Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования
Авторы: Коноваленко Елена Александровна, Гридчин Сергей Анатольевич, Гусак Елена Владимировна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 02.06.2024
Статья просмотрена: 37 раз
Библиографическое описание:
Коноваленко, Е. А. Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования / Е. А. Коноваленко, С. А. Гридчин, Е. В. Гусак. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9272/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.
Ключевые слова : программа развития, образовательный процесс школы, ценности образовательной организации, SVOT-анализ образовательной организации, системно-деятельностный подход.
Всякая перемена, даже перемена к лучшему, всегда сопряжена с неудобствами.
Ричард Хукер
Мы живем в непростое время, в период перестройки системы современного российского образования, поэтому насколько гибко образовательная организация сумеет отреагировать на изменения в Концепции образования [2], настолько качественно и продуктивно она сможет подготовить подрастающее поколение для жизни в изменившихся условиях. Как говорил Чарльз Дарвин: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям» [4]. Эти слова, как нельзя кстати, подходят к характеристике современной системы образования.
В настоящее время приоритетным направлением в Российской Федерации стала модернизация системы образования и появление новых преобразований, которые направлены на личностный рост и самореализацию подрастающего поколения [1]. В связи с этим изменяется смысл образования как педагогической категории, которая из профессиональной сферы переходит в общественную сферу жизнедеятельности общества и государства и, в процессе осуществления которой не только передаются и воспроизводятся знания в системе «учитель-ученик», но и формируется историческое и нравственное самосознание личности обучающихся в системе передачи культурного опыта поколений, опирающегося на нравственное самосознание нации.
Все это возможно только при изменении качественного подхода к образованию, когда образовательная организация достаточно быстро и гибко с определенным опережением, реагирует на ситуацию во внешней среде, что обеспечивает ей успех и процветание в длительной перспективе.
Все эти изменения отражаются при разработке и реализации программы развития школы как инструмента повышения качества образовательного процесса, его продуктивности и эффективности. Этому способствует реализация программы развития школы, которая является основным методическим средством управления качеством образования. Данный документ направлен на переход образовательной организации на качественно новый уровень развития, который не только определяет долгосрочную перспективу, но и краткосрочные цели, достижение которых возможно только с помощью связанных между собой решений, направленных на разрешение противоречий в развитии системы образования в школе. Каждая последующая программа развития — это, прежде всего, создание системы ценностей, основанных на преемственности и понимании желаемого и возможного результата, направленного на повышение качества образования. Причем, в данном случае, качество — это не сама цель, а способ укрепления устойчивых взаимосвязей в процессе обучения.
Разрабатывая программу развития школы, необходимо использовать метод программно-целевого управления развитием образования, который ориентирует её на разрешение противоречий в школьном образовании, которые заключаются в следующем:
— Уровень образования не соответствует запросам выпускников;
— Высокий уровень подготовки педагогов коррелирует с пониженной мотивацией обучающихся;
— Необходимость изменения системы повышения квалификации педагогических кадров не соответствует временным, материальным и финансовым затратам;
— Имеющиеся материально-технические возможности системы образования не всегда соответствуют современным требованиям образовательным процессам;
Разрабатывая программу развития школы, необходимо учитывать не только месторасположение школы, но и организационную культуру, традиции и итоги предыдущей программы развития, — все это позволяет определить основные принципы, цели и задачи, которые необходимо реализовать в обновленной программе. Программа развития МОУ «Ближнеигуменская СОШ» базируется на следующей совокупности ценностей:
— Обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, патриотизм, осознание себя жителем Ближней Игуменки и хранителем его исторического и культурного наследия, осознание себя гражданином России;
— Соединение лучших практик и традиций образования и воспитания с новыми тенденциями развития педагогической мысли;
— Стремление к высокому стандарту образования для обучающихся школы и, в первую очередь, для выпускников;
— Построение профориентационной модели выпускника школы.
Целью программы развития МОУ «Ближнеигуменская СОШ» стало повышение качества доступного образования, обеспечение конкурентоспособности школы и востребованности выпускников школы.
Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:
— Планирование работы педагогического персонала школы, направленное на повышение качества образования;
— Построение новой системы ценностей и организационной культуры школы;
— Выполнение государственных требований и муниципального задания в области реализации основных образовательных программ обучения;
— Создание комфортной информационной среды и современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие творческих и образовательных способностей обучающихся;
— Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Одним из эффективных инструментов исследования современного состояния образовательной системы школы является Swot-анализ, который позволяет определить не только сильные и слабые стороны образовательной системы, но и возможности и угрозы образовательной системы школы.
- Сильной стороной МОУ «Ближнеигуменская СОШ» является стабильность педагогического состава, представляющего собой коллектив единомышленников и подвижников, для которых школа не просто место работы, а часть их жизни. В школе сложилась благоприятная морально-психологическая атмосфера, которую отличают сотрудничество, взаимопомощь, уважение друг к другу. В то же время слабой стороной внутренней среды является недостаточная мотивация педагогов к участию в опытно-экспериментальной работе. Некоторые пока не понимают ее необходимости для улучшения деятельности школы. Несмотря на то, что мы все понимаем, что необходимо готовиться к переменам и готовить их самим. Иначе останешься в прошлом. Слабым моментом является неярко выраженная тенденция к единоличному успеху, когда оценка достижения является необъективной, так как к успеху приводит только совместная деятельность.
- Сильной стороной школы является успешное участие в проекте Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», нацеленные на внедрение современных инновационных технологий в образование. «Точка роста» — новый уникальный проект в рамках национального и федерального проектов. Он направлен на формирование современных технологических и гуманитарных навыков у обучающихся. На базе нашей школы проводился региональный семинар, посвященный внедрению
- Кроме того, в перспективе, мы рассматриваем расширение системы дополнительного образования, что, по нашим предположениям, даст положительные результаты в подготовке и сдаче экзаменов в формате ЕГЭ и при поступлении в ВУЗы. С другой стороны, это дополнительная нагрузка на учащихся, которая не всегда способствует укреплению здоровья. Школа находится в окружении более престижного образовательного учреждения, куда происходит отток более нацеленных на повышение уровня образования семей. Поэтому нашей школе приходится искать новые пути работы с подрастающим поколением. Школа пытается уменьшить опасность резкого снижения численности детей за счет создания комфортных условий внешней среды, внедрения интересных проектов по воспитательной работе. Но есть и положительные аспекты в работе, в настоящее время 7 % учащихся приезжают в школу из других микрорайонов, в том числе из г. Белгород. Особое внимание администрация школы и педагогический коллектив уделяют работе с родителями. Открытость в общении необходима для разъяснения целей и задач развития школы, преимуществ и перспектив нашего образовательного учреждения, что помогает преодолеть частичную некомпетентность или незнание каких-либо сторон деятельности школы. Такая работа позволит родителям принимать более активное участие в общественной жизни школы, пропагандировать положительный опыт нашего учреждения через соцсети и Госпаблики.
Функционирование МОУ «Ближнеигуменская СОШ» на I этапе реализации программы развития позволило добиться следующих результатов:
— Преобладание системных и процессных подходов в практике работы администрации школы привело к положительным изменениям в отношении повышения мотивации учителей к самообразованию;
— Изменение ценностей школы привело к формированию новой организационной культуры;
— Учителя школы обобщают опыт педагогической деятельности по проблемам качества образования;
— Расширились связи школы в рамках сетевого взаимодействия;
— Повысился уровень качества образования и востребованность выпускников школы в средних и высших учебных заведениях области.
Таким образом, о программе развития школы как основе продуктивного и качественного образования можно сказать словами Н. Маккиавелли: как «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам», так и программа развития школы является важным инструментом для достижения поставленных целей и задач» [3]. Она основана на принципах системности, целостности и постоянного совершенствования. В процессе реализации программы используются различные методы и инструменты оценки ее эффективности. Результаты и достижения программы развития школы позволяют оценить ее эффективность и внести необходимые корректировки для дальнейшего развития образовательного учреждения.
Литература:
- Закон «Об образовании РФ»
- Национальный проект «Образование»//https://edu.gov.ru/national-project?ysclid=lws14afds0465671616
- Цитаты великих // https://citaty.info/book/nikkolo-makiavelli
- Чарлз Дарвин цитаты (198 цитат) | Цитаты известных личностей (citaty.net) // https://ru.citaty.net/avtory/charlz-darvin/?ysclid=lwv3hfies1952438599
Ключевые слова
системно-деятельностный подход, программа развития, образовательный процесс школы, ценности образовательной организации, SVOT-анализ образовательной организацииПохожие статьи
Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности
В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...
Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания
В статье рассматривается одна и актуальных проблем -управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания, основные подходы управления качеством образования.
Проектирование программ в дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...
Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности
В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...
Модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса
В статье автор описывает модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении
В статье авторы пытаются рассказать о системно-деятельностном подходе в обучении как форме обеспечения результативности в реализации ФГОС.
Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации
Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...
Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования
В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.
Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению»
Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода и творческого процесса, которые направлены на совершенствование учебного процесса. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию познавательной деятельности разног...
Особенности управления инновационным развитием образовательной организации
В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...
Похожие статьи
Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности
В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...
Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания
В статье рассматривается одна и актуальных проблем -управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания, основные подходы управления качеством образования.
Проектирование программ в дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...
Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности
В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...
Модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса
В статье автор описывает модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении
В статье авторы пытаются рассказать о системно-деятельностном подходе в обучении как форме обеспечения результативности в реализации ФГОС.
Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации
Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...
Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования
В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.
Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению»
Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода и творческого процесса, которые направлены на совершенствование учебного процесса. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию познавательной деятельности разног...
Особенности управления инновационным развитием образовательной организации
В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...