Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике сбора гидропонной установки для работы в домашних условиях)
Автор: Прокофьева Марина Анатольевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 16.09.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Прокофьева, М. А. Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике сбора гидропонной установки для работы в домашних условиях) / М. А. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9392/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор предлагает разработку практического занятия, направленного на формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения. Данное практическое занятие может представлять интерес для учителей и педагогов дополнительного образования естественнонаучного направления.
Ключевые слова: культура труда, дополнительное образование, агроэкологическое обучение, гидропонная установка фитильной системы.
Современные реалии в области трудового обучения и воспитания естественнонаучной направленности (в т. ч. и культуры труда) требуют ориентации на формирование научного мировоззрения и мышления, познания и исследовательских способностей обучающихся, реализующихся через формирование потребности обучающегося в труде (сфера деятельности «человек-природа», «человек — окружающий мир»).
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что одним из приоритетных направлений современного дополнительного образования естественнонаучного направления является введение в педагогический процесс агроэкологического трудового обучения и воспитания, включая и формирование культуры труда обучающихся.
В сборнике научных статей по итогам работы Международного научного форума «Наука и инновации — современные концепции» [1, 204] в статье «О модели сформированности культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения детей» [2, с. 61–69] мы раскрыли собственное понимание «культуры труда» средствами дополнительного агроэкологического обучения школьников [2, с. 62]; показали авторскую модель сформированности культуры труда школьника средствами дополнительного агроэкологического обучения, содержащей в себе мотивационно-личностный, содержательный и процессуальный компоненты деятельности [2, с. 63–64]; разработали алгоритм формирования культуры труда школьников через целостный педагогический процесс учреждения дополнительного агроэкологического обучения [2, с. 65]; показали педагогические условия для мотивации интереса обучающихся к культуре труда средствами дополнительного агроэкологического обучения [2, с.67]; выяснили, что наиболее приоритетными для формирования культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения являются интерактивные технологии обучения, в ходе которых осуществляется взаимодействие педагога и обучающихся, а также учащихся между собой ( смешанное обучение, технология обучения сверстников, проектное обучение, перекрестное обучение и др.), а также , возможно использование элементов педагогических технологий авторских школ (« Школа-парк» М. А. Балабана, « Агрошкола» А. А. Католикова, «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова) [2, с.68].
В процессе изучения интересующей нас проблемы, мы пришли к выводу, что формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения это целостный педагогический процесс по обучению, воспитанию, развитию и становлению личности [2, с.68].
Опираясь на реалии сегодняшнего дня, мы, предлагаем, фрагмент, разработанного нами практического занятия, содержание которого, направлено на формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сити-фермер» государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Эколого-биологический Центр».
Практическое занятие по методике сбора гидропонной установки для работы в домашних условиях.
Форма проведения: практическое занятие.
Место проведения: практическое занятие проводится на территории Эколого-биологического Центра.
Целевая аудитория: обучающиеся 15–18 лет.
Продолжительность занятия: 80 минут.
Цель практического занятия:
— информировать обучающихся о видах растений, выращиваемых на гидропонной системе;
— мотивировать обучающихся к познавательной и трудовой деятельности;
— формировать культуру труда в процессе сбора гидропонной установки.
Задачи практического занятия:
Личностные: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца; овладение трудовыми навыками и ответственностью за качество своей деятельности; бережное отношение к материалам и инструментам; воспитание у обучающихся потребности в общении с природой, бережного отношения к ней; взаимодействие в коллективе с другими детьми.
Метапредметные: развитие коммуникативных умений и навыков самоорганизации; формирование умения планировать свою деятельность и работать на результат; формирование необходимости к познанию окружающего мира и самого себя; формирование навыков и умений по сбору гидропонной установки в домашних условиях.
Предметные: формирование знаний по основам сбора гидропонной установки; применение новых технологий по сбору гидропонной установки.
Предметные ( о бразовательные): расширить знания обучающихся о создании гидропонных установок; обобщить, систематизировать и углубить знания детей о пользе гидропоники; способствовать выработке у учащихся навыков работы с гидропонными установками.
Предметные (развивающие): развитие: логического мышления; творческого отношения к выполнению заданий; высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.); умения слушать, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Предметные (воспитательные): воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; формирование культуры труда; трудовое воспитание через изготовление гидропонной установки.
Методы: беседа, рассказ, технология обучения сверстников, перекрестное обучение, целенаправленная самостоятельная, индивидуальная и групповая работа по сбору гидропонной установки для домашнего пользования.
Оборудование: инструкция по технике безопасности, инструкция по созданию гидропонной установки, отвертка, вода, гидропонное удобрение, хлопковый или нейлоновый шнур для фитилей, лоток для воды, лоток для растений, рассада, инертный субстрат (вермикулит).
Ход занятия:
Многие любители садоводства и огородничества интересуются вопросом создания системы гидропоники своими руками для выращивания растений в домашних условиях.
Следует отметить, что существует множество растений, которые можно выращивать в гидропонных установках, но при наличии правильных условий выращивания.
Для начала давайте разберемся какие растения лучше всего подходят для гидропонных установок, так как нам сегодня предстоит сделать гидропонную установку своими руками и высадить рассаду растений (рисунок 1).
Рис. 1. Растения, выращиваемые на основе гидропонной установки.
Гидропонное садоводство и огородничество легко создать у себя дома и круглый год выращивать растения. Существует много различных стилей гидропонных установок, но самый простейший вид установки, используемый в гидропонике — это фитильная система. Эта система работает по схеме капиллярных сил: питательный раствор к корневой системе поступает по фитилю в небольшом, но в достаточном количестве [3, с. 16–17]. Для того, чтобы создать гидропонную установку фитильной системы, нам необходимо хорошо изучить инструкцию по технике безопасности. Инструкция у вас есть, очень внимательно прочитайте ее.
После изучения инструкции по технике безопасности обратите внимание на инструкцию по сбору гидропонной установки — фитильная система . Согласно этой инструкции мы начинаем работу по сбору гидропонной установки на фитильной системе. Наша работа будет состоять из нескольких технологических этапов, которые я вам продемонстрирую на слайдах (таблица 1).
Таблица 1
Технологические этапы сбора фитильной гидропонной установки.
Этап 1 |
Правильно готовим рабочее место для рационального использования рабочего времени (слайд 1) |
Этап 2 |
Экономно используем имеющийся материал для гидропонной установки |
Этап 3 |
Правильно пользуемся инструментами и оборудованием (Слайд 2) |
Этап 4 |
Создаем резервуар, наполненный водой и гидропонными удобрениями. Резервуар помещаем под поддоном, на котором будет произрастать растение (слайд 3) |
Этап 5 |
Протягиваем один или два фитиля через отверстия в нижней части лотка для растений. Используем отвертку для создания отверстий. Фитили будут поглощать воду из резервуара и подавать ее к питательной среде в лотке (слайд 4) |
Этап 6 |
Наполняем лоток субстратом. В качестве субстрата мы будем использовать вермикулит (но можно койру, перлит и беспочвенные смеси, которые не будут быстро просыхать). Осторожно, маленькой лопаткой, заполняем лоток вермикулитом (слайд 5) |
Этап 7 |
Высаживаем в лоток рассаду (у каждого из вас своя рассада). Сегодня мы будем высаживать рассаду листового салата, шпината и петрушки. Аккуратно возьмите рассаду и поместите в лоток с вермикулитом (слайд 6). Необходимо отметить, что в лоток с вермикулитом можно высеивать и семена растений |
Этап 8 |
Помещаем субстрат в лоток с рассадой над резервуаром с водой (слайд 7) |
Этап 9 |
Убираем за собой место работы, соблюдаем чистоту. Складываем на место оборудование и инвентарь |
Наша гидропонная установка фитильной системы готова. Эту установку вы можете взять домой и пронаблюдать за ростом высаженного растения.
А теперь я предлагаю вам ответить на несколько вопросов для закрепления пройденного материала. Сейчас я вам раздам опросник и тестовые задания.
Опросник
№ № |
вопросы |
ответы |
||
да |
нет |
не знаю |
||
1 |
Считаете ли вы, что правильно подготовленное рабочее место помогает рационально использовать рабочее время? |
|||
2 |
Научились ли вы экономно использовать имеющийся материал? |
|||
3 |
Научились ли вы правильно пользоваться инструментами и оборудованием при создании гидропонной установки? |
|||
4 |
Считаете ли вы, что соблюдение чистоты и гигиены на рабочем месте является частью культуры труда? |
|||
5 |
Считаете ли вы, что создание гидропонной установки приобщает вас к труду в целом, и культуре труда в частности? |
|||
6 |
Помогла ли вам инструкция по технике безопасности в работе по созданию гидропонной установки? |
|||
Тестовые задания на закрепление знаний по созданию гидропонной установки фитильной системы
Сколько технологических этапов по созданию гидропонной установки вы прошли на занятии: А) 5; Б) 7; В) 9; Г) 3 |
2. На четвертом этапе вы выполнили следующую работу: А) высадили в лоток рассаду; Б) наполнили лоток субстратом; В) поместили субстрат в лоток с рассадой над резервуаром с водой; Г) создали резервуар, наполненный водой и гидропонными удобрениями |
3. Какой субстрат вы использовали на занятии для наполнения лотка: А) койру; Б) вермикулит; В) перлит; Г) беспочвенные смеси |
4. Фитильная система — это: А) поступление питательного раствора к корневой системе по фитилю; Б) выращивание растений в емкости, наполненной питательным раствором; В) капельный полив, ориентированный на теплицы и парники; Г) циркуляция тонкого слоя питательного раствора |
5. Какие растения больше всего подходят для выращивания в гидропонной установке: А) огурцы всех сортов; Б) огурцы определенных сортов; В) томаты всех сортов; Г) томаты всех сортов |
6. Огурцы каких сортов можно выращивать в гидропонной установке: А) «Лилипут», «Круиз»; Б) «Круиз», «Берендей»; Г) «Берендей», «Голубчик», «Аист». Д) все перечисленные сорта |
7. Томаты каких сортов можно выращивать в гидропонной установке: А) «Черри», «Дружок»; Б) «Гаврош», «Аляска»; В) «Фаворит», «Журавлик»; Г) все перечисленные сорта |
Домашнее задание. Сделать гидропонную установку фитильной системы и посеять в нее семена тех растений, которые больше всего подходят для гидропонной установки.
Занятие окончено. Спасибо за работу.
Таким образом, в данной статье мы поделились с вами фрагментом занятия, содержание которого направлено на формирование культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения. Кроме этого, нами разработаны экскурсии-занятия, воспитательные мероприятия, экскурсии, с которыми мы предполагаем поделиться в следующих статьях.
Сегодня вопрос трудового воспитания и обучения из идеальной цели обучения и воспитания превращается в реальную практическую задачу, с определением содержания культуры труда (в т. ч. культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения). Эти задачи, реализуемые в освоении как общеобразовательных, так и специальных знаний, умений и навыков, выходят за рамки «классической педагогики трудового обучения и воспитания и приобретают широкий социальный контекст» [4, с.35].
В связи с этим, формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения является на сегодняшний день остроактуальной и нуждается в более углубленном ее рассмотрении.
Литература:
- Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума «Наука и инновации — современные концепции» (г. Москва, 14 марта 2024 г.). / Ответ. редактор Д. Р. Хисматуллин. — Москва: Издательство Инфинити, 2024. — 204 с.
- Прокофьева М. А. О модели сформированности культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения детей. Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума «Наука и инновации — современные концепции» (г. Москва, 14 марта 2024 г.). / Ответ. редактор Д. Р. Хисматуллин. — Москва: Издательство Инфинити, 2024. — с. 61–69.
- В. А. Погорелова, Е. И. Сазонова «Методические рекомендации по созданию гидропонных установок» (в рамках программы базового уровня «Сити-фермер»). — Краснодар: ГБУ ДО КК ЭБЦ, 2019. — 52 с.
- Романова Т. В. Формирование культуры труда у младших школьников в системе дополнительного образования: Дисс. …канд. пед. наук: 13.00.01 Чебоксары, 2006–246 с.
Ключевые слова
дополнительное образование, культура труда, агроэкологическое обучение, гидропонная установка фитильной системыПохожие статьи
Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (экскурсия-занятие на опытно-учебном участке на тему «Лекарственные травы»)
В статье авторы предлагают разработку экскурсии-занятия на опытно-учебном участке, направленного на формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения. Данное занятие-экскурсия может представлять интерес для учителей и...
Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса
В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...
Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов для педагогов и детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности в условиях ДОУ»
В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.
Разработка и реализация современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе
В данном исследовании описан опыт организации и реализации современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе. Цель настоящей статьи — определить эффективность современного подхода в использовании игр...
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Педагогические условия организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе
Данная статья посвящена изучению педагогических условий организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе. Автором рассматривается понятие образовательная робототехника, его актуальность и роль в технологическо...
Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры
Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х...
Методические аспекты проведения экологических экскурсий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматриваются возможности организации экскурсий в учебно-воспитательном процессе по «Основам безопасности жизнедеятельности» на примере проведения экологической тропы; представлены результаты констатирующего эксперимента; методические аспе...
Использование интеллект-карт в проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России на этапе предпрофильного обучения
В статье автор рассматривает метод, помогающий определить ключевые мотивы профильного самоопределения обучающихся на этапе предпрофильного обучения в проектной деятельности основной школы при изучении хозяйства России.
Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)
В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...
Похожие статьи
Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (экскурсия-занятие на опытно-учебном участке на тему «Лекарственные травы»)
В статье авторы предлагают разработку экскурсии-занятия на опытно-учебном участке, направленного на формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения. Данное занятие-экскурсия может представлять интерес для учителей и...
Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса
В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...
Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов для педагогов и детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности в условиях ДОУ»
В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.
Разработка и реализация современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе
В данном исследовании описан опыт организации и реализации современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе. Цель настоящей статьи — определить эффективность современного подхода в использовании игр...
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Педагогические условия организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе
Данная статья посвящена изучению педагогических условий организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе. Автором рассматривается понятие образовательная робототехника, его актуальность и роль в технологическо...
Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры
Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х...
Методические аспекты проведения экологических экскурсий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматриваются возможности организации экскурсий в учебно-воспитательном процессе по «Основам безопасности жизнедеятельности» на примере проведения экологической тропы; представлены результаты констатирующего эксперимента; методические аспе...
Использование интеллект-карт в проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России на этапе предпрофильного обучения
В статье автор рассматривает метод, помогающий определить ключевые мотивы профильного самоопределения обучающихся на этапе предпрофильного обучения в проектной деятельности основной школы при изучении хозяйства России.
Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)
В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...