Развитие творческих способностей обучающихся посредством использования технологии интегрированного обучения
Автор: Роголева Виктория Владимировна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 17.09.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Роголева, В. В. Развитие творческих способностей обучающихся посредством использования технологии интегрированного обучения / В. В. Роголева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 14-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9410/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье автор представляет свой опыт работы в области развития творческих способностей обучающихся посредством метода интеграции. Вниманию читателей предложены рекомендации и советы по созданию таких ситуаций в процессе обучения, когда каждый ученик чувствует себя мыслителем и творцом. Автором отмечены широкие возможности интегрированных уроков.
Ключевые слова: интеграция, творческие способности, урок, литература.
…Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь.
К. Д. Ушинский.
Задача воспитания грамотного, разносторонне образованного, компетентного и умеющего творчески мыслить молодого человека определяется Федеральным государственным образовательным стандартом. Современность предъявляет к школе новые социальные запросы. Всё это ориентирует педагога на использование в своей работе таких методов и технологий, которые дают возможность для самореализации, самовыражения и творчества учителя, и одновременно способствуют раскрытию творческого потенциала его учеников, формированию у них ключевых компетенций, их языковой личности. В этой связи особая роль, на мой взгляд, принадлежит технологии интегрированного обучения. Именно интеграция предметов способствует оптимизации и систематизации учебно-познавательной деятельности школьников.
Стоит сказать ещё и о том, что одной из острых проблем современного общества является проблема нравственности и духовности. Учитель-словесник как никто другой обладает неограниченными возможностями для формирования у детей правильной системы ценностей, нравственных ориентиров, воспитания у них культуры восприятия окружающего мира. Очевидным является и то, что растущего человека, в соответствии с современными жизненными реалиями, необходимо готовить к творчеству. Без творческой активности гармоничное развитие личности просто невозможно. Исходя из моей многолетней педагогической практики, могу с уверенностью сказать, что для формирования у учащихся творческого потенциала метод интеграции , который является одним из основных в моей работе, — это идеальное условие. В связи с этим хочу отметить, что межпредметная интеграция отражает комплексный подход к обучению и воспитанию. Предметам русского языка и литературы отводится в этом плане особая роль. Помимо того, что эти предметы тесно связаны друг с другом, предмет литературы сам по себе связан с целым рядом других учебных дисциплин: историей, изобразительным искусством, музыкой. Связь литературы с этими учебными дисциплинами не только расширяет литературные знания школьников, но и помогает им осваивать смежные дисциплины. В этом и состоит, как мне видится, актуальность опыта применения в своей педагогической практике метода интеграции.
Остановлюсь ещё немного на задачах, которые могут решать интегрированные уроки, и теории педагогики относительно вопроса интеграции в школьном преподавании .
Если говорить о задачах интегрированных уроков, то это, прежде всего, конечно, коммуникативная задача. Школьники получают знания о способах взаимодействия с окружающим миром и событиями, приобретают навыки такого общения, навыки работы в коллективе и т. д.
Интегрированные уроки решают и другие задачи: социокультурную, информационную , культуроведческую.
Несколько слов из истории интегрированных уроков. Известно, что в классической педагогике процесс интеграции школьных дисциплин связан с идеей межпредметных связей. «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», — отмечал великий дидактик Ян Амос Коменский [1]. Позднее к этой идее обращаются и другие известные педагоги. Исходя из требования «приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе» [4], И. Г. Песталоцци на широком дидактическом материале показал многообразие взаимосвязей учебных предметов и одновременно указал на опасность отрыва одного предмета от другого. Наиболее полное психолого-педагогическое обоснование значимости межпредметных связей в классической педагогике принадлежит великому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому, считавшему, что «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» [6]. Теоретической базой к интегрированному подходу в обучении стоит считать и научные труды таких педагогов-методистов, педагогов-филологов, как С. А. Леонов, В. А. Сухомлинский, А. И. Власенкова, Е. А. Колокольцева и других. Так, С. А. Леонов подчёркивал: «…на интегрированном уроке сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определённый сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета изучения в целом» [3].
Для меня, как филолога, наиболее интересен и важен взгляд на интеграцию замечательного педагога В. А. Сухомлинского, считавшего, что знакомить учащихся с любым предметом необходимо в его связи с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги» [5]. Так стимулируется познавательная деятельность ученика, необходимым условием для развития которой и является интеграция учебного процесса. Как показывает практика, в развитии современного образования в школе интеграция также является одним из важнейших направлений.
Не ошибусь, если скажу, что эффективность труда педагога определяется его творческим потенциалом, желанием совершенствовать своё мастерство, свой накопленный опыт. Интеграция учебных дисциплин как нельзя лучше этому способствует. Считаю также возможным поделиться сложившимся на протяжении нескольких лет определённым опытом моей работы в этом направлении.
Как уже было отмечено, интегрированные уроки побуждают учащихся к активному познанию, развитию мышления, логики, в большей степени, нежели традиционный урок, способствуют развитию речи, формированию умений сравнивать, обобщать, делать выводы. Таким образом, интегрированное обучение создаёт новые условия для совместной работы учеников и учителя. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна, побуждает к творчеству. Использование разнообразных приёмов и видов работы на таких уроках поддерживает внимание учеников на высоком уровне, успешно влияют на психологию восприятия учебного материала. В свою очередь, это позволяет нам говорить о развивающей эффективности подобных уроков. В моей педагогической практике при организации творческой деятельности учащихся на основе интеграции центральное место и занимает именно такая работа, которая направлена на усвоение системы предметных знаний и овладение способами их передачи и обобщения.
Обращусь ксвоему опыту работы по вопросу реализации творческих способностей учащихся с помощью интегрированных уроков. Вначале хочу обратиться к словам С. А. Леонова, который сказал, что «интегрированные уроки призваны содействовать формированию мотивационной сферы деятельности учащихся, т. е. прививать им интерес к предмету, расширять их кругозор, повышать общий уровень образованности» [2]. Понятно, что именно поэтому разработка интегрированного урока — это сложный поиск новых эффективных форм обучения, основанных на гуманистическом и личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию школьников. Своей главной целью обучения, как, наверняка, и многие другие педагоги, считаю воспитание ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Интеграция предметов помогает мне реализовывать эту цель.
Тесная связь уроков русского языка, развития речи и литературы понятна и очевидна любому филологу так же, как очевидна связь содержания и формы.
Подробнее хочу остановиться на интеграции предметов гуманитарного цикла. Литература, как один из ведущих предметов общеобразовательной школы, сама по себе, как отмечалось ранее, связана с целым рядом учебных предметов. Прежде всего, это история, музыка и изобразительное искусство. Именно поэтому я считаю, что творческие способности учащихся наиболее эффективно развиваются в процессе интегрирования литературы с этими предметами. Одновременно такие уроки решают задачу обогащения и углубления гуманитарных знаний школьников, а также способствуют прочному усвоению смежных дисциплин. Эффективным, на мой взгляд, для развития творческого потенциала моих учащихся, стал урок литературы по теме «Былины», где, опираясь на произведения изобразительного искусства и музыки (иллюстрации картин В. М. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье». А. П. Бородин Симфония № 2 «Богатырская»), сопоставляя компоненты богатырского образа в литературе, живописи и музыке, ученики замечательно справились с заданием по созданию устной иллюстрации к картине. На уроке по теме «Быт и нравы Запорожской Сечи» по повести Н. В. Гоголя, говоря о простоте и весёлом нраве запорожцев, обращение к иллюстрациям русских художников, сделанным к произведению писателя, и музыка М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» благотворно отразилась в творческих работах учеников — сочинениях-рассуждениях «Мотивы традиций запорожцев». Таким образом, могу утверждать, что, сравнивая и сопоставляя средства и приёмы создания образа в различных сферах искусства, учащиеся понимают их идентичность. Такая форма работы уже на начальном этапе обучения школьников анализу эпизода или лирического произведения обеспечивает у них сознание актуальности анализа художественного произведения, повышает их мотивацию обучения.
Эффективным с точки зрения развития творческих способностей обучающихся стал и интегрированный урок русского языка, литературы и развития речи в 6-м классе «Текст. Роль существительных в предложении и в тексте». Задачами такого урока были не только формирование языковой (лингвистической) компетенции, коммуникативных навыков, но и развитие логического мышления, связной монологической речи, памяти, а также воспитание у обучающихся активной читательской позиции, интереса к творчеству поэтов и писателей, воспевающих нашу Родину, Россию (С.Есенина), что в свою очередь способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к своей Родине. Знания учащихся о существительном и его роли в предложении и в тексте успешно были систематизированы и закреплены, благодаря интеграции лингвистического материала и поэтических текстов, использования музыкального произведения Э.Грига «Утро».
Как видим, интеграция предметов гуманитарного цикла даёт учителю возможность развивать не только языковую и лингвистическую, но и коммуникативную, и культуроведческую компетенции обучающихся. Результаты же интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, правовой). А тип культуры, как известно, определяет тип сознания человека. Поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе. Подтверждением такой точки зрения может служить ещё и тот факт, что развитие творческих способностей учащихся посредством интегрированных уроков даёт результат и в формировании детского литературного творчества. Так, сказка «Чудо рождественского спасения» моей ученицы 10 класса в муниципальном конкурсе «Рождественская сказка» была отмечена 2-м местом. Ученики 10 и 11 класса, участники Всероссийского конкурса «Без срока давности», стали абсолютными победителями регионального этапа конкурса; их работы (эссе) были номинированы на Всероссийский этап.
Отдельно хочу остановиться на интегрированных уроках литературы и истории. Практика показывает, что обращение к истории на уроках литературы позволяет рассмотреть тот или иной вопрос в историческом контексте. История, будучи наукой свершившихся фактов, предлагает нам, тем, кто живёт сегодня, извлекать из неё уроки, а литература, способствуя духовному и эмоциональному обогащению личности, помогает в нравственных категориях осознать и почувствовать эти самые уроки.Таким стал урок в 8-м классе «Струн вещих пламенные звуки… Движение декабристов», проведённый совместно с учителем истории, и урок памяти в 11-м классе «Был выбор у каждого: я или Родина» (по произведению Б. Л. Васильева «В списках не значился»). Цели и задачи интегрированного урока в 8-м классе были определены следующим образом.
Литературоведческая:
– ознакомление учащихся с именами поэтов-декабристов, с основными направлениями поэзии декабристского периода, продолжить обучение анализу лирического произведения, обучение видению и пониманию чувств лирического героя;
– приобщение учащихся к искусству слова через поэзию поэтов-декабристов;
Историческая:
– определение причин возникновения движения декабристов, подчеркнув, что передовое дворянство разочаровалось политикой Александра I после 1812 года;
– выяснение общего и особенного в программных документах Северного и Южного общества;
– проследить ход выступления декабристов, рассмотреть ошибки восставших;
– подведение учащихся к пониманию исторического значения движения декабристов;
– развитие выразительной, связной речи, интереса к поэзии декабристов;
– развитие у учащихся умений выделять причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы;
– способствовать развитию чувства сопричастности к великому поэтическому и гражданскому подвигу декабристов, развитию интереса к историческому прошлому своей страны;
– воспитание у учащихся уважения к смелым, честным и самоотверженным людям;
– воспитание чувства гордости за величие поэзии декабристского движения.
Отмечу, что успешной реализации всех этих задач на уроке удалось достичь, благодаря интеграции смежных предметов. На этапе рефлексии учащимися были сделаны выводы о том, что многие декабристы были не только политическими деятелями, перед мужеством которых склоняют головы целые поколения, но и поэтами, чья лира звала в бой, поддерживала дух «вольности святой», что истинные патриоты нашей страны — люди высокой нравственности, чести и достоинства. Ребята убедились также в том, что и история, и литература отображают жизнь общества, но в разных аспектах. Домашнее задание (анализ стихотворения А. С. Пушкина «Пущину») в значительной степени способствовало развитию творческих способностей учеников. Участие в уроке сразу двух учителей позволило провести его на более высоком профессиональном уровне, используя современные информационно-коммуникационные технологии, сделать акцент на более сложных вопросах, т. е. осуществить углубление материала. Уверена, что подобные уроки оставляют и сильный эмоциональный след в сознании школьников.
Исторические факты героической защиты Брестской крепости, вошедшей в историю Великой Отечественной войны, легли в основу интегрированного урока памяти по повести Б.Васильева «В списках не значился». Эпиграфы, выбранные мной к уроку, определили его главные целевые задачи (были взяты слова из произведения «Крепость не пала, она просто истекла кровью. Я её последняя капля» и строки из стихотворения М.Ножкина «Они исполнили солдатский долг суровый /И до конца остались Родине верны. /И мы в историю заглядываем снова, /Чтоб день сегодняшний измерить днем войны»):
1) доказать нравственную чистоту и подлинную человечность героев романа, их высокую меру ответственности за себя, свои поступки, за жизнь своих соотечественников; Н.Плужников — мужественный сын непокоренной Родины.
2) закрепление умений учащихся анализировать художественное произведение;
3) подведение учащихся к пониманию исторического значения подвига советских солдат при защите Брестской крепости, главенствующей роли нашей страны в Великой Отечественной войне и значения великой Победы над фашизмом;
4) воспитание чувства гордости за нашу страну и её героев.
На этапе целеполагания ребята определили самые важные аспекты урока: понять, какой ценой была завоёвана Победа; доказать нравственную чистоту и подлинную человечность героев романа, их высокую меру ответственности за себя, свои поступки, за жизнь своих соотечественников; проявление огромной силы воли при совершении выбора защищать Родину до последней капли крови; мы обязаны сохранять память о героях.
Обращение к историческим фактам защиты Брестской крепости и фактов из жизни писателя-фронтовика Б. Л. Васильева, подробный анализ содержания произведения, использование фрагментов художественного фильма «Я русский солдат» и проектной работы о жизни и творчестве Б.Васильева «Б.Васильев. Искренность и правда в каждой строке» способствовали глубоким размышлениям учеников о непростых судьбах, мужестве, самоотверженности нашего народа, вызвали глубокий интерес к истории нашей Родины. Очень важным для меня стало то, что в качестве домашнего задания ребята сами предложили его творческий вариант: написать письмо главному герою произведения Николаю Плужникову. И конечно, отрадно, что в этих письмах-сочинениях каждый из них выразил свои искренние чувства, переживания, мысли. Это еще раз подтверждает необходимость и широкие возможности интегрированных уроков: учащиеся с большим желанием и интенсивней работают над подготовкой к необычным урокам: читают дополнительную литературу, готовятся к самостоятельному выступлению, инсценируют, посещают выставки картин, работают над созданием сборников, иллюстраций к произведениям, проводят экскурсии, готовят защиту различных проектов и др.
Обобщая опыт своей работы в школе в области интеграции, считаю возможным дать несколько советов по подготовке и проведению интегрированных уроков.
- Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объёме, так могут включать лишь отдельные составляющие содержание, отдельные методы. Прежде чем решиться на интегрированный урок, совмещающий разные дисциплины, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым планируется интеграция. Общими усилиями необходимо определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин.
- Взаимодействие учителей на интегрированном уроке можно построить по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием для них (урок «Струн вещих пламенные звуки…Движение декабристов»), а возможен вариант, когда один из учителей выступает ведущим, а другой — ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
- Продолжительность интегрированного урока также может быть разной: от одного урока до двух (спаренных) и даже трёх. На спаренных уроках существует наиболее широкий простор для углублённого понимания изучаемого, обобщения и систематизации материала, а также соединения опыта обучающихся и теоретического материала.
- Интегрировать на уроке можно и любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Например, интегрируя содержание, в нём можно выделить любой его компонент: понятия, законы, определения, признаки, явления, события, факты, гипотезы, проблемы, идеи и др. Интегрировать можно такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин становятся системообразующими .
В заключение хотелось бы ещё раз обратить внимание на очевидность преимущества интегрированных уроков перед традиционными. Такие уроки обладают значительными педагогическими возможностями. Используя информацию из различных предметов, на этих уроках ребята получают глубокие разносторонние знания, по-другому осмысливают явления и события. Не менее важным является и психологическая совместимость учителей, которые вместе готовят и проводят интегрированный урок. Здесь очень важна поддержка, взаимопонимание. Без этого интегрированный урок невозможен.
Использование метода интеграции на уроках литературы и русского языка способствуют познавательной активности учащихся.
Метод интеграции является идеальным условием для формирования у учащихся творческого потенциала, выявляет их скрытые, заложенные природой способности. Развитие же творческих способностей даёт результат и в формировании детского литературного творчества.
Разгадывание тайн художественного произведения повышает заинтересованность школьников в их внимательном прочтении. Таким образом, возрастает мотивация обучения литературе.
Интегрированные уроки способствуют формированию у обучающихся комплексного гуманитарно-эстетического мышления.
Безусловно, такие уроки требуют большой подготовительной работы. Но они несут позитивный заряд на дальнейшую творческую деятельность и оставляют неизгладимое впечатление в памяти детей. Они способствуют формированию них целостного представления о мире, повышают мотивацию к учению, самообразованию и самосовершенствованию. Подготовка и проведение интегрированных уроков помогает создавать в общении с детьми атмосферу сотрудничества. Ребята с увлечением включаются в работу на уроке. Они работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются не только в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, раскрывают их интеллектуальный потенциал.
Интегрированные уроки больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям.
Интегрированные уроки необычны по замыслу, организации и методике проведения. А необычное — значит, интересное!
Литература:
- Коменский, Я. А. Великая дидактика [Текст] /Я. А. Коменский. — М., Педагогика, 1995. — 234 с.
- Леонов С. А. Литература. Интегрированные уроки. 8–9 классы. — М.: Айрис — пресс, 2003.
- Леонов С. А. Интегрированный урок литературы. М., 1999. 230 с.
- Песталоцци И. Г. — Подласый, И. П. Педагогика [Текст] /И. П. Подласый — М.: Просвещение,1996. — 262 с.
- Сухомлинский, В. А. Не только разумом, но и сердцем / В. А. Сухомлинский — М: Педагогика, 1986. — 521 с.
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] /К. Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 1974. — 584 с.
Похожие статьи
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке
Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...
Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников
В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с младшими школьниками. Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать, развивать творческие способности и коммун...
Создание условий для эффективного обучения учащихся через использование дистанционных образовательных технологий
В статье автор пытается определить эффективные методы работы с учащимися в условиях дистанционного образовательного процесса.
Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся
В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...
Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях
Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...
Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...
Развиваем творческие способности на уроке технологии
В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.
Профилактика нарушений адаптации в 5 классе
В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...
Реализация технологии педагогической мастерской творческого письма на уроках внеклассного чтения по книге «Сутра мгновений»
Педагогическая мастерская творческого письма рассматривается автором как уникальная педагогическая технология, которая создает на уроках внеклассного чтения условия, ситуации, образовательные события для профессионально-личностного становления путем ...
Похожие статьи
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке
Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...
Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников
В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с младшими школьниками. Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать, развивать творческие способности и коммун...
Создание условий для эффективного обучения учащихся через использование дистанционных образовательных технологий
В статье автор пытается определить эффективные методы работы с учащимися в условиях дистанционного образовательного процесса.
Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся
В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...
Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях
Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...
Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...
Развиваем творческие способности на уроке технологии
В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.
Профилактика нарушений адаптации в 5 классе
В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...
Реализация технологии педагогической мастерской творческого письма на уроках внеклассного чтения по книге «Сутра мгновений»
Педагогическая мастерская творческого письма рассматривается автором как уникальная педагогическая технология, которая создает на уроках внеклассного чтения условия, ситуации, образовательные события для профессионально-личностного становления путем ...