Экологическое образование младших школьников
Автор: Каримова Ольга Керимовна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 20.07.2024
Статья просмотрена: 3 раза
Библиографическое описание:
Каримова, О. К. Экологическое образование младших школьников / О. К. Каримова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9356/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одно из основных требований, предъявляемых к содержанию начального экологического образования, развитие научных знаний на основе достоверной информации о состоянии окружающей среды и взаимодействии с ней человека.
Важнейшим компонентом экологической культуры является целостное представление о природной и социальной средах, понимание общих закономерностей их гармоничного существования.
Важность экологического образования:
1. Формирование экологической культуры
Ранняя осведомленность о проблемах экологии помогает детям понять важность сохранения природных ресурсов, сократить воздействие на окружающую среду и развить экологическую ответственностью. Это, в свою очередь, приводит к более устойчивому образу жизни, который будет сохраняться на протяжении всей жизни ребёнка.
2. Развитие любви к природе
Экологическое образование побуждает детей уважать и любить природу. Через занятия на свежем воздухе и участие в природоохранных проектах, дети учатся ценить красоту и значимость окружающей среды.
3. Формирование экологических навыков
Дети приобретают практические навыки, такие как сортировка мусора, экономия воды и энергии, забота о растениях и животных. Эти навыки помогают им понять, как их собственные действия могут способствовать улучшению экологической ситуации.
Методы экологического образования:
1. Интерактивные уроки
Включение интерактивных элементов в учебные занятия помогает сделать процесс обучения более увлекательным и запоминающимся. Это могут быть игры, викторины, квесты, настольные игры на тему экологии.
2. Экологические проекты и акции
Участие в проектах и акциях по озеленению школьной территории, сбору макулатуры, проведению экологических марафонов и субботников помогает формировать командный дух и ответственность за окружающую среду.
3. Экскурсии и познавательные прогулки
Экскурсии на природу, посещение экологических музеев или заповедников позволяют детям видеть и изучать природу вживую. Это способствует более глубокому пониманию экологических процессов и важности их охраны.
4. Использование наглядных материалов
Создание и использование плакатов, презентаций, видеороликов о защите природы помогает визуализировать информацию и делает её более понятной для детей.
5. Вовлечение родителей и сообщества
Важно привлекать родителей и местное сообщество к участию в экологическом воспитании. Это может быть поддержка школьных инициатив, участие в экологических мероприятиях и привитие детям экологических привычек дома.
Экологическое образование в начальной школе — это неотъемлемая часть формирования будущего поколения, заботящегося о природе. Включение экологических знаний и практик в учебную программу помогает детям понять важность охраны окружающей среды и формирует у них навыки, необходимые для поддержания устойчивого развития общества.
У нас в школе реализуется оптимальная модель экологического образования учащихся. Это интегрированный курс.
Элементы экологических знаний включаются в учебные предметы и внеклассные мероприятия.
В начальной школе особое внимание уделяется формированию эмоционально-положительного отношения к природе. Важно понимание уникальности каждого живого существа, осознание того, как правильно и ответственно вести себя в природе, не нарушая ее законы.
Иллюстрации, рассказы, стихотворения, загадки, краеведческий материал, интересные научные сведения, расширяющие учебно-познавательные интересы, помогают последовательно знакомить учащихся с обитателями природного мира, условиями среды обитания, разнообразными связями межу природными объектами.
И конечно, ребята сами сочиняют сказки, рассказы на экологические темы, которые включаются в содержание урока.
Вот примеры детских работ, которые можно использовать для проведения урока окружающего мира.
Волшебные цветы
В одном саду росли чудесные цветы. К ним и садовник, и хозяин относились с любовью. Но старый хозяин умер, а на смену ему пришел равнодушный, не любящий цветы хозяин. И он приказал садовнику уничтожить все цветы. Цветы услышали приказ хозяина. По стеблям и листьям прекрасных цветов потекли слезы. Садовник увидел это и не стал выполнять приказ хозяина. В саду опять радостно запели птицы. А цветы благодарили садовника за свое спасение.
Природа-наш общий дом, поэтому нельзя наносить ей вред!
(Мирослава, 8 лет)
Я покажу тебе лес
Однажды в теплый летний день Макар собрался пойти погулять в лес и позвал с собой друга Ярослава.
—Да не хочу я в лес идти, там одни комары, — проворчал Ярослав.
—Что ты, там ведь так интересно! — ответил Макар — Пойдем, я покажу тебе лес, и ты его тоже полюбишь.
По дороге Макар рассказывал:
— Смотри, это же настоящая сказка! Посмотри на небо!
С неба лился прямыми потоками свет, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались верхушки деревьев. Мальчиков охватила прохлада листвы. От запахов лесных цветов, трав, хвои и коры закружилась голова.
—А теперь наклонись и посмотри под ноги. Видишь, сколько здесь ягод, а если приглядеться, то можно найти и грибы: маслята, подберезовики, подосиновики, грузди. Даже трухлявые пни не умирают просто так, на них вырастают опята. Здесь много и лекарственных трав-подорожник, мать- и- мачеха, валериана, шалфей, ромашка, которыми могут лечиться люди.
Также лес считают легкими планеты. Он очищает воздух.
Прислушайся. Слышишь перезвон?
Лес-родной дом для пернатых: трясогузки, соловья, иволги, синицы. В дуплах деревьев живут совы, филины, дятлы. А тот, кому повезет, увидит в лесу тетерева и глухаря.
Ребята шли все дальше. Вдруг в кроне дерева мелькнуло что-то рыжее и пушистое.
—Ой что это?! — воскликнул Ярослав.
— Да это же белка, — ответил Макар, — она живет на деревьях.
Круглый год в лесу есть корм для животных, поэтому в лесах живет много зверей и насекомых. Здесь всем места хватает.
Под густым валежником роют себе норы барсуки и лисы. Возле лесных рек селится бобер, в чаще леса можно встретить медведя, рысь, лося, кабана, волка.
Еще долго ходили по лесу друзья, прислушиваясь к окружающим их звукам и рассматривая все вокруг.
— Да, не ожидал я, что в лесу можно увидеть так много интересного и любопытного, — сказал Ярослав. — Не зря говорят, что природа наш общий дом. И лес — тому доказательство.
(Макар, 9 лет)
Лесной концерт
Однажды лес и его обитатели решили устроить большой концерт. Заказали отличную погоду с ярким солнцем и легким ветерком.
Собрались на огромной поляне косой заяц, рыжая лиса, серый волк, еж и другие.
Дятел был очень важным. Он дирижировал. Взмахнул крылом, и все ожило.
Лес зашелестел листьями. Цветы раскачивались в такт музыки, кузнечики звонко застрекотали крылышками, мухи и пчелы зажужжали. Красный мухомор играл на гармошке и пел частушки про лесных жителей, а кокетливая стрекоза весело отплясывала на своих тонких ножках.
Концерт был в самом разгаре, когда на поляне появились двое мальчишек с охапками цветов и веток.
Они прислушались. Выступление ромашек, танец бабочек, пение птиц их удивили. Мальчики даже зааплодировали. Кругом было красиво. Все радовались и веселились. И ребятам больше не хотелось ломать ветки, рвать цветы, сбивать палкой грибы и нарушать спокойствие лесного царства.
Концерт закончился. Солнышко уходило за лес спать. Деревья перестали шелестеть листвой. Мальчики пошли домой.
Ребята дали слово, что теперь будут бережно относится к природе. Природа такая же живая, как и они.
(Вероника, 9 лет)
Санитары лесного озера
Какой прекрасный солнечный день! Погод великолепная! Ондатры плещутся в воде, играют в догонялки. Но вдруг что-то случилось с Феней, и она гребет изо всех сил, но не может сдвинуться с места.
—Что с тобой? — спрашивает сестру Николаша.
—Я застряла в сети. Мне не справиться самой помоги!
Николаша дернул сетку, но узел затянулся еще сильнее.
—У меня ничего не получается. Нужно позвать нутрий и бобров. У них крепкие зубы, они перекусят эту сетку, — крикнул Николаша и побежал
звать подмогу.
Приплыли бобры, нутрии и помогли освободить девочку.
—Откуда взялось все это на дне озера? — недоумевал Николаша. — Раньше здесь цвели кувшинки и лилии, а теперь неприятно плавать.
—Во всем виноваты люди, — вздыхает старый бобер. -Они приходят отдыхать сюда, а потом бросают мусор в воду.
—Так мы ж можем покалечиться, так нельзя поступать. Да и жителям водоема нужна чистая вода. С этим нужно что-то делать! Давайте наведем в нашем озере порядок! Вытащим весь мусор на берег. Люди придут отдыхать, увидят свалку мусора и уберут ее. Не бросят же они все обратно, — закончил Николаша.
Ребята и все лесные жители принялись за работу. Даже карпы, лягушки, водяные пауки участвовали в очистке озера.
Вскоре на берегу образовалась гора мусора.
—Будем надеяться, что люди уберут все это с берега, — заметила Феня. — Ведь неприятно же отдыхать среди этого хлама.
Вскоре так и случилось. Жители близлежащих домов пришли к озеру на пикник. Увидели гору мусора и убрали ее. Ведь чистота — залог здоровья не только человека, но и природы.
(Полина, 9 лет)