Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике изготовления кормушек для птиц из подручных средств)
Авторы: Прокофьева Марина Анатольевна, Лысенко Вера Петровна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 16.09.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Прокофьева, М. А. Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике изготовления кормушек для птиц из подручных средств) / М. А. Прокофьева, В. П. Лысенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9409/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье авторы предлагают разработку практического занятия по методике изготовления кормушек для птиц из палочек для мороженого, направленного на формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения. Данное практическое занятие может представлять интерес для учителей и педагогов дополнительного образования естественнонаучного направления.
Ключевые слова: культура труда, дополнительное образование, агроэкологическое обучение, кормушка для птиц из подручных средств.
Одним из приоритетных направлений современного дополнительного образования естественнонаучного направления является введение в педагогический процесс агроэкологического трудового воспитания и обучения. Данное направление даст возможность обучающимся получить трудовые навыки в образовательной организации, а это, в свою очередь поможет им быстрее самореализоваться в самостоятельной жизни [1].
Опираясь на современные реалии, мы, предлагаем, фрагмент, разработанного нами практического занятия, содержание которого, направлено на формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный орнитолог» государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Эколого-биологический Центр».
Практическое занятие по методике изготовления кормушек для птиц из подручных средств.
Форма проведения: практическое занятие.
Место проведения: практическое занятие проводится на территории Эколого-биологического Центра.
Целевая аудитория: обучающиеся 11–14 лет.
Продолжительность занятия: 80 минут.
Цель практического занятия :
— познакомить обучающихся с различными видами кормушек для птиц;
— мотивировать обучающихся к познавательной и трудовой деятельности, формировать культуру труда в процессе изготовления кормушек.
Задачи практического занятия:
Личностные: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца; овладение трудовыми навыками и ответственностью за качество своей деятельности; бережное отношение к материалам и инструментам; воспитание у обучающихся потребности в общении с природой, бережного отношения к ней; взаимодействие в коллективе с другими детьми.
Метапредметные: развитие коммуникативных умений и навыков самоорганизации; формирование умения планировать свою деятельность и работать на результат; формирование необходимости к познанию окружающего мира и самого себя; формирование навыков и умений по изготовлению кормушек для птиц.
Предметные: формирование знаний и практических умений по основам изготовления кормушек для птиц.
Предметные (образовательные):
— расширить знания обучающихся об изготовлении кормушек для птиц;
— обобщить, систематизировать и углубить знания детей о пользе изготовления кормушек;
— способствовать выработке у учащихся навыков работы по изготовлению кормушек для птиц.
Предметные (развивающие): развитие логического мышления, высших психических функций (памяти, мышления и др.); творческого отношения к выполнению заданий; умения слушать, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Предметные (воспитательные): воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; формирование культуры труда; трудовое воспитание через изготовление кормушек для птиц.
Методы: беседа, рассказ, смешанное обучение, технология обучения сверстников, перекрестное обучение целенаправленная самостоятельная, индивидуальная и групповая работа по изготовлению кормушек для птиц.
Оборудование: инструкция по технике безопасности, фото инструкция по изготовлению кормушек для птиц, подручный материал (палочки для мороженого), ПВА клей, скотч.
Ход занятия:
Сегодня мы поговорим о птицах, вспомним, как они называются, где зимуют, чем питаются, и чем мы с тобой можем им помочь в трудную минуту.
Трудно сказать, сколько птиц на земле. Если всех пересчитать, то насчитаем примерно 100 миллиардов. И все они разные. Есть птицы очень большие, величиной до двух метров (страусы), а есть совсем крошечные — не больше бабочки (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть, которые совсем не умеют летать (пингвины). Одни птицы хищные, другие питаются насекомыми, семенами, ягодами. Птиц на Земле очень много, все они разные и живут они по-разному. Некоторые птицы, очень не любят снег и морозы, а другие совсем не боятся холода. Как мы их можем назвать? (Перелётные и зимующие). На зиму, в теплые края улетают жаворонки, грачи, скворцы, кукушки, соловьи, ласточки, стрижи. С нами зимуют вороны, воробьи, дятлы, синицы, снегири и другие птицы [2].
А теперь попробуйте разгадать загадки о зимующих с нами птицах.
Черный жилет, красный берет, нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
|
Всё хлопочет и вертится. Всё свистит и суетится. Ей на месте не сидится. Называется … (синица).
|
Зимой на ветках яблоки: Скорее собери! И вдруг вспорхнули яблоки! Ведь это … (снегири).
|
Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков. В тёплый край я не летаю, здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)
|
Окраской сероватая, Повадкой вороватая Крикунья хрипловатая, Известная персона, Это же … (ворона).
|
Наконец-то свиристели за окном засвиристели. Через бури и метели Прилетели! Прилетели! На Рябине на Боярке, в платьях сереньких, неярких птицы лёгкие сидели и чуть слышно свиристели!
|
Сегодня мы попытаемся изготовить кормушки для птиц собственными руками. Создание кормушек своими руками решает сразу несколько задач:
— сохраняются целые популяции пернатых, которые могли бы умереть без такой помощи от человека;
— прививается бережное отношение к природе, подрастающему поколению пернатых;
— создание таких поделок становится отличным примером бережного отношения к окружающей среде;
— появляется возможность наблюдать за разными видами птиц практически в естественных условиях.
До того, как приступить к изготовлению кормушки мы с вами изучали инструкцию по технике безопасности. Надеюсь, все помнят, как нужно обращаться с имеющимся оборудованием.
Изготовлять кормушки можно из подручных средств. Обратите внимание на фотоколлаж кормушек, изготовленных из подручных средств.
Кормушка из палочек для мороженого
|
Кормушка из тетра пакетов
|
Кормушки из банок
|
Кормушки из коробки
|
Бункерная кормушка из бутылки
|
Кормушка из «Лего»
|
Сейчас я предлагаю вам изготовить кормушку из палочек для мороженого. У нас должна получиться очень оригинальная кормушка для птиц. Сборка ее — это творческий процесс. Обратите внимание на фото инструкцию по изготовлению кормушки.
Согласно этой инструкции мы будем изготавливать кормушку. Наша работа будет состоять из нескольких технологических этапов, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Технология изготовления кормушки из палочек для мороженого
Этап 1 |
Правильно готовим рабочее место |
Этап 2 |
Экономно используем палочки для мороженого для изготовления кормушки |
Этап 3 |
Правильно пользуемся оборудованием, согласно технике безопасности |
Этап 4 |
Красим палочки и даем им полностью просохнуть |
Этап 5 |
На ровном, плоском основании выкладываем будущее дно кормушки и фиксируем скотчем |
Этап 6 |
ПВА клеем клеим несколько перпендикулярных палочек, чтобы закрепить форму. Это необходимо сделать сверху и снизу от дна, чтобы получилась опора и начало будущих стенок |
Этап 7 |
Бортики выкладываем попарно, как колодец — и так около 10–15 рядов |
Этап 8 |
С двух сторон клеим к стенкам по две вертикальные палочки — это опора для крыши |
Этап 9 |
Крышу кормушки собираем из двух таких же деталей, что и дно |
Этап 10 |
Склеиваем детали по центру и устанавливаем на опоры |
Этап 11 |
Убираем за собой место работы, соблюдаем чистоту |
Наша кормушка для птиц из подручного материала готова. Эту кормушку вы можете взять домой, повесить ее на балконе или дереве и кормить зимой птиц. Спасибо. У вас все получилось замечательно.
А теперь я предлагаю вам ответить на несколько вопросов.
Опросник
№ № |
вопросы |
ответы |
||
да |
нет |
не знаю |
||
1 |
Понравилось ли вам изготовление кормушки для птиц? |
|||
2 |
Можно ли назвать данную деятельность трудом? |
|||
3 |
Научились ли вы правильно пользоваться оборудованием при изготовлении кормушки для птиц? |
|||
3 |
Помогла ли вам инструкция по технике безопасности работы при изготовлении кормушки? |
|||
4 |
Запомнили вы этапы работы по созданию кормушки для птиц? |
|||
5 |
На фотоколлаже вы видели другие кормушки, изготовленные из подручных средств. Понравились ли они вам? Сможете ли вы изготовить дома другую кормушку для птиц из подручного материала? |
|||
Домашнее задание. Изготовить кормушку для птиц из других подручных средств.
Наше занятие закончилось. Спасибо за работу.
До новых встреч.
Таким образом, в данной статье, мы поделились с вами фрагментом занятия, содержание которого направлено на формирование культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения.
Кроме этого, нами разработаны экскурсии-занятия, воспитательные мероприятия, экскурсии, с которыми мы планируем поделиться в следующих статьях.
Сегодня вопрос трудового воспитания и обучения из идеальной цели обучения и воспитания превращается в реальную практическую задачу, с определением содержания культуры труда (в т. ч. культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения). Эти задачи, реализуемые в освоении как общеобразовательных, так и специальных знаний, умений и навыков, выходят за рамки «классической педагогики трудового обучения и воспитания и приобретают широкий социальный контекст» [3].
В связи с этим, формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения является на сегодняшний день одной из актуальных проблем.
Литература:
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf.
- Большая иллюстрированная энциклопедия «Птицы России». — Санкт-Петербург, СЗКЭО, 2016. — 256 с.
- Романова Т. В. Формирование культуры труда у младших школьников в системе дополнительного образования: Дисс. …канд. пед. наук: 13.00.01 Чебоксары, 2006–246 с.
Ключевые слова
дополнительное образование, культура труда, агроэкологическое обучение, кормушка для птиц из подручных средствПохожие статьи
Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»)
В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов поб...
Изготовление наглядных пособий исторических деятелей России для обучения детей с нарушениями зрения посредством трехмерного моделирования, аддитивных и лазерных технологий
В статье представлены результаты анализа программного обеспечения и оборудования для реализации авторского проекта «Изготовление наглядных пособий исторических деятелей России для обучения детей с нарушениями зрения». Проект направлен на решение тако...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения
Статья посвящена проблеме развития активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. В статье приведен материал, используемый на уроках по развитию речи. Такой метод работы буд...
Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры средствами спортивных игр
В статье дается теоретическое обоснование возможности развития двигательных качеств у учащихся 12–13 лет с помощью средств и методов спортивных игр, реализуемых на уроках физической культуры. Автор предлагает комплекс специальных упражнений интеграль...
Использование наглядных пособий в развитии устной речи в 3–4-х классах
В данной статье рассматриваются проблемы использования наглядных пособий при развитии устной речи. Дается общее о методах работы над устной речью, а также подбор развивающих игр, которые могут быть использованы на уроках по чтению. Большое внимание у...
Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса
В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...
Перспективное планирование обучения учащихся конструированию и проектированию швейных изделий на примере праздничного детского костюма
В статье предлагается один из вариантов перспективного планирования обучения учащихся конструированию и моделированию швейных изделий. Нестандартность планирования основывается на выборе швейного изделия - это детский праздничный костюм к празднику «...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет
В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...
Инновационные подходы при обучении в начальных классах на примере изучения величин на уроках математики
Систематическое использование проблемно-практических примеров и интерактивных методов в начальных классах является эффективным средством активизации учебной деятельности, положительно влияющим на повышение качества знаний учащихся и развитие умственн...
Особенности методики обучения слабовидящих подростков технике игры в настольный теннис в условиях внеурочных занятий
Представлены результаты оценки динамики сформированности элементов техники игры в настольный теннис слабовидящих подростков в процессе внеурочных занятий. Показано, что методика, основанная на использовании специальных приемов по формированию чувства...
Похожие статьи
Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»)
В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов поб...
Изготовление наглядных пособий исторических деятелей России для обучения детей с нарушениями зрения посредством трехмерного моделирования, аддитивных и лазерных технологий
В статье представлены результаты анализа программного обеспечения и оборудования для реализации авторского проекта «Изготовление наглядных пособий исторических деятелей России для обучения детей с нарушениями зрения». Проект направлен на решение тако...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения
Статья посвящена проблеме развития активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. В статье приведен материал, используемый на уроках по развитию речи. Такой метод работы буд...
Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры средствами спортивных игр
В статье дается теоретическое обоснование возможности развития двигательных качеств у учащихся 12–13 лет с помощью средств и методов спортивных игр, реализуемых на уроках физической культуры. Автор предлагает комплекс специальных упражнений интеграль...
Использование наглядных пособий в развитии устной речи в 3–4-х классах
В данной статье рассматриваются проблемы использования наглядных пособий при развитии устной речи. Дается общее о методах работы над устной речью, а также подбор развивающих игр, которые могут быть использованы на уроках по чтению. Большое внимание у...
Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса
В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...
Перспективное планирование обучения учащихся конструированию и проектированию швейных изделий на примере праздничного детского костюма
В статье предлагается один из вариантов перспективного планирования обучения учащихся конструированию и моделированию швейных изделий. Нестандартность планирования основывается на выборе швейного изделия - это детский праздничный костюм к празднику «...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет
В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...
Инновационные подходы при обучении в начальных классах на примере изучения величин на уроках математики
Систематическое использование проблемно-практических примеров и интерактивных методов в начальных классах является эффективным средством активизации учебной деятельности, положительно влияющим на повышение качества знаний учащихся и развитие умственн...
Особенности методики обучения слабовидящих подростков технике игры в настольный теннис в условиях внеурочных занятий
Представлены результаты оценки динамики сформированности элементов техники игры в настольный теннис слабовидящих подростков в процессе внеурочных занятий. Показано, что методика, основанная на использовании специальных приемов по формированию чувства...