Применение рабочих листов при обучении литературному чтению в начальной школе на этапе контроля полученных знаний
Автор: Манжиева Майя Алексеевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 27.08.2024
Статья просмотрена: 23 раза
Библиографическое описание:
Манжиева, М. А. Применение рабочих листов при обучении литературному чтению в начальной школе на этапе контроля полученных знаний / М. А. Манжиева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9384/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: литературное чтение, рабочий лист, контроль понимания, изученный материал
Обучение в начальной школе является трудоёмким процессом, но при этом учитель имеет большие возможности в выборе материала для построения урока, а точнее, имеет возможности отобрать материал для каждого этапа урока. Этап контроля полученных знаний является одним из самых важных в обучении, т. к. на этом этапе учителю становится понятно насколько хорошо обучающийся усвоил материал. Для обучающегося данный этап не должен быть каким-то страшным событием, а должен стать для него инструментом осознания того, что он хорошо усвоил прочитанный и изученный материал.
Предмет «Литературное чтение» является одним из самых интересных предметов в начальной школе. На этом уроке обучающиеся могут погрузиться в мир сказок, совершить путешествие вместе с героями рассказов, посочувствовать героям и испытать те же чувства, что и герои. При завершении изучения того или иного произведения учителю необходимо понять, запомнил ли обучающийся главных героев произведения, понял ли мораль, что знает о биографии писателя, какую мораль донесло данное произведение и т. д. В своей работе я часто использую дополнительные материалы: одним из таких «помощников» являются рабочие листы.
Рабочие листы — это специально разработанные учителем листы, где прописаны задания с указаниями, как и что следует сделать. Формат рабочего листа позволяет выходить за пределы содержания учебника и рабочей тетради и дает возможность индивидуального подхода к ребенку. Отдельно взятый рабочий лист легко подобрать в соответствии с интересующей темой и уровнем знаний ребенка. Рабочие листы включают в себя несколько видов: информационные, тестовые и интегрирующие. Они могут быть групповые, а также индивидуальные. На современном уроке реализуется системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС.
При этом, стоит отметить, что рабочие листы по определенному произведению можно найти на просторах Интернета, но я очень часто создаю собственные рабочие листы, отбирая вопросы, где обучающийся может выразить собственное мнение, поделиться идеями и даже, что-то нарисовать.
В данной статье я хочу разместить некоторые задания из созданных мною рабочих листов, а также ссылки для ознакомления с готовыми рабочими листами для УМК «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф. и др., издательство «Просвещение», Москва.
Одним из интересных разделов в программе предмета «Литературное чтение» я считаю раздел устного народного творчества. По окончании изучения сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» я предложила своим обучающимся выполнить задания следующего содержания:
1. Кратко опиши главных героев сказки:
Алёнушка____________________________________________________
Иванушка_____________________________________________________
2. «Мой словарик».
Какие интересные слова ты встретил в этой сказке? (Выпиши из текста сказки интересные для тебя слова)
3. «Чему учит сказка?»
Напиши, чему тебя научила данная сказка? Какова мораль сказки?
Ссылка на рабочий лист: https://disk.yandex.ru/i/pFFV0NttyqimSg
В начальной школе большое внимание уделяется творчеству и произведениям А. С. Пушкина. При этом рабочий лист можно использовать как для работы со стихотворением, так и для работы со сказками. Знакомство с произведениями писателя начинается с изучения его биографии. Обучающимся предлагается найти дополнительную информацию о биографии писателя и дома заполнить рабочий лист, вписав информацию в окошки.
- Фамилия, имя, отчество писателя.
- Дата рождения, дата смерти.
- Важные этапы в жизни писателя (поэта)
- Известные произведения писателя.
- Жанры литературы, в которых работал писатель
- Интересные факты о данном произведении.
На уроке желающие обучающиеся могут рассказать о писателе или поэте, но рабочие листы сдают все обучающиеся. Таким образом, обучающиеся учатся работать с информацией и отбирать ее, а также заполнять схемы.
Ссылку на образец рабочего листа можно найти здесь: https://disk.yandex.ru/i/Py0LX8PabXblfw
В программе 3 классе изучается стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро». В рабочем листе я предложила выполнить обучающимся следующие задания.
- «Богатый мир эпитетов»
Выпиши эпитеты к следующим словам:
День______________
Аврора_______________
Луна_________________
Тучи_________________
Ковры________________
Блеск_________________
Печь__________________
- «Мир эмоций»
Какие эмоции ты испытываешь при чтении данного произведения?
- «Мир красок»
Представь, что в вашем классе решили создать стенгазету по творчеству А. С. Пушкина. Тебе дали задание нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимнее утро». Нарисуй иллюстрацию в этом квадратике.
Рабочий лист по данному произведению можно найти по ссылке:
https://disk.yandex.ru/i/XNnRa7Db8V28VA
Произведения о природе также интересны для изучения. Рассказ «Листопадничек» И. С. Соколова- Микитова написан в стиле сказки, но при этом раскрывает особенности жизни зайцев и бобров и других обитателей леса. При создании рабочего листа были включены следующие задания.
1. Кратко опиши главных героев рассказа:
Листопадничек________________________________________________
Старая зайчиха________________________________________________
Бобр_________________________________________________________
Бобрята______________________________________________________
2. «Богатый мир эпитетов».
Выпиши эпитеты к следующим словам:
Журавлята-
Осень-
Шёрстка-
Гнездо-
Хатка-
Выдра-
3. «Мир красок» . Нарисуй хатку бобров и Листопадничка.
4. Продолжи мысль : Из содержания рассказа «Листопадничек» я понял, что ________________________________________________________
Рабочий лист по данному произведению можно найти по ссылке:
https://disk.yandex.ru/i/4skol2p4ljiHWA
Рабочий лист является одним из универсальных пособий для контроля изученного материала. При завершении изучения целого раздела я создаю рабочие листы для создания собственного творческого произведения. При этом данные уроки входят в раздел «Проектная деятельность». На данном этапе рабочий лист выступает инструментом для создания итогового продукта проекта, т. е. это является план-схемой. При завершении изучения раздела «Устное народное творчество» обучающимся были предложены рабочие листы следующего содержания:
- Название сказки
- Главные герои: а) положительные_________________
б) отрицательные___________________
- Главная мысль сказки______________________________________
- План сказки
- Мои иллюстрации
- Интересные слова для моей сказки___________________________
Рабочий лист по созданию сказки можно найти по ссылке:
https://disk.yandex.ru/i/CCyfXtPcgEJCLA
Таким образом, можно сделать вывод, что применение рабочего листа на этапе контроля при обучении литературному чтению помогает учителю точно понять, насколько обучающиеся усвоили материал, при этом не ограничивает творческие возможности обучающихся.
Литература:
- Гуторина, С. Ю. Рабочий лист как эффективный инструмент современного урока литературного чтения / С. Ю. Гуторина. — Текст: электронный // 1 сентября: [сайт]. — URL: (дата обращения: 19.08.2024).
- https://gas-kvas.com/grafic/uploads/posts/2023–10/1696498080_gas-kvas-com-p-kartinki-pushkin-5.jpg
- https://papik.pro/izobr/uploads/posts/2023–02/1677509513_papik-pro-p-illyustratsiya-k-stikhotvoreniyu-zimnee-ut-2.jpg
- https://avatars.mds.yandex.net/i?id=6192412a890e0c6ab0f2be4f63ed4060_l-9106331-images-thumbs&n=13
- https://prorisuem.ru/foto/6527/risunok_na_temu_listopadnichek_43.webp https://douo.ru/wp-content/uploads/2023/08/ramka-iz-listev-2–1.webp
- https://avatars.mds.yandex.net/i?id=05277d1b54f1f28c850840531125fffb_l-11924120-images-thumbs&n=13
Похожие статьи
Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии
В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.
Обучение поисковому чтению на уроке английского языка в средней школе
В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется поисковому виду чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении поисковому чтению.
Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе
В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.
Учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения
Эта статья посвящена вопросу исследования художественного текста, в системе литературного образования школьника. Автор рассматривает учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения. Особое внимание акцентируется на проце...
Видеоматериалы как средство формирования навыков говорения на английском языке у обучающихся средней школы
В работе автор исследует вопросы формирования навыков говорения у обучающихся средней общеобразовательной школы посредством использования видеоматериалов в учебном процессе.
Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла
В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.
Похожие статьи
Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии
В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.
Обучение поисковому чтению на уроке английского языка в средней школе
В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется поисковому виду чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении поисковому чтению.
Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе
В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.
Учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения
Эта статья посвящена вопросу исследования художественного текста, в системе литературного образования школьника. Автор рассматривает учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения. Особое внимание акцентируется на проце...
Видеоматериалы как средство формирования навыков говорения на английском языке у обучающихся средней школы
В работе автор исследует вопросы формирования навыков говорения у обучающихся средней общеобразовательной школы посредством использования видеоматериалов в учебном процессе.
Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла
В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.