средства, вести учет доходов и расходов, избегать ненужных трат, создавать сбережения и ориентироваться в непростых продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Этому всему студенты учатся в рамках дисциплины «Основы финансовой грамотности», осваивая общие компетенции, получая определенные знания и умения. Однако возникает резонный вопрос: применяют ли они полученные знания в своей практической жизни?

В поисках ответа на него мы провели исследование среди обучающихся Хабаровского технологического колледжа и установить, что большинство опрошенных нами обладают базовыми знания в области финансовой грамотности, имеют представления о том, кто такой финансово грамотный человек, умеют формулировать финансовые цели и определять пути их достижения. Однако, применяют они эти знания в повседневной жизни малоэффективно. Многие обучающиеся подвержены совершению спонтанных покупок, не умеют экономить и сберегать, не ведут учет собственных доходов и расходов. Мало их интересуют вопросы социальных выплат, оформление материнского капитала и размер их будущей пенсии.

Опрос среди обучающихся КГА ПОУ ХТК

Рис. 1. Опрос среди обучающихся КГА ПОУ ХТК

Мы решили попытаться восполнить этот пробел и разработать линейку блокнотов «Финансовый волонтер», направленную на расширение у обучающихся знаний в области финансовой грамотности и приобщению их к навыкам практического применения этих знаний в повседневной жизни.

Однако на этой стадии возник новый вопрос: как заинтересовать студентов, которые практически не расстаются со смартфонами, использовать бумажный носитель в формате блокнота, да еще и что-то в нем читать и записывать? Мы предположили, что ответ нам могут дать сами студенты и решили использовать технологию сотворчества «Преподаватель — студенты», которая привела к образованию в стенах нашего колледжа кружка дополнительного образования «Финансовый гений».

Команда волонтеров финансового просвещения кружка «Финансовый гений» КГА ПОУ ХТК

Рис. 2 Команда волонтеров финансового просвещения кружка «Финансовый гений» КГА ПОУ ХТК

Его участниками и одновременно волонтерами финансового просвещения стали обучающиеся профессии «Графический дизайнер». Проведя опрос, они выяснили, что очень многие студенты нашего колледжа наряду с электронными книгами читают и бумажный их вариант, имеют рукописные конспекты лекций, а свои планы и мысли зачастую фиксируют в купленных в магазинах ежедневниках. И главное, они готовы к расширению своих знаний по финансовой грамотности, через предлагаемый нами продукт. Так мы приступили к разработке блокнотов по финансовой грамотности.

Мною был определен круг основных тем. Логика выпусков строилась по принципу от простых и понятных студентов, к сложным и практикоориентированным. Каждый участник кружка был в праве выбрать наиболее заинтересовавшую его тему, после чего получил ряд заданий по оформлению и наполнению блокнота. Дизайнерское оформление — это индивидуальное видение студента-разработчика, его творчество и креативность, а наполняемость блокнота осуществлялась под руководством и контролем педагога.

Обложки линейки блокнотов «Финансовый волонтер» Обложки линейки блокнотов «Финансовый волонтер» Обложки линейки блокнотов «Финансовый волонтер» Обложки линейки блокнотов «Финансовый волонтер» Обложки линейки блокнотов «Финансовый волонтер» Обложки линейки блокнотов «Финансовый волонтер»

Обложки линейки блокнотов «Финансовый волонтер»

Рис. 3. Обложки линейки блокнотов «Финансовый волонтер»

Вся серия блокнотов включает в себя двенадцать выпусков, каждый из которых по-своему оригинален и имеет индивидуальное дизайнерское решение. Большинство блокнотов состоят из одной части выпуска, но есть и такие, которые включают несколько взаимосвязанных разделов. В структуре блокнотов есть теоретический блок, который соответствует названию выпуска и содержит в себе основные элементы темы, также есть практические задания, для закрепления изученного материала.

В блокнотах есть раздел для особо любознательных студентов, желающих расширять свой кругозор в сфере финансовой грамотности. Он называется «Саморазвитие — что посмотреть, что почитать» и содержит научно-популярную литературу и ссылки на видеоформат. В каждом выпуске этот раздел обновляется.

На первых страницах блокнота представлены высказывания известных людей, соответствующие тематике выпуска. Они акцентируют внимание студентов и заставляют задуматься о том, что в данном случае имел в виду автор. Заключительная страница блокнота также представлена фразой какого-то известного человека, но уже содержит в себе некую загадку, заставляющую студента предположить, какой теме будет посвящен следующий выпуск.

В каждом блокноте есть блок расчета доходов и расходов, позволяющий студентам фиксировать свои траты в течение месяца, а потом анализировать, от каких покупок можно было отказаться и, где можно было сэкономить. Мы умышленно составили этот блок только на месяц, для того чтобы увлечь студентов и развить у них интерес к выходу следующего номера, для продолжения ведения записей и сравнения их с предыдущим месяцем.

Распространение созданных блокнотов происходит на мероприятиях по финансовой грамотности, которые проходят в нашем колледже ежемесячно в первый рабочий день. Проведение таких мероприятий происходит в сотворчестве педагогов и волонтеров финансового просвещения, силами студенческого научного общества «Мы — будущее» и участниками кружка «Финансовый гений». Все форматы мероприятий разные и представлены в специально разработанном нами календаре мероприятий по финансовой грамотности. На этих мероприятиях обучающиеся имеют возможность общаться между собой, задавать вопросы спикерам, обмениваться информацией и опытом. Это происходит как в научном, так и игровом формате, в зависимости от темы мероприятия.

Календарь финансовых праздников КГА ПОУ ХТК Календарь финансовых праздников КГА ПОУ ХТК Календарь финансовых праздников КГА ПОУ ХТК

Рис. 4. Календарь финансовых праздников КГА ПОУ ХТК

Для определения эффективности разработанного продукта мы используем метод фокус-группы. Он позволяет студентам дискутировать между собой, определять проблемные точки, высказывать предположения по решению различных задач, а нам получать информацию по модернизации и совершенствованию блокнотов.

С помощью данного метода мы смогли определить: что около 80 % обучающихся, которые посещают наши мероприятия — регулярно заполняют блокнот, а значит планируют свои доходы и расходы, ставят финансовые цели и определяют пути их достижения. Более 60 % — стали меньше совершать спонтанных покупок, а при посещении торговых точек ориентируются на предварительно составленный список необходимых трат. Многие стали задумываться о своем финансовом благополучии завтра и необходимости формирования «подушки безопасности». Женская половина обучающихся колледжа активно обсуждает вопросы начисления и выплаты материнского капитала.

В целом участники наших мероприятий с удовольствием на них приходят, поскольку это всегда новый и интересный формат, а также возможность получить очередной выпуск блокнота «Финансовый волонтер», а значит сделать еще один шаг к саморазвитию и самовоспитанию в области рационального управления собственными финансами.

Литература:

1. Брехова Ю. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 400 с.

2. Ильчибакиева, Р. А. Финансовая грамотность студентов / Р. А. Ильчибакиева, И. С. Мухамадеева, С. С. Абасова, А. И. Арслангереев // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 246–249.

3. Смирнов С. Н. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Финансовые риски». 10–11 классы общеобразоват. орг., СПО / С. Н. Смирнов, А. И. Сидоренко. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с.

4. Финансовая грамотность и финансовое просвещение населения: атлас российских практик: [монография] / Н. В. Аликперова [и др.]; отв. ред. Н. В. Аликперова. — М.: ФНИСЦ РАН, 2021–177 с.

Ключевые слова

финансовая безопасность, волонтеры финансового просвещения, финансово грамотный человек, технология сотворчества

Похожие статьи

Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации обучающихся при обучении финансовой грамотности (на примере социального сообщества «Фин-Ботики»)

В статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с выявлением роли социального сообщества ВКонтакте «Фин-Ботики» в повышении мотивации у студентов при обучении финансовой грамотности. Для организации учебного процесса была использована социальная сеть ВКо...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье подчеркивается важность развития читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. В эпоху широкого распространения информационных технологий оттачивание навыков чтения приобретает решающее значение для того, чтобы дети ...

Методическое обеспечение повышения финансовой грамотности студентов

Обобщен опыт методической работы, который может быть использован при проведении занятий, направленных на повышение финансовой грамотности.

Опыт работы с младшими школьниками по профориентации

В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в обр...

Обзор методик и технологий, используемых в самообразовании

Человеку свойственно стремиться к новым знаниям. Он начинает учиться с самого рождения. Но с окончанием университета получение новых знаний не должно останавливаться. Умение постоянно получать новые знания высоко ценятся работодателями. К тому же, об...

Применение на уроках русского языка и литературы приемов стратегии продвижения техники чтения

В статье рассматривается проблема отсутствия интереса учащихся к осознанному чтению. Автор дает обоснование о необходимости стимулировать читательскую активность учащихся школы посредством методики применения технологии скрайбинга, различных стратеги...

Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста

В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...

Групповой сбор в организации деятельности детей и педагога

В статье автор подробно раскрывает методику проведения одной из эффективных форм работы в ДОУ — «групповой сбор». Данная форма работы дает возможность формирования у детей навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности вс...

Похожие статьи

Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации обучающихся при обучении финансовой грамотности (на примере социального сообщества «Фин-Ботики»)

В статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с выявлением роли социального сообщества ВКонтакте «Фин-Ботики» в повышении мотивации у студентов при обучении финансовой грамотности. Для организации учебного процесса была использована социальная сеть ВКо...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье подчеркивается важность развития читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. В эпоху широкого распространения информационных технологий оттачивание навыков чтения приобретает решающее значение для того, чтобы дети ...

Методическое обеспечение повышения финансовой грамотности студентов

Обобщен опыт методической работы, который может быть использован при проведении занятий, направленных на повышение финансовой грамотности.

Опыт работы с младшими школьниками по профориентации

В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в обр...

Обзор методик и технологий, используемых в самообразовании

Человеку свойственно стремиться к новым знаниям. Он начинает учиться с самого рождения. Но с окончанием университета получение новых знаний не должно останавливаться. Умение постоянно получать новые знания высоко ценятся работодателями. К тому же, об...

Применение на уроках русского языка и литературы приемов стратегии продвижения техники чтения

В статье рассматривается проблема отсутствия интереса учащихся к осознанному чтению. Автор дает обоснование о необходимости стимулировать читательскую активность учащихся школы посредством методики применения технологии скрайбинга, различных стратеги...

Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста

В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...

Групповой сбор в организации деятельности детей и педагога

В статье автор подробно раскрывает методику проведения одной из эффективных форм работы в ДОУ — «групповой сбор». Данная форма работы дает возможность формирования у детей навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности вс...

Задать вопрос