Профилактика и коррекция дискалькулии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Хлудеева Марина Викторовна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 11.09.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Хлудеева, М. В. Профилактика и коррекция дискалькулии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Хлудеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9404/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современная система обучения в начальной школе предъявляет новые требования к младшим школьникам. В последнее время возрастает интерес к проблемам математического образования. Это связано с тем, что высокий уровень развития математических представлений является необходимым условием подъема и эффективного развития ряда важнейших областей знания. Образовательная программа по математике в начальной школе рассчитана на развитие вариативности мышления и умение вырабатывать стратегии, позволяющие прийти к нужному решению.
Современные исследователи (Л. Б. Баряева, Е. А. Екжанова, Г. М. Капустина, М. Л. Чуркина и др.) отмечают, что в большинстве случаев у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформированы сенсомоторные, интеллектуальные, речевые, эмоциональные предпосылки к математической деятельности. Среди проблем, которые способствуют осложнению овладения математическими представлениями, выделяют дискалькулию.
Как отмечает Л. Б. Баряева , дискалькулия — это частичное нарушения счетной деятельности, которое проявляется в стойких, повторяющихся математических ошибках, обусловленных недостаточной сформированностью с одной стороны, процесса приема и переработки сенсомоторной информации, и с другой «математической речи», приводящей к снижению уровня культуры познания математики [2].
Анализ научно-методической литературы показал, что в коррекционной психологии отсутствует научное понимание процесса профилактики и коррекции дискалькулии у детей с ОВЗ в системе непрерывного образования детей младшего школьного возраста. Отсутствует модель непрерывной психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции дискалькулии у детей с ОВЗ. В связи с этим в нашей школе учителя начальных классов пришли к выводу, что при работе с младшими школьниками с ОВЗ необходимо подобрать разнообразные методы и средства работы, которые способствуют профилактике и коррекции дискалькулии у младших школьников.
Для проводимой коррекционной работы по профилактике дискалькулии значимо понимание того, что педагогическая система формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ должна базироваться на комплексном подходе к обучению, который предполагает формирование элементарных математических представлений в тесной взаимосвязи с обучением другим видам деятельности. Система работы в нашей школе строится поэтапно.
Подготовительный этап. На данном этапе происходит диагностика математических представлений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ. При помощи диагностического инструментария определяется вид и сложность дискалькулии, выявляются математические трудности, возникающие у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [3].
По результатам мониторинга учителя начальных классов разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с ОВЗ, в котором прописываются определенные упражнения и практические задания для каждого ребенка.
Основной этап. На данном этапе большое внимание уделяется подбору методов и способов, способствующих развитию счетных операций у младших школьников с ОВЗ. Формирование таких операций осуществляется с учетом определенных шагов.
Во-первых, решение математических задач основывается на реальных событиях, которые наиболее приближены к жизни ребенка. Младший школьник должен быть хорошо знаком с предметами и действиями, которые ему предлагаются. Например, посчитать количества птиц на ветке, сложить вместе количество продуктов, купленных в магазине и т. д.
Во-вторых, ребенку необходимо речевое выражение способов действия. В данном случае все действующие предметы имитируются палочками, монетками или другими предметами.
В-третьих, происходит постепенное формирование абстрактного мышления за счет применения дополнительного материала путем его размещения в виде схем, таблиц, алгоритмов, напоминающие правильность выполнение заданий. Постоянное обращение ребенка к ним приводит к непроизвольному запоминанию материала.
Данные шаги способствуют переходу математического действия в навык, который постепенно закрепляется и сохраняется в памяти младшего школьника. Таким образом, сначала формируются простые способы (пространственное мышление, разделение по форме, величине, зрительная память). Затем первичные навыки закрепляются с использованием разноуровневых заданий с повышением трудности, направленные на закрепление результата.
Задания, направленные на развития пальцевого восприятия: подражание с помощью рук и пальцев; развитие динамики и координации движений с помощью игр и считалок «Игра на рояле», «Как пьет птичка», «Весёлые маляры», «Лесенка», и т. п.;· пересчёт пальцев — прямой и обратный счет, с пропуском цифры. Ребенок с дискалькулией путается в своих пальцах, не может провести аналогию с пальцами учителя [5].
Задания с целью развития зрительного восприятия: «Найди геометрические фигуры»; · работа с рисунками: «Найди лишнее», «Дорисуй картинку», «Пройди лабиринт»; передача образа на лист бумаги по словесной инструкции; классификация фигур по нескольким признакам «Тетрис»;· ориентирование в пространстве с использованием слова.
Задания, направленные на развитие речеслуховое восприятие — выполнение заданий, воспринимающихся на слух, повторение и имитация различных звуков. Игровые упражнения для развития познавательных функций: «Сложи рисунок из трех фигур», «Подбери размер и форму», «Сделай, так как я», «Проведи зарядку», «Расставь на слух», «Расставь правильно числа в ряд», «Найди ошибку в ряде чисел».
Мы предлагаем определенные способы развития количественных представлений у ребенка с дискалькулией. Например: научить младшего школьника воспринимать автоматически, «на глаз» предметы в количестве пяти штук. Они могут быть изображены на рисунке или являться натуральными объектами. Главное, чтобы они отличались друг от друга по цвету и форме; учить сравнивать предметы по их количеству, где больше, равно или меньше, по форме, цвету. Главное все действия проговаривать вслух; учить измерять предметы с помощью линейки, весов, проводить сравнение между собой. Таким образом, данные способы можно применять как для профилактики, так и для коррекции такого заболевания как дискалькулия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья [4].
Заключительный этап, заключается в подведение итогов работы и анализе эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ. На данном этапе проводится повторная диагностика математических представлений у детей младшего школьного возраста. По результатам диагностики вносятся изменения и корректировка индивидуальных образовательных маршрутов.
Итак, опыт нашей работы по профилактике и коррекции дискалькулии у детей с ограниченными возможностями здоровья показывает необходимость комплексного подхода, включающий в себя как коррекцию психических функций, лежащих в основе формирования счёта и счетных операций, так и непосредственную работу с числовым материалом.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что применение разнообразных методов и способов работы в профилактике и коррекции дискалькулии позволяют эффективно воздействовать на когнитивные процессы ребенка младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и способствуют формированию у него математических представлений.
Литература:
- Афанасьева Е. А. Исследование математической готовности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Афанасьева // Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды: Сборник научных трудов /Ред. О. Г. Приходько, М. Н. Русецкая, Л. Б. Баряева и др. — М.: Изд-во ГОУ ВПО МГПУ, 2008. — Т. II — С. 3–6.
- Баряева Л. Б. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева, Л. В. Лопатина; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2022. — 320 с.
- Баряева Л. Б. Математика для школьников в играх и упражнениях / Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева. — СПб.: КАРО, 2007. — 288 с.
- Кондратьева С. Ю. Профилактика и коррекция дискалькулии у дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья: дисс. … док. пед. наук. — 2000. — 335с.
- Лалаева Р. И. Предупреждение нарушений в овладении математикой у школьников: Профилактика дискалькулии: Учебно-методическое пособие /Р. И. Лалаева, А. Гермаковская. — Из-во: КАРО, 2007. — 136 с.