Программа внеурочной деятельности «Народное творчество в культурном пространстве малой родины»
Авторы: Севостьянова Елена Владимировна, Неплюева Галина Валентиновна, Федина Светлана Витальевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 12.08.2024
Статья просмотрена: 20 раз
Библиографическое описание:
Севостьянова, Е. В. Программа внеурочной деятельности «Народное творчество в культурном пространстве малой родины» / Е. В. Севостьянова, Г. В. Неплюева, С. В. Федина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9373/ (дата обращения: 19.12.2024).
Пояснительная записка
Важным для современного образования является создание условий для стимулирования у обучающихся интереса к получению знаний и умений, стремления участвовать в трудовой деятельности и общественной жизни. Важно использовать воспитательное пространство города, чтобы помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт посредством вхождения в социальную среду. Музейные занятия помогают конкретизировать материал школьных курсов истории и социальных и творческих дисциплин, дает знания по истории фольклора родного края. Через музыкальный и исторический материал учитель приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края. Музейные занятия помогают реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, которые сформулированы в законах об образовании РФ. Но как донести до ребенка тот ценнейший материал, которым богат наш народ, если дети не любят читать? Как научить их искать информацию в окружающих их жизнь предметах и вещах?
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям обновления образовательного процесса, связанным с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Реализация данной программы осуществляется через системно-деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий: личностных, познавательных и коммуникативных. Задачи и характер программы определяют специфику обучения, применяются разнообразные типы учебных занятий и форм организации обучения, используются элементы развивающих технологий обучения, игровые технологии, проектной деятельности, элементы музейной педагогики. Данная программа продолжает работу по духовно-патриотическому воспитанию, начатую в начальной школе и в 5–6 классах через реализацию программы внеурочной деятельности «Музейные уроки», направлена на развитие творческих способностей детей и подростков, являясь составной частью авторской программы «Музейные уроки».
Программа курса внеурочной деятельности «Народное творчество в культурном пространстве малой Родины» в рамках общешкольного курса внеурочной деятельности «Музейные уроки» (для 1–8 классов) подготовлена с учетом основных положений концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Реализация данной программы осуществляется в рамках внеурочной деятельности с обучающимися 5 классов.
Цель программы курса внеурочной деятельности:
создание условий для развития личности, усвоения общечеловеческих ценностей, воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской идентичности.
Задачи курса:
- Воспитание у обучающихся патриотических чувств и гражданского сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, воспитание чувства гордости за свою малую Родину.
- Развитие познавательного интереса у обучающихся на основе знакомства с народными музыкальными инструментами и элементами фольклора.
- Изучение истории возникновения и изготовления старинных музыкальных инструментов Руси и народов Поволжья.
- Развитие творческих способностей учащихся и умение работать с информацией: поиск, анализ, использовать в повседневной жизни.
- Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска краеведческой информации; осваивать технологии исследовательской и проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности «Народное творчество в культурном пространстве малой Родины».
Школьники, освоившие программу курса: имеют общее представление о символах региона, города, их историческом происхождении и социально-культурном значении; гордятся и любят свою малую Родину, желают изучать ее историко-культурное, духовное наследие; приобретают знания и навыки учебно-исследовательской работы; проявляют ценностное отношение к школе, городу, народу, к героическому прошлому и настоящему малого Отечества; знают традиции своей семьи и школы, проявляют бережное отношение к ним.
Продолжительность реализации программы курса составляет 34 часа (1 час занятий в неделю), в течение одного года обучения.
Программа курса внеурочной деятельности «Народное творчество в культурном пространстве малой Родины» состоит из 3 разделов:
Первый раздел программы «Народные мотивы в народных игрушках и инструментах» предполагает создание условий для осознания обучающимися ценности изучения прошлого посредством посещения музея, изучения народных мотивов и народных инструментов.
Второй раздел «Народные праздники и народные инструменты» знакомит учащихся с историей возникновения и создания народных инструментов, народными традициями, праздниками, фольклором разных народов.
Третий раздел «Увлекательное путешествие в страну проектов и игр» имеет целью знакомство со структурой, типами проектов и требованиями к проекту, воспитание у обучающихся чувства гордости за свой народ, его традиции и праздники отражены в темах проектов и в сценариях игр.
Содержание программы
Тематическое планирование
№ |
Темы |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Раздел 1. «Народные мотивы в народных игрушках и инструментах»-6ч |
||||
1 |
Народные мотивы в обиходе крестьянского быта |
2 |
1 |
1 |
2 |
Народные мотивы и природа родного края |
2 |
1 |
1 |
3 |
Народные инструменты как экспонаты музея |
2 |
1 |
1 |
Раздел 2. «Народные праздники и народные инструменты»-6ч |
||||
4 |
Рукотворная история |
2 |
1 |
1 |
5 |
История одного инструмента |
1 |
1 |
0 |
6 |
Путешествие народных инструментов в народные праздники |
3 |
1 |
2 |
Раздел 3. «Увлекательное путешествие в страну проектов и игр»-12ч |
||||
7 |
Игра «Найди инструмент вокруг себя» |
2 |
0 |
2 |
8 |
Проект «Сказочная история о старинном инструменте» |
10 |
2 |
8 |
Итого |
34 |
8 |
16 |
|
Содержание программы
Раздел 1. «Народные мотивы в народных игрушках и инструментах». 6 часов.
Тема 1. Народные мотивы в обиходе крестьянского быта (2часа). Знакомство с утилитарными музыкальными инструментами. Звучание древнерусских музыкальных инструментов. Все музыкальные инструменты, вне зависимости от того, где и когда они появились, можно разделить на группы: струнные, духовые, ударные. Струнные появились благодаря охотнику, который нечаянно натянув струну, отпустил её и услышал звук, со временем люди поняли, что, изменив длину и толщину струны, можно получить разные звуки. Так появились первые струнные инструменты гусли, балалайка, гудок. При изготовлении струн для инструментов использовали жилы животных и деревянную основу. Тростник стал родоначальником духовых инструментов сурны, рожки, жалейки, кугиклы, варганы, свистульки. Самым древним духовым инструментом, прародителем флейты считают кугиклы. Изготавливали его из камыша или кокорыша, позднее из дерева, металла или пластика. Состоял он из пяти трубок, каждая имеет своё название, 1 — «гудень», 2 — «подгудень», 3 — «средник», 4 — «подпятушка», 5 — «пятушка». Этот инструмент был очень популярен в Брянской, Курской и Калужской областях. Ударные: ложки, бубен, трещотки, дрова, колотушка. На втором занятии обучающие знакомятся со звучанием музыкальных инструментов, имитируют голосом, смотрят видео фрагменты с исполнителями.
Тема 2. Народные мотивы и природа родного края (2 часа). Инструменты вторят голосам птиц. Её величество флейта. Образы природы в русских народных песнях. Пение птиц как русская народная песня самобытны. Некоторые музыкальные инструменты служили для приманки птиц, некоторые имитировали голоса птиц. Многие композиторы использовали пение птиц в своих произведениях. Звуки рожка прекрасного Леля, сына богини Лада родились из пения птиц. Ну а флейту можно считать королевой птичьих трелей. Каждый инструмент (двойная смоленская свирель, флуер, флояра, тилинка, пэлян, курай и т.д) в руках талантливого музыканта может запеть и соловьем, и кукушкой и жаворонком. Многие русские народные песни посвящены красоте русской природы. Её широта, красота, отражена в распевах, умеренном темпе незатейливой мелодии. Песни были связаны с календарными праздниками, с земледельческим календарём. Дети разучивают русские народные песни о природе, сопровождая пение игрой на народных инструментах.
Тема 3. Народные инструменты как экспонаты музея (2 часа). История народных инструментов народов России. Музыкальные экспонаты музея.
Топшур (гомз) — алтайский щипковый музыкальный инструмент, своим строением похож на балалайку, а вот звучание отличается, т. к. струны изготавливали из конского волоса. Воспроизводит кварты, квинту, большую и малу сексту. Изготавливали из хвойных деревьев. Торбан — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Этот инструмент отличается большим количеством жильных струн, от 30 до 60. Пэлян -коми-пермяцкая травяная дудка. Домра- русский народный струнный щипковый инструмент, имеет 3 или 4 струны. Является прообразом балалайки, отличается округлым корпусом. Музыканты, играющие на домре, назывались домрачеями. Сарна — чувашская волынка. Пищик — от Кубани до Полесья. Двойная смоленская свирель. На практическом занятии необходимо познакомить детей с музейными экспонатами. Это может быть экскурсия в школьный или городской музей.
Раздел 2. «Народные праздники и народные инструменты». 6 часов.
Тема 4. Рукотворная история (2 часа) Волшебное превращение. Изготовление народных инструментов. На занятие учитель рассказывает и показывает, как из простых подручных средств можно изготовить музыкальны инструмент. Детям предлагается из предложенного материала придумать свой инструмент и изготовить его. Для этого занятия необходимо приготовить ложки, деревянные расчески, колокольчики, погремушки, различные пластинки, ленты веревку, бумагу.
Тема 5. История одного инструмента (1 час). Балалайка. Балалайка-русский народный струнный щипковый инструмент. Дата рождения этого инструмента остается загадкой. Происхождение названия инструмента связано с несколькими историями. В одной говорится, что оно происходит от слова «бала» (ребенок, дитё), в другой от слова «балабайка», однозначного ответа пока нет. Размер балалаек колеблется от 60 см до 170 см. Вторую жизнь балалайке подарил основатель первого оркестра русских народных инструментов Андреев В. В. Прослушайте и сравните звучание разных балалаек, звучание балалайки в оркестре. Послушайте исполнение местных балалаечников.
Тема 6. Путешествие народных инструментов в народные праздники (3 часа). Знакомство с народны праздником «Масленица». Сочини частушку. Разыграй праздник «Масленица». Учитель знакомит с историей праздника Масленица. Знакомит с инструментами, которые использовали во время праздника на Руси. Ребята сочиняют частушки, пишут сценарий праздника. Ставят небольшой спектакль «Прощай Масленица».
Раздел 3. «Увлекательное путешествие в страну проектов и игр». 12 часов.
Тема 7. Игра «Найди инструмент вокруг себя» (2 часа). Игра проводиться в подготовленном помещении, в школьном музее, в кабинете музыки. Дети делятся на 2 команды. Цель игры — повторить и применить изученный материал на занятиях.
Задание 1. Найди народный музыкальный инструмент.
Задание 2. Подбери описание к инструменту.
Задание 3. Определи на слух звучание инструмента.
Задание 4. Музыкальные загадки по русским народным песням.
Задание 5. Составь блок-схему по теме «Народное творчество».
Тема 8. Проект «Сказочная история о старинном инструменте» (10 часов).
Создание проекта. Знакомство со структурой, типами проектов и требованиями к проекту. Этапы выполнения и оформления проекта. Презентация проекта. Работа с жанром сказка (ознакомление, структура, особенности жанра). Сказка может стать продуктом данного проекта. Продуктом коллективного проекта может стать сборник сказок о народных инструментах России.
Формы работы:
— беседы
— экскурсии
— игры
— групповые занятия
— проект
— викторины
Принципы реализации программы:
— принцип наглядности;
— принцип связи теории с практикой;
— принцип научности;
— принцип учета возрастных особенностей;
— принцип результативности;
— принцип метапредметности.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
- Компьютер, мультимедийное оборудование.
- Комплектом плакатов «Этнокалендарь России», фотографии народных инструментов, репродукции картин народных праздников.
- Аудио-видео материал.
Литература:
- Герд И. Я. (сост.) Сборник работ и ремесел, полезных для детей различных возрастов-М., 1885 г.
- Бежкович А. С. и др. Хозяйство и быт русских крестьян. — М.: Советская Россия 1959 г.
- Музыкальные инструменты / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Соколов Ф. Русская народная балалайка. — М., 1962
- Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. — М., 1986
- Вырщиков, А. Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: метод. пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кумарцев, А. П. Пашкович. — М.: Глобус, 2007. — 330 с.
- Ларионова М. Ч., Русский фольклор. Темы для самостоятельного изучения. Учебно-методическое пособие. Вып. 1 / М. Ч. Ларионова. — Ростов н/Д: Foundation,2014–198 с.
- Гумилев, Л. Н. От Руси к России /Л. Н. Гумилев. — М., 1992.
- Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
- Фольклор в школе: практ. пособие для академического бакалавриата / Г. В. Пранцова, Л. П. Перепелкина, В. П. Видишева, И. С. Ключарева. — 2-е изд.,испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 20189–235 с.
- Новицкая М. Ю. Школьный быт и фольклор. Учебный материал по русскому фольклору. — Таллин, 1992. — 4.1–2.
- Афанасьева А. Б. Праздники русского народного календаря. Методические рекомендации. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1996.
- Афанасьева А. Б. Этностудия «Родники. Введение в народоведение» / Окно в мир: Учебно-методическое пособие по внеурочной деятельности. Выпуск 4 /Под ред. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 65–108.
- Владыкина-Бачинская Н. М. Музыкальный стиль хороводных песен. М.: Музыка, 1972.
- Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России» для учителей. 2016–2020. — СПб.: Фрегат, 2015–2019.
- Назарова Л. Д. Фольклорная арттерапия. — СПб.: Речь, 2002.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.
- Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Ч. 1, 2. — М.: Рифмэ, 1999.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: изд-во ЛГУ, 1986.
- Шангина И. И. Русские традиционные праздники. СПб.: Искусство-СПб, 1997.